Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе

Ольга Батяйкина
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, ознакомление с художественной литературой, коммуникация.

Программное содержание:

Познакомить детей с предметами русского быта (самовар, деревянная ложка, прялка).

Обогатить знания детей разными видами фольклора (поговорки, пословицы, загадки, сказки).

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал: короб, деревянная ложка, самовар, прялка.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок: «Хаврошечка», «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев», «Морозко».

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, где девочка прядёт

3. Разучивание танцев, русских народных хороводов.

4. Беседы о русском народном творчестве.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

«Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой» (Н. Жмуров, Г. Петров).

Взрослые исполняют песню «Ромашковая Русь»(показ слайдов).

Появляется сказочница (воспитатель) и говорит:

Я весною на завалинке, а зимой в горнице посиживаю.

Сижу на народ всегда гляжу, всё всегда запоминаю

И в копилку собираю. (показывает расписной короб).

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос,

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться. (Достаёт самовар).

Ребята, в старину в каждом доме (избе) обязательно был самовар.

После трудового дня всей семьёй собирались за столом вокруг самовара. Хозяева старались начистить свой самовар до блеска, чтобы в него можно было смотреться, как в зеркало. После того, как попьют чай, вечером парни и девушки выходили на улицу и заводили хороводы, устраивали гуляния под русскую гармонь и весёлые балалайки.

Дети исполняют хоровод «Во долине – луговине».

Ребята, в моём коробе ещё что-то есть, да прежде загадку послушайте:

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот

Открывай пошире рот. (показываю деревянную ложку).

Такую ложку мы используем чаще всего для украшения в доме. А в старину люди пользовались такими ложками во время еды.

Ребята, я хочу рассказать вам такую историю, которая произошла в годы войны. А случилось это с рядовым Степаном Рассохиным. В короткие часы отдыха, получив в котелке кашу, он доставал деревянную ложку. Ах, что это была за ложка, ручка золотистая, по тёмному черенку были рассыпаны цветы: листики золотые, венчики красные, по краям ободка были нанесены алые рябиновые ягоды и листики (показать). На привалах Степан рассказывал своим однополчанам: «Ложкарь я, и батя,и дед и прадед в семёновских местах ложкарили. Была у нас такая присказка: «Наша ложка узка,таскает по три куска, надо б ложку развести, чтоб таскала по шести».

Ребята, я давала вам задание, вместе с родителями вспомнить и подготовить пословицы о ложке.

1. Дорога ложка к обеду.

2. Один с сошкой, семеро с ложкой.

3. Ложка дёгтя бочку мёда испортит.

Ложки использовались и для веселья, для аккомпонимента песен и плясок. И у нас есть ложкари, что-то они засиделись

Мальчики исполняют танец «Ложкари».

В моём коробе есть ещё один предмет (показать).Ребята, а кто скажет, что это такое? (прялка). Для чего нужна была прялка? В каких сказках упоминается о прялке? Прялка в старину служила для прядения. Первое чувство, которое вызывает прялка своим высоко и гордо поднятым гребнем, - чувство гордости. На прялке прядут из шерсти или льна нить. Нить скручивали пальцами и наматывали на веретено. Из этих ниток ткали ткань, вязали одежду. В старину давным-давно девушки собирались вечером на посиделки, пряли и пели песни: Золочёная прялица, мы прядём,

А нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется.

Нам работа эта нравится.

Бабушка Варвара Ивановна показывает, как пряли в старину.

Давайте, порадуем нашу гостью.

Девочки исполняют русский народный танец «Прялица».

Варвара Ивановна, а вам приходилось раньше трудиться?

(рассказывает).

Ребята, вот мой короб и пуст, но мне не хочется уходить с пустым коробом от вас. Хочу положить в свой короб пословицы и поговорки о труде.

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Умелые руки не знают скуки.

3. Была бы охота, будет ладиться работа.

4. Кончил дело, гуляй смело.

Но прежде, чем расстаться с вами, я хочу узнать, запомнили ли вы, с какими предметами сегодня познакомились? А что же вам больше всего запомнилось? Я думаю, что мы ещё пригласим к нам в гости Варвару Ивановну и она научит нас прясть. А теперь давайте её поблагодарим.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 10:05
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...