Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Магазин «Природа»

Ирина Костюк
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Магазин «Природа»

Конспект открытого

комплексного

занятия по развитию

лексико-грамматического

строя речи и лепке

в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР

учителя-логопеда

МДОБУ №21 г. Лабинска

Костюк Ирины Анатольевны.

Тема: «Магазин природа».

Цели: Закреплять знания детей по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Подбирать однородные определения к слову лес. Обогащать речь детей синонимами. Образовывать однокоренные слова к слову ЛЕС. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова. Употреблять прилагательные со значением соотнесённости с продуктами питания, с растениями. Закреплять в речи употребление предлогов В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ и составлять с ними предложения. Образовывать отглагольные прилагательные. Согласовывать числительные и существительные. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение, подражательность. Работать с деформированным текстом. Развивать речевое дыхание. Развивать подвижность органов артикуляции. Развивать мышление.

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Развивать чувство формы и композиции. Закреплять представление об особенностях внешнего вида грибов. Воспитывать интерес к при-роде.

Оборудование: Магнитофон, кассета, корзина, муляжи грибов мухоморов и поганок, предметные картинки с изображением ягод (малина, шиповник, земляника, черника, условные обозначения для выполнения звукового анализа слова, карточки со схематическим изображением предлогов и предметов для составления предложений, мяч, пластилин, стеки салфетки, досточки, панно или мольберт, письмо, объяв-ление.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети входят в украшенную группу под музыку. На ковре лежит объявление. Логопед читает объявление: «Внимание! Внимание!

В лесу для народа

Открыт магазин

Под названьем «Природа».

Товары в нём не продают

А добрым людям отдают».

Логопед: «Ребята, почему лес называют магазином «Природа»? Как вы думаете?» (Ответы детей.)

2. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: «Без чего не может быть леса?» (Леса не может быть без деревьев, без кустарника, без трав, без цветов, без ягод, без пеньков, без дубов, без сосен, без осин….)

Логопед: «Без кого не может быть леса?» (Леса не может быть без зверей, без птиц, без насекомых, без волков, без зайцев, без белок, без мошек, без оленей, без лис,)

Логопед: «Отправимся в лес и посмотрим сами, что есть в магазине под названием «Природа»».

(Под музыку дети отправляются в лес).

3. Психогимнастика.

Логопед: «На пути у нас лес, (Дети шагают на месте.)

Верхушки сосен до небес.

В этом лесу живёт Лесовик.

Вообще, то, он добрый и милый старик, (Дети выполняют упражнение

«Улыбка»)

Но того, кто в лесу озорничает, (Дети нахмуривают брови.)

Животных и лес обижает,

Он в трухлявые пни превращает». (Дети изображают старые дряхлые

«пни».)

Логопед: «Покажите, как осинка дрожит на ветру, могучий дуб, который не боится ни ветра, ни дождя. Изобразите плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой».

4. Логопедическая гимнастика.

Логопед: «Ребята, а как это растение называется?» (Орешник, на нём растут орехи.)

Логопед: «Молоточек возьмём

И орешек разобьём. (Максимально откинуть челюсть и резко закрыть.)

За щеками покатаем, (Надавливать языком на внутреннюю сторону

Ядрышко потолкаем, правой щеки, потом левой.)

Вот какое маленькое, («Погладить» языком внутреннюю сторону щеки,

Вкусненькое, сладенькое. сначала правой, потом левой.)

Вновь орешек мы возьмём (Проводить нижними зубами по верхней губе,

И словно белочки грызём». затем верхними - по нижней.)»

Логопед: «Мы к лесной лужайке вышли. Ребята, как красиво в осеннем лесу! Как в лесу хорошо дышится! Давайте полюбуемся красотой леса и подышим. Вдыхаем носом, выдыхаем медленно через рот: «АХ!» Вдыхаем носом, выдыхаем медленно через рот: «Чудесно». (Дети дышат.)

(Вбегает Баба Яга.)

Баба Яга: «Фу-фу-фу, человечьим духом пахнет. Не иначе гости в лес пожаловали. Ой, да это же детишки в лес пожаловали».

Логопед: «Здравствуй, Баба Яга. Или ты нас не рада видеть?

Баба Яга: «Рада, рада. Здравствуйте. А вы откуда?»

Дети: «Возле леса, Лабы речки

Есть прекрасное местечко.

Разместился город детства

Самый сердцу дорогой

Мы о садике своём

Эту речь сейчас ведём.

Баба Яга: «Зачем вы здесь?»

Дети: «Мы пришли в лес, чтобы запасы на зиму сделать».

Баба Яга: «Я тоже хочу запасы на зиму сделать».

5. Образование родственных слов.

Логопед: «Баба Яга, ты живёшь в сказочном лесу, сама житель леса, и, наверное, знаешь, как ласково надо называть лес, ведь если ты лес любишь, относишься к нему по-доброму, то и лес тебе отплатит доб-ром».

Баба Яга: «Не знаю».

Логопед: «Ребята, подскажите Бабушке Яге как назвать лес ласково». (Лесочек, лесок.)

Баба Яга: «А как называют человека, который ухаживает за лесом?» (Лесник).

Баба Яга: «Человек, который охраняет лес - это …». (Лесничий).

Логопед: «Баба Яга, как называют сказочного жителя леса?» - … (Лесовик, Лесовичок).

Баба Яга: «Это я и сама знаю».

Баба Яга: «Ягоды, которые растут в лесу какие?» (Лесные).

Баба Яга: «Лес сажает, разводит – это …» (Лесовод.)

Баба Яга: «Машина, которая возит лес - это…». (Лесовоз).

Баба Яга: «Теперь я знаю, что ходит по лесу лесник, в лесу живёт Лесовичок, а лесовод сажает лес, а лесничий охраняет его».

6. Подбор однородных определений к слову.

Баба Яга: «Вы шли по лесу, рассматривали его. Какой лес?» (Большой, красивый, густой, прекрасный, сказочный, волшебный, голый, лиственный, дремучий, осенний.)

7. Синонимы.

Логопед: «Ребята, скажите, как иначе можно назвать лес». (Дети отвечают, а если не могут ответить им помогает Баба Яга.)

Логопед: «Лес - …». (Бор, дубрава, чаща, пуща, дебри, джунгли, березняк.)

Логопед: «Дремучий - …». (Глухой, густой, частый.)

Логопед: «Красивый - …». (Прекрасный, пригожий, великолепный, восхитительный.)

Логопед: «Целебный (запах) – …». (Полезный, лечебный.)

Логопед: «Польза - …». (Прок, выгода.)

8. Отгадывание загадок.

Баба Яга: «Какой прок от этой корзинки? Эту корзинку кто-то забыл в лесу. Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете, что в ней лежит.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто не пройдёт.

Всяк поклон отдаёт.

(Земляника.)

Из меня варенье варят,

Чтоб зимой не болеть.

Я красавица лесная

Меня любит сам медведь.

(Малина.)

Стоит клюка на вилах,

Одежда в багрянец:

Кто подойдёт –

Того кольнёт.

(Шиповник.)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка».

(Калина.)

9. «4-й лишний».

Логопед: «Назовите землянику, шиповник, калину, малину одним словом». (Ягоды.)

Баба Яга: «Земляника, ежевика, калина, волчья ягода. Какая из этих ягод лишняя?» (Волчья ягода, по-тому что она ядовитая.)

Логопед: «Клюква, земляника, калина, морошка. Какая ягода лишняя и почему?» (Калина, потому что это кустарник.)

10. Звуковой анализ слова.

Логопед: «Как красива калина осенью. Ребята, выполните звуковой анализ слова «калина»». (Дети выполняют звуковой анализ слова.)

11. Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Варенье из калины, какое?» (Калиновое.)

Логопед: «Варенье из малины, какое?» (Малиновое.)

Логопед: «Напиток из кизила, какой?» (Кизиловый.)

Логопед: «Начинка для пирога из черники, какая?» (Черничная.)

Логопед: «Компот из малины, какой?» (Малиновый.)

Логопед: «Начинка для пирога из земляники, какая?» (Земляничная.)

Логопед: «Кисель из барбариса, какой?» (Барбарисовый.)

Логопед: «Варенье из рябины, какое?» (Рябиновое.)

Логопед: «Компот из клюквы, какой?» (Клюквенный.)

Логопед: «Кисель из облепихи, какой?» (Облепиховый.)

12. Игра «Где нашли?».

Логопед: «Баба Яга, поиграй с нами в игру «Где нашли?» Получив карточку, составишь предложение с предлогом (В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, изображённым на карточке в виде схемы, как и ребята».

(Дети и Баба Яга получают схемы и составляют предложения, выставляя карточки со схемами на панно.)

Малина на кусте. Облепиха в лесу. Земляника под листом. Черника за деревом.

13. Координация речи с движениями, развитие творческого воображения, подражательности, закреп-ление в речи глаголов «искать», «срывать», «собирать».

Баба Яга: «Все звери собирают грибы, и мне хочется грибов».

За грибами

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)

Рыжики срывали.

Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые грибы.)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (Скачут стоя, «срывают воображаемые грибы.)

Искали опятки.

Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой

Мухомор раздавил. ногой.)

14. Составление текста из деформированных предложений.

Логопед: «В корзине было ещё письмо, да только я не смогла понять, что в нём написано. Может быть, я прочту, а вы мне поможете понять, что хотел сказать его автор».

Грибы, много, лесу, в.

Под, расти, грибки, березками, молодые.

Растут, под, грибы, осина, подосиновики.

В, появились, рыжики, лесу.

Сорвал, белый, Костя, гриб.

Грибов, словом, много, лесу, в.

(Дети исправляют предложения.)

Логопед: «Много грибов в лесу. Под молодыми берёзками растут грибы. Подосиновики растут под оси-ной. В лесу появились рыжики. Костя сорвал белый гриб. Словом, много грибов в лесу.» (Логопед читает получившееся письмо.)

15. Согласование числительных и существительных.

Баба Яга: «От меня все грибы прячутся. Одни мухоморы да поганки на виду».

Логопед: «Давайте сосчитаем эти красивые, но очень ядовитые грибы». (Один мухомор, два мухомора,, пять мухоморов,, десять мухоморов.)

16. Лепка.

Баба Яга: «Хорошо вы считаете. Да только, грибов то я не собрала».

Логопед: «Дети, давайте для Бабы Яги вылепим грибы».

(Дети проходят за столы. На столах у каждого ребёнка два кусочка пластилина, стека, салфетки, вода в розетке.)

Баба Яга: «Из каких частей состоит гриб?» (Ножки и шляпки.)

Баба Яга: «Ой, так ведь я на гриб похожа!»

Логопед: «Почему ты так решила?»

Баба Яга: «Да ведь я стою на одной ножке и у меня красная шляпка».

(Достаёт и одевает шляпку.)

Баба Яга: «Лепите съедобные грибы. А какие вы будете грибы лепить(Ответы детей.)

(Дети лепят грибы.)

Баба Яга: «Лепите, дети. Я люблю грибы. Что же мне с ними сделать? (Во время лепки).

Сварю! Какие будут грибы, если их сварю? (Варёные.) Ой, нет, буду жарить. Какие будут грибы? (Жаренные.) Нет, лучше заморожу. Какие будут грибы, если я их заморожу? (Мороженые.) Нет, лучше засушу. Какими будут грибы, если их засушу? (Сушеными.) Нет, лучше я их засолю. Какими будут грибы, если их засолю? (Солёными.)

Нет, лучше я их замариную. Какими будут грибы, если их замариную? (Маринованные.)»

Логопед: «Баба Яга, а ты, почему не вылепила грибы?»

Баба Яга: «А я умею колдовать».

(Колдует.)

17. Итог.

Баба Яга: «Вот вам волшебное угощение за ваши умения и старания. Вы меня сегодня многому научили и сами многому научились».

(Дети благодарят Бабу Ягу.)

Баба Яга: «Ребята, мне пора в свою сказку, в свой волшебный лес. До свидания».

(Баба Яга уходит.)

Логопед: «Ребята, а нам надо помнить, что лес это кладовая природы, что его надо любить и беречь».

Публикации по теме:

Договор о сотрудничестве логопеда и родителейДоговор о сотрудничестве логопеда и родителей МДОБУ детский сад № 8 «Огонёк» город Шимановск 2013-2014учебный год 1. Предмет договора 1.1. МДОБУ № 8 представляет услугу: фронтальные,.

Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Магазин «Природа»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 01:26
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...