Конспект итогового занятия в средней группе по экологическому воспитанию дошкольников. «Школа добрых волшебников»

Расуля Гильфанова
Конспект итогового занятия в средней группе по экологическому воспитанию дошкольников. «Школа добрых волшебников»

Программное содержание

1. Закрепить элементарные экологические знания о природе родного края. Обогащать жизненный опыт детей примерами познавательного воздействия с окружающей средой.

2. Продолжать учит детей вести диалог, поддерживать беседу, обмениваться информацией о природе с помощью слова.

3. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка в процессе взаимодействия с объектами окружающей природы.

4. Воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к богатству леса.

Демонстрационный материал Игровые карточки.

Раздаточный материал Угощение для детей.

Оборудование Макет леса, паутина, кубы-пенёчки с сюрпризом, берёза со сломанной веткой.

Словарная работа Разорять, санитары леса, очистить воздух, запропастился, старожил.

Предварительная работа воспитателя Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», программы «Я познаю мир» Р. Шаеховой, «Юный эколог» С. Николаевой, статей С. Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников, разработка конспекта занятия, изготовление дидактических пособий, игр по экологии, организация труда и наблюдений в природе, подборка художественной литературы о природе, консультации, беседы для родителей, изготовление атрибутов к занятию.

Предварительная работа с детьми Проведение тематических занятий, наблюдения и труд в природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, загадок, песен, слушание музыки из детского альбома «детям о природе», проведение дидактических экологических игр, упражнений, подвижных и театрализованнных игр.

Методические приёмы Интригующее начало, эффект удивления, индивидуальные и хоровые ответы, сюрпризный момент, художественное слово, фонограмма, игровая форма проведения

Организация занятия Занятие проводится в музыкальном зале, оформленном под сказочный лес, кубы-пенёчки, на которых будут сидеть дети, расставлены вразброс.

Структура занятия 1. Психологический настрой, интригующее начало – 1 мин. 2. Чтение стихотворения – 30 сек. 3. Беседа, игровое упражнение-превращение в «волшебников» - 1,5 мин. 4. Беседа о гнёздах – 3 мин. 5. Физминутка –1мин. 6. Художесивенное слово, беседа – 3мин. 7. Игровое упражнение «Экологическая цепочка» - 2 мин. 8. П. игра «Паутина и мухи» - 2 мин. 9. Инсценировка – 1 мин. 10. Эффект неожиданности: появление лесовичка – 2 мин. 11. Сюрпризный момент от лесовичка – 30 сек. 12. Анализ занятия – 1,5 мин.

Ход занятия.

(Прежде чем войти в зал, обращаюсь к детям): «Дети, сегодня я хочу вам предложить совершить необычное путешествие – прогулку по сказочному лесу. Хотите отправиться туда со мной? Ну что ж, тогда занимайте места в вагончиках, ведь мы поедем туда на поезде (дети выстраиваются «паровозиком» - друг за другом). В путь, друзья!»

(звучит песня «Паровозик – облачко», дети друг за другом «едут» в лес. Останавливаются на «полянке»)

Воспитатель: Вот и лес стоит густой,

Качает всем нам головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Все мы знаем «Азбуку вежливости», когда приходим в лес, сначала здороваемся:

Здравствуй, здравствуй, добрый лес!

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим,

Чудеса твои увидим!

(дети заходят в «лес», рассматривают его)

Восп.: Ребята, в лесу надо ходить очень осторожно, чтобы нечаянно кого-нибудь не обидеть.

(на пути детям встречается муравейник, обращаю внимание на муравьёв)

Восп.: Посмотрите, как трудятся муравьи. А кто знает, как по-другому называют муравьёв? Саша, ты знаешь?

Саша: Их называют «санитарами леса».

Восп: Правильно, Саша. Муравьёв называют «санитарами леса». А почему их так называют? Альбина, объясни, пожалуйста.

Альбина: Потому что они собирают мусор в лесу.

Восп.: Молодец, Альбина! Конечно же, муравьи собирают так называемый мусор в лесу, и знаете ли, что из этого мусора они строят себе дом. Илья, а как называется дом муравьёв?

Илья: Муравейник.

Восп.: Правильно! А вот мне интересно узнать, из чего состоит мусор, который собирают муравьи в лесу, да к тому же строят из него себе дом? Оля, скажи ты нам.

Оля: Из опавших прутиков, листочков, иголочек от елей, сосен.

Восп.: (вдруг замечаю, что муравейник повреждён, возмущаюсь). Взгляните, ребята, кто-то повредил муравейник. Наверное, не заметили тружеников-муравьёв.

(выбираю подгруппу детей и «превращаю» их в «добрых волшебников», чтобы оказать помощь муравьям)

«Вокруг себя обернись, в волшебника превратись(обвожу вокруг ребёнка веткой). Дети поправляют муравейник.

(звучит фонограмма «Пение птиц», дети идут дальше, останавливаю их и шёпотом обращаю внимание детей на гнездо на дереве)

Восп.: Не подходите к гнёздам близко, для птиц это небезопасно. А кто может объяснить, в чём состоит опасность нашего приближения к гнёздам? Миша, расскажи!

Миша: По нашим следам птиц могут отыскать хищники и разорить их гнёзда.

(привлекаю к беседе пассивных детей: «Юля, что ты можешь добавить?». Подбадриваю, подводя её к ответу).

Юля: Если подойти к гнёздам близко и прикоснуться к ним, то мама-птица может навсегда покинуть гнездо и своих птенцов.

Восп.: Правильно, Юля, молодец! А что ещё может произойти? Лена, расскажи.

Лена: Хищники могут легко добраться до гнезда и съесть отложенные яйца птиц.

Восп.: Конечно же, ты совершенно права. Хищники могут съесть отложенные яйца или уже вылупившихся птенцов. Ведь они ещё маленькие и самостоятельно летать не могут, а потому совсем беззащитны. А что значит «разорить гнездо»? Юля, объясни, пожалуйста.

Юля: Сломать гнездо, принести птицам вред.

(выбираю подгруппу детей и «превращаю» их в «добрых волшебников», чтобы поставить табличку-предупреждение: «Осторожно, птичье гнездо!»)

Восп.: (загадываю загадку) Не заботясь о природе,

В сарафане белом ходит,

А в один из жарких дней

Май серёжки дарит ей. (берёза)

Совершенно верно, это берёза. Посмотрите, ребята, в нашем сказочном лесу тоже растёт берёза. Но что случилось с ней?

Дети: Берёзку кто-то сломал. Тот, кто сломал, был очень неосторожен, невнимателен и даже не помог берёзке. (подвожу детей к мысли, что берёзе надо бы помочь, выслушиваю варианты: как и чем можно помочь дереву).

(Выбираю подгруппу детей и превращаю их в «добрых волшебников», чтобы оказать помощь берёзе, перевязать ветку).

Восп.: А вот красавица листва,

Порезвись-ка, детвора!

Лист кленовый, лист дубовый,

Отгадай-ка, попробуй!

(предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»)

Восп.: Послушайте ещё одну загадку: зимой и летом одним цветом (ель, сосна).

Деревья эти нужны людям. А почему? (потому что они хорошо очищают воздух)

Правильно, эти деревья делают воздух чище, поэтому рядом с ними очень легко дышать. Давайте представим, что перед нами живое дерево, а не сказочное. Хотите подышать свежим воздухом? Тогда наклонитесь ближе к дереву, сделайте глубокий вдох и выдох (дыхательное упражнение). Ребята, вы, наверное, устали уже гулять по лесу, предлагаю отдохнуть. Где бы нам присесть?

По-моему эти пенёчки не простые, а с секретом (даю возможность детям внимательно рассмотреть пенёчки и раскрыть их секрет. Верхняя часть пеньков открывается)

Что это? Здесь что-то нарисовано! (лес, человек, земля, солнце)

Восп.: Это похоже на чьё-то тайное задание. Вы не забыли, что мы находимся в необычном лесу? А вот и текст задания:

«Добрые волшебники! Попробуйте составить экологическую цепочку».

Ну что ж, я думаю, с этим необычным заданием мы справимся, попробуем?

(Дид. игра «Экологическая цепочка»)

Восп.: Молодцы мои добрые волшебники, вы отлично справились с заданием!

(В это время на поляне появляются двое детей, которые «ловят» бабочек).

Восп.: Что вы делаете, ребята?

Дети: Ловим бабочек.

Восп.: (обращаясь к остальным детям) Ребята, как вы думаете, можно ловить бабочек? (нет, нельзя) А почему нельзя? Оля, как ты думаешь?

Оля: Если переловит всех бабочек, то природа станет некрасивой.

Восп.: Правильно. Могут погибнуть растения, птицы, потому что каждое животное, растение, насекомое по-своему приносят пользу природе и уничтожать их нельзя. Айрат, скажи, как нужно вести себя в лесу?

Айрат: В лесу нельзя шуметь, ходить надо тихо и только по тропинкам.

(идём дальше, слышится плач)

Восп.: Вы слышите, кто-то плачет. По-моему кому-то нужна помощь. Видите, ребята, это же маленький паучок. Ой, кто-то сломал его паутинку. Что случилось, паучок, кто повредил твою паутинку?

Паучок: Недавно пронёсся сильный ветер и сломал мой дом, А ведь с помощью своего дома-паутины я был сыт.

Восп.: Не плачь, паучок! Наши ребята с удовольствием тебе помогут. Ребята, поможем паучку? (конечно, поможем)

(выбираю подгруппу детей и превращаю их в «добрых волшебников», чтобы оказать помощь паучку, затем предлагаю покормить паучка, угостив его мухами)

Паучок: Спасибо, ребята за помощь! Вы настоящие друзья и волшебники!

Восп.: Паучок,а не хочешь ли ты поиграть с нашими ребятами-волшебниками? Они знают интересную игру, которая называется «Паутина и мухи».

Паучок: С удовольствием познакомлюсь с этой игрой и поиграю.

(проводится п. игра «Паутина и мухи»)

Восп.: Ну что ж, паучок, нам пора идти дальше. Ребята, попрощайтесь с паучком.

(продвигаемся дальше, инсценировка: двое детей собираются «жечь костёр»)

Восп.: Что вы здесь делаете ребята?

Дети: Хотим жечь костёр.

Восп.: Для чего?

Дети: Просто так.

Восп.: (обращаясь к общей группе детей) Ребята, как вы думаете, можно баловаться в лесу огнём? Алина, как ты думаешь? Расскажи, что может случиться?

Алина: В лесу разводить костёр нельзя, от него могут погибнуть не только растения, но и лесные жители.

Восп.:Верно, Алина. Одной спичкой можно погубить весь лес.

Добрые волшебники убирают сучки, ветки и ставят знак «Огонь не разводить!» Тем временем мальчик взял в руки ежа, вдруг слышится зовущий голос: Ёжи-и-и-ик!». Входит Лесовичок, заглядывает под кусты, пеньки)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы не видали моего ёжика? (нет, не видели) Не могу найти ёжика, куда он запропастился? (ищет)

Восп.: (увидела в руках мальчика ежа) Не этот ли ваш ёжик?

Лесовичок: Да, это он, мой ёжик! (берёт его в свои руки, гладит его, успокаивает)

Восп.: Мы рады, что ваш друг нашёлся. А вы сами – кто? Вы живёте в лесу?

Лесовичок: Много лет живу на свете,

По лесам один хожу,

И богатства сторожу!

Как зовут меня, ребятки,

Отгадайте-ка загадку!

Спит под пнём, к тиши привык.

Кто же это?. (лесовик)

Верно, я лесовик - лесовичок, старожил этого леса. Ребята, а вы разве не знаете, что брать животных домой нельзя? Их дом здесь, в лесу. Здесь о них заботится сама природа.

Восп.: Дети, конечно же, знают об этом. Я думаю, они не хотели никому сделать плохого. Так ведь, ребята? Они сами защитники природы, и поэтому зла ей никогда не причинят.

(«добрые волшебники» собирают в корзину грибы и ягоды для ежа)

Ребята, кто помнит, как надо правильно собирать грибы и ягоды? Ваня, расскажи ты.

Ваня: Собирать нужно осторожно, не поранив растение, не выдирать с корешками.

Восп.: А почему нельзя выдирать с корешками?

Ваня: Потому что после этого растение больше расти не будет.

Восп.: Правильно, Ваня!

Лесовичок: Спасибо, ребята за помощь, угощение. Нам пора прощаться. У меня ещё много дел, надо помочь животным, подлечить растения. До свидания!

(лесовичок, уходя, оставляет свой короб, дети окликнули его, но он уже не услышал)

Восп.: Не догнать его теперь, успел уйти далеко. А что же в коробе, давайте заглянем в него. Ой, ребята, да ведь это угощение для нас! Возьмём короб с собой и угостимся в детском саду.

А наша прогулка по сказочному лесу заканчивается. Вы сделали много добрых дел. Но, оказывается, чтобы совершать добрые поступки необязательно быть волшебниками. Нужно просто любить природу. Сегодня мы с вами увидели столько интересного и полезного. Я предлагаю вам рассказать обо всём в своих рисунках. Но сделаем это, когда приедем в детский сад. Согласны? А на прощанье послушаем ещё раз звуки сказочного леса.

(звучит фоногорамма «Голоса природы» затем дети прощаются с лесом, под песню «Паровозик-облачко» дети уезжают).

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект итогового занятия в средней группе по экологическому воспитанию дошкольников. «Школа добрых волшебников»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 09:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...