МААМ-картинки

Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Быть вежливым. Что это значит?»

Елена Колодкина
Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Быть вежливым. Что это значит?»

Кировское областное государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Лицей № 9 г. Слободского»

Классный час

«Быть вежливым. Что это значит

Колодкина Елена Владимировна,

классный руководитель

2018 г.

Классный час для учащихся 6 класса

«Быть вежливым. Что это значит

Публикация «Конспект классного часа для учащихся 6 класса „Быть вежливым, Что это значит?“» размещена в разделах

Цель: Создать условия для формирования у учащихся навыков правильного поведения, культуру речи и общения. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

понимание важности вежливого отношения к окружающим людям,

Ход классного часа

Добрый день! Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете после просмотра фильма. Этот фильм для нас по моей просьбе был взят из интернета нашими одноклассниками- Андреем и Алексеем.

Просмотр ролика детский юмористический журнал «Ералаш». («Давайте говорить друг другу комплименты»)

Обсуждение ситуации:

1) Как вели себя дети в школе?

2) Какие слова употребляли в своей речи?

3) О каком дне говорится в фильме?

Вот о вежливости мы сегодня с вами будем говорить.

(2слайд) Тема нашего классного часа «Быть вежливым. Что это значит

А теперь мы свами попробуем поставить цель к нашему занятию.

( Цель: Мы должны сегодня сформулировать понятие - что такое вежливость. Воспитывать в себе данное качество.)

Вот на эти вопросы мы должны с вами ответить

Учитель: (3слайд)

Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость. Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Давайте сейчас мы с вами обратимся к интернету, нашему помощнику, и посмотрим в Википедии, что же обозначает слово «вежливость». Пока Андрей ищет это определение в интернете, мы с вами попробуем сформулировать его сами. (читаем и записываем в тетрадь)

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа»«знаток».

Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души?

1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете. Записываем в тетрадочку.

1)___

2) ___

3)___

4) ___

5)___

Учитель: (4слайд)

Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:

1. Здравствуйте!

2. Будьте добры.

3. Спасибо.

4. Будьте любезны.

5. Извините.

6. Доброе утро!

7. Благодарю.

8. Спокойной ночи!

9. Пожалуйста.

10. Добрый день!

11. До свидания!

12. Добрый вечер!

13. Скажите, который час?

14. Извините за беспокойство.

Сейчас вашему вниманию предлагается послушать историю происхождения вежливых слов. Ребятам было дано домашнее задание, что у них получилось, мы сейчас услышим.

Ученик 1: (слайд 5)

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

Ученик 2:(6 слайд)

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 3: (7 слайд)

ИЗВИНИТЕ.

Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину» :

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

Ученик 4: (8 слайд)

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать»быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ну, а сейчас я хочу вас познакомить с итогами анкетирования, которое проходило у нас на прошлом классном часе.

Итак, как часто вы произносите вежливые слова. Посмотрим это на примере таких вежливых слов, как спасибо, здравствуйте, пожалуйста, извините.

Вот, что у на получилось. (9 слайд)

Учитель подводит итоги анкетирования учащихся класса

Анкета «Как часто вы произносите вежливые слова»

Слово

Иногда Редко Часто

Спасибо 13% 26% 61%

Здравствуйте 13% 0% 87%

Пожалуйста 25% 50% 25%

Извините 26% 44% 30%

Смотря на диаграммы, какой можно сделать вывод? Часто ли в нашем классе произносятся вежливые слова? Достаточно ли вы вежливы?

Готовясь к сегодняшнему уроку, в интернете я нашла для вас притчу о доброте и вежливости, которую вам предлагаю послушать. Слушайте внимательно.

Притча о доброте и вежливости. (10 слайд)

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это? — спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

— Почему? Спрашивает юноша. Пауза. (Размышления учащихся)

(11 слайд)— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь.

И тогда Учитель взял его в ученики.

(как вы поняли смысл данной притчи? Почему учитель взял юношу в ученики) рассуждения детей

Сейчас сам собой напрашивается вопрос:

(12 слайд) «Почему вежливость обходиться дёшево, а ценится так дорого?»

(Вежливое слово сказать нетрудно, а в ответ ты получаешь хорошее отношение к себе, что стоит дорого, а порой и бесценно).

(13 слайд)Ребята, вам предлагается честно оценить себя в собственной вежливости

Кого и как вы приветствуете в школе?

Здороваетесь ли вы с учителями, которые не преподают в вашем классе?

Благодарите ли вы за услуги библиотекаря, работников столовой?

Приходится ли вам иногда извиняться? В каких случаях? Как вы это делаете?

Вежливы ли вы по отношению друг к другу?

Учитель:

Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать правила (давайте вместе с вами попробуем составить правила вежливости. Дети записывают в тетрадь, а затем проговаривают их вслух)

(14 слайд)

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

5. Невежливо не ответить на приветствие.

6. С взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

8. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

10. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Учитель совместно с учащимися класса делают вывод.

Ученик:

Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Итак, о чём мы с вами сегодня говорили? вежливости)

Итак, давайте же мы с вами ответим на вопрос, который поставлен в названии темы урока? «Быть вежливым. Что это значит (ответы детей)

Достигли ли мы с вами цели урока?

(15 слайд) Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

(16 слайд) Учащиеся исполняют «Вежливую песенку»

Учитель: В конце нашего занятия я хочу подарить вам буклеты с правилами вежливости, которые мы с вами составили на нашем уроке. А буклеты мне помогали делать наши ребята. Я, надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете ещё культурнее, вежливее и добрее.

Спасибо всем за работу!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Д. Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.

2. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З. Е. Александрова. – М, : Рус. яз. –Медиа, 2007.

3. Общий толковый словарь русского языка.

4. Уроки вежливости. // Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010.

5. Косова Г. В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008.

6. https://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий.

7. Л. Ю. Лупоядова.

Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд.

Публикации по теме:

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект классного часа «Школа вежливости» для 1 класса Конспект классного часа на тему «Школа вежливости» для 1 класс Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом.

Консультация для родителей «Что значит быть хорошим папой?» Отец, папа, папочка. Как много значит для ребенка этот человек. Как любит малыш эти сильные руки, подбрасывающие его до небес, и широкие.

Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя» Цель: 1. Обучающая: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову родина, познакомить с понятием «малая родина», с героями,.

Педагогическое эссе «Что значит для меня быть воспитателем?» Педагогическое эссе «Что значит для меня быть воспитателем?» Моё педагогическое кредо: «Чтобы дети тебя любили и понимали, надо в душе.

Конспект классного часа для 2 класса «Я — патриот своей страны» Классный час: Я - патриот своей страны. Класс: 2 «А» Классный руководитель: Длужневская Лариса Брониславовна Цель: формирование гражданственности,.

Сценарий классного часа по приобщению учащихся к здоровому образу жизни «Формула жизни» Сценарий мероприятия «Формула жизни» Цели: - дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни; - заставить учащихся задуматься.

Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Спешите делать добро» Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развитие логического мышления младших школьников; дальнейшее развитие представлений.

Конспект классного часа для воспитанников детского дома «Давайте сохраним нашу планету»Конспект классного часа для воспитанников детского дома «Давайте сохраним нашу планету» Классный час «Давайте сохраним нашу планету» Описание: Классный час проводился в рамках недели экологического воспитания. Цель: Воспитывать.

Эссе «Что значит быть воспитателем?» эссе «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?» В детстве каждый из нас еще бессознательно начинает примерять на себя те или иные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Быть вежливым. Что это значит?»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 14:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД