Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Елена Абанкина
Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Программное содержание:

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;

Публикация «Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушный шарик, таз с водой, кораблик из бумаги, мыльные пузыри, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь.

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воздух», чтение сказок.

Ход занятия.

Восп: Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии я предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (воздух)

Восп: Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?

(ответы детей)

Восп: А кому еще нужен воздух?

(животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)

Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию «Почемучка» (Наливает в стакан воду, накрывает листом бумаги, вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть)

(ответы детей)

Восп: Прорверим! (Проделывет опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей) Делает вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

Восп: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы детей). Пакет опять стал пустым.

Восп: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? (это воздух) Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность! Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой) Верно, это еще раз доказывет вывод сделанный нами ранее – воздух легче воды.

Восп: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится. (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

Восп: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно. Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьбу)

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (Если дети затрудняются в задумывании образа помочь им).

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе. Работа по схемам:

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Движение воздуха – это ветер.

4. Воздух не имеет формы.

Восп: Молодцы! А в заключении мы с вами еще раз поиграем! (раздает мыльные пузыри)

Звучит музыка. Воспитатель читает стихи, дети надувают мыльные пузыри.

Воды обыкновенной в стаканчик набери

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я потом слегка подую

В соломинку и вот, сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь в ширь, выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,

Каких цветов в нем нет – лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет. Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.

Внутри его как - будто сверкают зеркала. С. Я. Маршак.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства у детей формируются способности к начальным формам обобщения и умозаключения. Работая с детьми по опытно –.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 11 января 2014 в 14:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД