Конспект комплексного занятия по развитию речи «Путешествие в снежное королевство»

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Путешествие в снежное королевство»

Конспект комплексного занятия «Путешествие в снежное королевство» по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Цель: Развитие у детей интереса к яркому образному художественному слову.

Задачи:

1. Расширять активный словарь дошкольников через умение объяснять последовательные и временные связи, различать признаки в неживой и живой природе. Устанавливать причинно- следственные связи в явлениях природы.

2. Через проблемную ситуацию формировать у детей искреннее чувство и желание помогать друг другу в беде.

3. Развивать творческие способности, наглядно – образное мышление.

4. Активизировать словарь: лазурная, прелестная, колкий, гладкий, прозрачный.

Форма проведения: Занятие- путешествие по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»

Место проведения:

Музыкальный зал, оформленный под зимний сказочный лес.

Оборудование: Мультимедиа, костюм почтальона, муляж еловой шишки, изображение сугроба, набор снежинок для выкладывания узоров, сосулька, снежки, елка, иллюстрации зимующих птиц.

Методические приемы:

Создание мотивационной ситуации, проблемных вопросов, использование дидактических игр и упражнений: «Елочка- березка», «Снежинка», «Сугроб», «Чей голос?», «Образуй слово».

Вопросы развивающего, обобщающего и уточняющего характера. Микрообобщения частей занятия, анализа продуктивной деятельности детей.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Ввод в мотивацию:

В зал входят дети. Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.

-Ой, а куда я попал? Это детский сад №21? Да, подготовительная группа

Вопросы по содержанию сказки.

-А вы знаете сказку «Снежная Королева?»

-Кто её написал?

(Да. Андерсен.)

- Назовите основных героев. Кай, Герда, Снежная Королева.

-Что случилось с Каем?

(Он попал в ледяное царство.

Королева его не отпускает.)

-Вы хорошо знаете сказку. А я принес вам письмо от Кая. Получите. А мне пора.

Разыгрывание проблемной ситуации.

Чтение письма воспитателем.

«Дорогие друзья! Вам пишет Кай. Я попал в беду. Снежная королева не выпускает меня из своего царства. Я складываю льдинки и мне очень холодно. Помогите мне выбраться из королевства вечных льдов. Вам нужно пройти 5 трудных испытаний. Если вы их правильно выполните, тогда Снежная королева отпустит меня».

Обобщение воспитателя.

-Ребята! Готовы ли вы помочь Каю?

(Да, готовы)

-А какими качествами надо обладать, чтобы выручить друга из беды?

(Быть сильными, смелыми, ловкими, находчивыми.)

-Уметь бороться с вьюгой и метелью, не бояться холода. Готовы ли вы на это?

-Тогда в путь!

2. Основная часть.

Использование мультимедиа. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс зимнего леса»

-Ребята, мы с вами попали в заколдованный сказочный, зимний лес!

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна!

Припоминание стихотворений о зиме.

-Вспомните, как поэты описывают зимний лес.

Дети идут по зимнему лесу, читая стихи.

(Темный лес, что шапкой принакрылся чудной…

В декабре, в декабре все деревья в серебре)

Дидактическое упражнение «Елочка-берёзка»

Вопросы на обобщение, на выявление причинно- следственных связей

-Посмотрите, какая необычная шишка на дереве! /Срывает шишку/.

-На ней первое задание от Снежной королевы.

1. Как называются листья? Иголки?

2. Назовите хвойные деревья,лиственные?

3. К какому виду отнесем березку, лиственницу, почему?

(К лиственным, т. к. на ней растут листья. К хвойным, потому что у нее иголки, хотя опадают осенью.)

4. Сейчас зима, листьев на деревьях нет.

Как узнать, какое дерево перед вами?

(Береза. Ствол белый с темными крапинами, веточки тонкие, черные.)

5. Продолжите строки С. Есенина:

«Белая береза под моим окном…»

(Принакрылась снегом точно серебром.)

-Молодцы! Вы ответили на все вопросы первого задания. А шишка укажет нам путь.

Мы пойдем прямо и найдем следующее задание в заснеженном сугробе.

Динамическая пауза.

-По сугробам мы шагаем, дружно ноги поднимаем. Идем мы все по кругу, помогаем мы друг другу.

-А вот и сугроб. Найдите снежинку с заданием. /Дети ищут/

Дидактическое упражнение «Снежинка».

-Слушаем второе задание.

1. Из чего состоит снег?

(Из множества снежинок.)

2. Из чего состоит снежинка?

(из кристалликов, льдинок, лучиков)

3. На что похожа снежинка?

(На цветок с шестью лепестками, звездочку с шестью лучиками)

4. Подберите красивые слова о снежинках.

(пушистая, легкая, серебристая, хрупкая.)

5. А что они делают в воздухе, когда падают?

(летят, порхают.)

Дидактическая игра

«Сложи узор»

-В лесу много снежинок. Разделитесь на три группы и выложите из снежинок узоры.

/работа детей в подгруппах/.

-Дидактическое упражнение «Снежный ком»

Образец воспитателя.

-Какими красивыми узорами покрылась земля! А какие слова могут вырасти из слова снег?

Образец воспитателя.

-Я начну, а вы продолжите: снег - снежный…

(снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снежок.)

Микрообобщение.

Целый сугроб красивых слов вы составили.

Что- то прохладно стало вокруг, ветер подул и мороз приударил. Это королева промчалась. И вдруг все превратилось в пургу в этом зале.

Дыхательная гимнастика

-Ветер с севера подул.

-Стужей лютою дохнул.

-И проснулись все метели

Закружились, полетели.

(дети дуют.

-хо-о-о

-Дыхание с взмахами рук.)

-Посмотрите, вдали сверкает льдинка. Эту льдинку нужно взять и третье задание узнать.

Игра исследовательского характера.

-Перенесите воду в решете вон к той ели.

-Почему у вас ничего не получается?

(Дети выливают воду в решето, вода выливается в таз.

-вода протекает, просачивается, выливается.)

-Можно ли её перенести в решете?

(- нельзя, вытечет)

-Что же нам сделать? Как спасти Кая?

(можно заморозить)

-Превращаемся в волшебников.

Мы колдуем, мы колдуем

Сильно дуем, сильно дуем!

Колдовство от нас идёт

Превратись водичка в лёд.

Вопросы на умозаключение.

-Ваши старания не пропали даром. Вода превратилась в лёд.

- Чем отличается лёд от воды? Лёд прозрачный,

скользкий, твердый.

-А сейчас можно выполнить задание?

(да. дети переносят лёд.)

Микрообобщение.

-Вот и с третьим заданием мы справились. Все ближе дворец Снежной королевы.

Д/игра «Узнай птицу по голосу»

- Послушайте, какие голоса вы узнали?

- Каких птиц вы узнали?

/Звучит фонограмма голосов птиц. /

(Дятла, воробья, ворону.)

-Почему эти птицы остались зимовать?

(Они не боятся мороза т. к. являются всеядными.)

Загадывание загадок о птицах.

-Какие загадки вы знаете о птицах?

(Плотник острым долотом строит дом с одним окном/дятел/

Красногрудый, чернокрылый появился на рябине. /снегирь/)

Обобщение воспитателя.

Холодно и голодно птицам зимой. Все труднее отыскать корм. Поищите в карманах крошки и зёрна и покормите птиц.

/Дети имитируют кормление птиц. /

-Птицы сыты,а мы с четвертым заданием успешно справились.

-Кого в лесу зимой мы можем встретить?

(Зверей: волка, зайца, белку, лося.)

-Кому тяжелее всех?

(Зайцу, т. к. он маленький, белый, а кончики ушей черные.)

Дидактическое упражнение «Снежный заборчик»

-Посмотрите под елкой зайка с пятым заданием от Королевы.

Мы будем отвечать на вопросы, а если все верно, то вокруг зайчика вырастет заборчик из снежков.

-Первый круг снежков из слов действий.

Что умеет делать зайчик?

(бегать, прыгать, скакать, бояться, прислушиваться.)

-Второй круг из слов- признаков. Какой наш зайчик?

(быстрый, белый, косой, ушастый, хитрый, смелый.)

-Следующий круг из сложных слов. Как можно сказать про зайчика, если у него:

-короткий хвост

-длинные уши

-быстрые ноги

-косые глаза

(короткохвостый

-длинноухий

-быстроногий

-косоглазый)

Микрообобщение.

Молодцы! Настоящую крепость построили из слов – снежков. За это зайка показывает нам дорогу к Каю.

Звучит музыка. Дети входят во дворец.

Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева

-Послушайте, как описал замок Снежной королевы писатель.

/Звучит фонограмма/

Звучит голос Королевы

Метели возвели стены её замка до самого неба. Громадные белоснежные залы тянулись один за другим…

Кто нарушил тишину и покой моего царства средь вечных льдов. Я никогда не отдам вам Кая. Вы много говорили о зимнем лесе, но я хочу услышать красивые слова обо мне.

-Дети скажите красивые и добрые слова о королеве, и тогда сердце Королевы растает, и она отпустит Кая.

(красивая, холодная, прелестная, серебряная, снежная, гордая, сказочная)

/Появляется Кай. Благодарит детей за помощь. /

Итог занятия

Вы были добрые, находчивые, смелые, поэтому всё получилось, и Кай освободился.

Что вам запомнилось, понравилось, было трудно?

Публикации по теме:

Мои статьи Мои статьи на сайте maam.ru 1. Дуб мудрости. Занятие по нравственному воспитанию. 2. Конспект занятия "Наш хлеб" в старшей группе 3. Проект.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Путешествие в снежное королевство»
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 16:55
+122
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 219.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...