Конспект комплексной НОД с элементами мнемотехники для детей средней группы «Друг в беде не бросит»

Людмила Кожевникова
Конспект комплексной НОД с элементами мнемотехники для детей средней группы «Друг в беде не бросит»

Конспект комплексной НОД с элементами авторской мнемотехники для детей средней группы

Тема:

«Друг в беде не бросит»

Образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Социализация».

(развитие речи с использованием мнемотехники)

Цель:

Формирование умения совершать добрые поступки.

Задачи:

Образовательные:

* Закрепить представление о таких нравственных качествах, как вежливость, доброта, сочувствие.

* Формировать умение детей рассказывать по мнемодорожкам, мнемотаблицам.

* Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи.

Развивающие:

* Продолжать развивать познавательный интерес к природным явлениям.

* Развивать психические процессы: речь, память, внимание, образное мышление.

Воспитательные:

* Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, к окружающим, умение дружить.

Материал:

- игрушечный лающий щенок;

- развивающий кубик «Вежливости»;

- большой цветок, сделанный из бумаги (для «Капельки»);

- маски Капельки и Радуги;

- цветные листы, свёрнутые в комочки, внутри которых схематические изображения предметов;

- длинная узкая ткань («Ручеёк»);

- шары, надутые гелием («Тучка»);

- доска, магниты, указка;

- мнемотаблица к стихотворению «Тучка и Жучка» В. Семёнова;

- мнемотаблица к стихотворению «Добро и Зло» Е. Королёвой»;

- разрезные карточки - схемы к стихотворению «Кто с кем дружит? Е. Кочнева»;

- аудиозапись к песне «Облака» сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского.

Предшествующая работа:

- беседа «Худо тому, кто добра не делает никому»;

- заучивание стихотворений «Тучка и Жучка» В. Семёнова, «Кто с кем дружит?» Т. Кочнева, «Добро и Зло» Е. Королёвой, с опорой на мнемотаблицы;

- закрепление вежливых слов с помощью «Кубика вежливости»;

- разучивание пословиц о друге, дружбе;

- рисование «Мой друг»;

- дидактическая игра «Найди друга»;

- слушание и разучивание песен о дружбе;

- коллективная лепка по сказкам «Репка», «Теремок»;

- чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Ход:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.1 Мимическое упражнение «Улыбнёмся друг другу»

Конспект комплексной НОД с элементами мнемотехники для детей средней группы «Друг в беде не бросит»

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Дети улыбаются друг другу).

-Приятно, когда вам улыбаются и дарят улыбки, когда у всех становится хорошее настроение?

Дети: - Да! Приятно!

Воспитатель: - Дети, а когда вам бывает грустно?

Дети: Бывает грустно, когда заболеешь, когда плохая погода, когда долго ждёшь маму.

Воспитатель: - А мне стало грустно, когда я встретила щеночка на улице. Он бегал, шлёпал лапой по луже и жалобно скулил. Я принесла его в сад и оставила в коридоре возле двери. Сейчас я вам его принесу. (Воспитатель заносит из коридора игрушечного щенка)

1.2 Сюрпризный момент

Воспитатель: - Давайте поздороваемся со щеночком.

Дети: - Здравствуй, щеночек!

Щеночек:- А что такое «здравствуй»

1.3 Рассказывание стихотворения «Что такое здравствуй»

Воспитатель: - Давайте расскажем щенку, что такое «здравствуй».

Дети: - Что такое «здравствуй?»

- Лучшее из слов!

Потому, что «здравствуй»

Значит «Будь здоров!»

1.4 Игра «Назови вежливые слова»

Щенок: - С каким приятным вежливым словом вы меня познакомили. А другие вежливые слова вы знаете?

Дети: - Знаем!

Воспитатель: - У нас даже есть кубик «Вежливых слов». Хочешь посмотреть, как мы в него играем?

Щенок: - Конечно, хочу!

(Дети стоят в кругу, а воспитатель в центре. Воспитатель поочерёдно бросает кубик детям. Ребёнок, поймавший кубик, смотрит какое схематическое изображение на стороне кубика. Затем называет соответствующее вежливое слово или словосочетание).

Щенок: - Как много вежливых слов вы знаете! Какие вы вежливые и добрые дети!

1.5 Беседа со щенком

Воспитатель: - Спасибо! А как тебя зовут, щеночек?

Щеночек: - Меня зовут Жучка.

Воспитатель: - А почему ты такая грустная?

Жучка: - Я грустная потому, что потеряла свою подружку Тучку. Я бегала, лаяла, а Тучка поливала меня дождиком. Нам было так весело! Потом Тучка стала маленькой и совсем исчезла. И вот я осталась одна. Бегаю, ищу её, но не могу найти.

1.6 Рассказывание стихотворения руками «Тучка и Жучка» В. Семёнова.

Воспитатель:- А наши дети знают стихотворение «Тучка и Жучка» В. Семёнова. Хочешь его послушать? А помогут нам наши ручки. Вот послушай!

Тучка- Образовывать круг руками вверху,

по небу плыла, покачать руками влево - вправо.

Жучка- Соединить пальцы вместе, большой палец слегка поднять вверх, мизинец опустить вниз

домик стерегла. показ контура домика двумя руками, начиная с верхушки крыши в зеркальном отражении.

Маленькая Наклон вниз, правой рукой, не касаясь, пола

Тучка, образовывать круг руками вверху,

маленькая наклон вниз, правой рукой, не касаясь, пола

Жучка. соединить пальцы вместе, большой палец слегка поднять вверх, мизинец опустить вниз

Тучка Образовать круг руками вверху,

в дождик превратилась, указательным пальцем одной руки постучать по ладони другой,

Жучка дождиком умылась. имитация мытья лица.

Маленькая Тучка,

маленькая Жучка.

Тучка в синем небе тает, Руки вверху, ладони постепенно приближаются друг к другу.

Жучка грустно в след ей лает: поднять голову вверх, сделать грустное лицо

- До свиданья, Тучка! помахать рукой, произносить грустным голосом

- До свиданья, Жучка! голову опустить вниз, помахать опущенной рукой.

Жучка:- Я узнала, это стихотворение о моей Тучке!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Создание проблемной ситуации «Как помочь Жучке»

Воспитатель:- Дети, давайте поможем Жучке найти Тучку!

Дети:- Давайте поможем.

Воспитатель:- Сначала нужно вспомнить, почему Тучка исчезла?

Дети:- Тучка состоит из маленьких капель. Когда их становится очень много, Тучка не может их всех удержать. Они начинают падать на землю в виде дождя. Когда все капли упали, Тучка исчезает.

2.2 Встреча с Капелькой

Воспитатель:- Я вижу одну капельку (показывает на девочку в шапочке Капельки). Может она поможет Жучке найти Тучку?

- Но, чтоб до Капельки дойти, нужно по камушкам пройти.

(Дети идут по «камушкам», доходят до Капельки).

Воспитатель:- Поздороваемся с Капелькой.

Дети:- Здравствуй, Капелька!

Капелька:- Здравствуйте, дети! Здравствуй, Жучка!

Дети:- Капелька, ты не видела Тучку?

Капелька:- А зачем вам нужна, Тучка?

Дети:- Жучка потеряла свою подружку Тучку, а мы хотим ей помочь найти.

Капелька:- Тучка - моя мама, а я её дочка. Нас капелек было много, и все мы разлетелись кто - куда. Я оказалась на этом цветочке. Я знаю, кто вам может сказать о маме Тучке. Но сначала расскажите пословицы о дружбе.

2.3 Рассказывание пословиц о дружбе с опорой на мнемодорожки

(Подаёт конверт с мнемодорожками, на которых схематично изображены пословицы)

1. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Доброго чти, а злого не жалей.

4. Худо тому, кто добра не делает никому.

5. Друг познаётся в беде.

Капелька:- Молодцы, дети! После дождя бывает радуга. Может она видела Тучку.

Воспитатель:- Спасибо, Капелька, за помощь! До свидания!

Дети:- До свидания, Капелька!

Капелька:- До свидания, дети (Снять с ребёнка маску Капельки.)

Воспитатель:- Когда появляется радуга?

Дети:- Радуга появляется тогда, когда пройдёт дождь, и начнёт светить солнышко.

Воспитатель:- Дети, давайте поиграем в подвижную игру «Солнышко и дождик» и радуга появится. (Дети играют в подвижную игру «Солнышко и дождик». По окончании игры воспитатель одевает маску радуги на ребёнка.

2.4 Встреча с Радугой

Дети:- Здравствуй, Радуга!

Радуга:- Здравствуйте, дети!

Дети:- Радуга, ты не видела Тучку?

Радуга:- А зачем вам нужна Тучка?

Дети:- Жучка потеряла свою подружку Тучку, а мы помогаем искать её.

Радуга:- Тучки я не видела. Может Ручеёк знает, где она? Какие вы добрые, дружные дети, Жучке помогаете. Помогите мне сложить стихотворение, а я вам скажу, где искать Ручеёк.

2.5 Дидактическая игра «Кто с кем дружит?».

(Дети составляют пары карточек – схем к стихотворению «Кто с кем дружит» Т. Кочнев)

«Дружит орёл с небом,

Молоко с хлебом,

Ручейки с овражками,

Пчёлы с ромашками,

Дым голубой дружит с трубой,

А мы - с тобой!»

(Радуга показывает дорогу к Ручейку.)

Дети:- Спасибо, Радуга! До свидания!

Радуга:- До свидания, дети!

2.6 Встреча с Ручейком

(На пути к Ручейку встречаются «камушки»: свёрнутые в комочек листы бумаги, развернув которые можно увидеть схематичные изображения предметов).

Воспитатель:- Смотрите, какие камни лежат возле ручейка. Чтобы подойти к ручейку, нужно убрать эти камни. Они не простые. Это камушки - шуршалочки. Если их развернуть, то можно что- то увидеть.

- Возьмите по одному «камню.

- Скажите, пожалуйста, у всех должны быть друзья?

Дети:- У всех.

Воспитатель: -Разверните «камушки - шуршалочки» и найдите друзей тем предметам, которые изображены у вас на листах.

(Например: машина - гараж, листочек - веточка, гриб – трава и т. п.)

Воспитатель: - Молодцы, дети, всем нашли друзей. Сверните опять листы в камушки. Уберите их в сторону, чтобы каждый мог подойти к ручейку.

- Давайте подойдём поближе к ручейку. Этот ручеёк хоть и маленький, но совсем необычный. Он разговаривает не как мы вами, а схемами. Поздороваемся с ручейком и спросим, не видел ли он Тучку.

Дети: - Здравствуй, Ручеёк! Ты Тучку не видел? (молчание)

Воспитатель:- Чтобы узнать ответ, нужно перепрыгнуть через Ручеёк. (Дети перепрыгивают через Ручеёк).

Воспитатель: - А вот и ответ. (Достаёт из - под Ручейка небольшой лист бумаги со схематичным изображением грустного и весёлого настроения)

- Как вы думаете, что этой схемой хочет сказать нам Ручеёк? (ответы детей)

- Какие изображения видите?

Дети:- Мы видим два изображения. Одно весёлое, другое - грустное

2.7 Рассказывание стихотворения «Добро и Зло» Е. Королёвой с использованием мнемотаблицы.

Воспитатель: - Ручеёк хочет, чтоб вы ему рассказали стихотворение «Добро и Зло» Е. Королёвой.

Зло, как снежный ком катилось

И всё больше становилось.

Тут Добро, как- будто солнце,

Глянуло в своё оконце

И от Зла не отвернулось.

А спокойно. улыбнулось.

Знаете, что вдруг случилось?

Зло исчезло. Растворилось.

(Дети рассказывают стихотворение, опираясь на мнемотаблицу. «Лает Жучка»).

Воспитатель:- Не переживай, Жучка! Мы скоро найдём твою подружку Тучку!

- Дети, перепрыгните ещё раз через Ручеёк и поищите подсказку.

(Под прозрачным Ручейком дети находят вторую подсказку. Это стрелка, указывающая на мнемотаблицу «Круговорот воды в природе»

2.8 Рассказывание по мнемотаблице «Круговорот воды в природе»

Воспитатель:- Ручеёк хочет, чтоб вы рассказали о круговороте воды в природе.

Рассказывание детей по мнемотаблице:

1. Это туча. Она состоит из множества капель.

2. Когда капель становится очень много, туча тяжелеет, и капли начинают падать вниз.

3. Туча становится маленькой.

4. Потом совсем исчезает.

5. Капли падают на деревья, цветы, траву.

6. Дождь в виде капель напоили всю природу.

7. После дождя стало светить и пригревать солнышко.

8. Капли воды становились лёгкими.

9. И в виде пара поднимались вверх.

10. Высоко в небе капли стали собираться вместе и образовалось облако.

11. Облака объединялись в большую тучу.

12. Когда капель становилось очень много, они начинали опять падать вниз. И всё начиналось сначала.

Получается КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

(Во время рассказа детей, второй воспитатель заносит «Тучку», сделанную из надутых гелием серых воздушных шаров так, чтобы дети её не видели. Прикрепляет к центру потолка.)

2.9 Сюрпризный момент – появление Тучки

Воспитатель:- Дети, повернитесь, посмотрите! А вот и Тучка!

Дети:- Жучка, вот твоя подружка Тучка! Теперь ты знаешь, когда можешь её увидеть.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Движение по кругу, соответствующие тексту песни «Облака» на сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского.

Жучка:- Спасибо вам, дети! У Тучки я не одна подружка. Ещё есть друзья облака. Вы хотите покататься на облаках?

Дети:- Хотим!

Воспитатель:- Тогда становитесь в круг и…. полетели!

(Под аудиозапись песни «Облака» на сл. С. Козлова и муз. В. Шаинского дети поют песню и движутся по кругу. На слова припева поднимают «облака» снизу и кидают друг другу, машут руками. Дети называют, на что похожи их облака.)

Жучка:- Вы такие дружные дети. А хотите, чтобы все были дружными?

Дети:- Хотим!

Жучка:- Чтобы мечта сбылась, нужно прикрепить вашу схематичную мечту к Тучке и отпустить её высоко в небо. (На листочке схематично изображён мальчик и девочка, а между ними сердечко.

3.2 Прощание с Тучкой

Продолжение проходит на улице. Дети с воспитателем ещё раз повторяют свою мечту и прощаются с Тучкой.

Воспитатель отпускает Тучку. Она взлетает высоко в небо и исчезает.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2)Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2) Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий -делимся опытом!Продолжаю свой репортаж с Ярмарки педтехнологии Орехово-Зуевского района Интерес.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Игрушки
Автор публикации:
Конспект комплексной НОД с элементами мнемотехники для детей средней группы «Друг в беде не бросит»
Опубликовано: 30 июня 2013 в 13:10
+70
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 127.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...