Конспект конкурсного открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Дюймовочка».

Ирина Карабанова
Конспект конкурсного открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Дюймовочка».

Карабанова И. В.,

Учитель-логопед

МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 125 «Ладушки», г. Мурманска

Цели:

1. Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

2. Автоматизация звука [К] в словах.

3. Обучение составлению слов из набора букв.

4. Развитие навыков чтения.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движения рук.

6. Развитие общей моторики.

7. Закрепление в речи притяжательных прилагательных.

8. Создание игровой мотивации, развитие фантазии и творческого воображения, произвольной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.

9. Развитие эмоциональной лексики.

10. Воспитание интереса к обучению при помощи игровых ситуаций, а также путем смены разнообразных видов деятельности и интересной наглядности.

11. Воспитание у детей умения слушать инструкцию логопеда и ответы друг друга.

12. Воспитание чувства взаимопонимания, товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей.

13. Закреплять у детей умение отвечать полным ответами.

Оборудование:

Костюм Дюймовочки, тканевые цветы по количеству детей; картинки с изображением крота, рака, жабы, жука, бабочки, мыши, ласточки; пластмассовые ведерки со слогами (на дне) УК, АК; магнитные рыбки с буквами М, Б, Т, Ж, Л, магнитные удочки; камыши с одной веткой, с двумя и с тремя, картинки с разным количеством слогов; ребус «бабочка», звуковые линейки, наборы цветных крышек (синего, красного и зеленого цвета); проектор, очки с разноцветными стеклами (по количеству детей); три гнезда (схемы местонахождения звука в лове, картинки, в названии которых есть звук «К» (начало, средина, конец); тканевые стручки гороха с кнопками, вязаные горошины разных цветов; разрезные картинки; крылья; картинки с изображением лимона, конфеты, ежа, волны, клоуна, зайца, гири, пера, снежинки, огня; медальки (поощрение) по количеству детей.

Предварительная работа:

Чтение сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Здравствуйте, ребята! Я - Дюймовочка. Мне нужна ваша помощь. Проходите. Выберите себе цветок и присядьте рядом с ним. Только с вашей помощью я смогу вернуться в страну эльфов. Для этого нужно выполнить все задания, которые встретятся нам на пути. Возьмитесь за руки. Вы готовы? (Готовы). Тогда отправляемся в путь. Встаньте вокруг озера полукругом. Вот и первое задание.

2. Составление слов, чтение слогов и слов.

Посмотрите, на листе кувшинки табличка со словом, прочитайте его: «КАР». А теперь прочитайте слово наоборот (РАК). Да, это задание от Рака. Вот два ведра. Какие слоги написаны на ведрах? (УК, АК). Здесь не хватает первой буквы. Нужно каждому из вас выловить из озера одну рыбу, на рыбке есть буква. Подставьте ее в начало и прочитайте получившееся слово. (МУК, ЛУК, ЖУК, БУК, ТУК; МАК, ЛАК, ЖАК, БАК, ТАК).

Вопросы к детям по ходу выполнения задания:

Какое слово у тебя получилось? Рыбку с какой буквой ты выловил? Какая буква на твоей рыбке? Ведро с каким слогом ты выберешь?

Молодцы! Задание выполнили верно и рак дает нам первую подсказку (деталь разрезной картинки). Отнеси ее к моему цветку.

3. Деление слов на слоги.

Идем дальше. От кого же это задание? Послушайте внимательно: БА – ЖА. Поменяйте слоги местами. Верно. Это задание от Жабы. Вот кусты камышей. Какие они? (камышовые). Вам нужно поделить слова на слоги. Картинку со словом, в названии которого один слог нужно закрепить на один камыш, картинку со словом, в названии которого два слога – закрепить на куст из двух камышей, а картинку со словом с тремя слогами – на куст из трех камышей. Возьмите картинки и приступайте к выполнению задания.

Картинки: РАК, ЛАК, КОТ, ЖУК; МУКА, КОСА, АРКА; СТРЕКОЗА, КАМЫШИ, БАБОЧКА, ОБЛАКА.

Вопросы по ходу задания: Как мы можем поделить слова на слоги? Сколько раз подбородок коснулся руки? Сколько у тебя получилось в слове слогов? Сколько гласных в твоем слове? Какие гласные звуки в своем слове?

За правильное выполнение задания Жаба нам дает еще одну подсказку.

4. Выкладывание звуковых схем.

Интересно, кто приготовил нам следующее задание? Посмотрите, куст, а этот лист отличается от других (поднимаю лист, показываю). Это ребус: БА «бочка». Как вы думаете, кто это? Правильно, Бабочка. Она любит нектар с цветов и поэтому попросила вас выложить звуковую схему слова «цветы». Возьмите листочек, баночку с крышками, пройдите к своему цветку и приступайте к выполнению задания.

Вопросы по ходу выполнения задания: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Звук [ц] какой? (согласный, твердый). Каким цветом его обозначим? Какой последний звук слышится в слове «цветы»? Фишкой какого цвета будем его обозначать?

Умницы! Вот и третья подсказка от Бабочки. Отправляемся на поиски третьей подсказки.

5. Физминутка.

А теперь немного отдохнем, я вами покажу свою зарядку. Выполняйте вместе со мной.

Вот, Дюймовочки зарядка. (Руки на поясе)

Выполняйте по порядку. (Поворот влево и вправо)

Все друг другу улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь. (Встают на носочки, руки вверх)

Ну-ка плечи распрямите, (Круговые движения плечами)

Поднимите, опустите. (Плечи поднимают вверх, затем опускают вниз)

Влево, вправо повернулись. (Повороты влево, вправо, руки на поясе)

Рук коленями коснулись. (Наклоны вперед с касанием руками колен)

Надо нам свободней встать (Руки в стороны, ноги на ширине плеч)

И спокойно подышать. (Закрывают глаза, спокойно дышат, совершая глубокий вдох носом, а выдох ртом).

6. Развитие воображения.

Ребята, посмотрите – буквы рассыпались: Р, К, Т, О. Давайте их соберем в слово. Как вы думаете, что это за слово? (КРОТ). Это задание от Крота.

(Включается проектор, на экране черно-белые цветы). Ребята, какие цветы? (Белые, черные, серые). Что вы чувствуете, когда смотрите на эти цветы? …. Сделаем наши цветы яркими? Надевайте очки.

Вопросы детям: Ребята, а теперь какие стали цветы? (яркие, зеленые, желтые, красные, разноцветные). Какие чувства ты испытываешь, когда смотришь на красные цветы? Чем пахнут твои цветы? А чем могут пахнуть синие цветы?

Умницы! У нас еще одна подсказка от крота.

7. Определение места звука в слове.

Смотрите, дерево. На листочке – загадка.

Со шмелем – надежным другом

Я жужжу над майским лугом.

У меня усы, как щетки,

Крылья – черные трещотки.

Как вы думаете, кто это?

Да, это Жук.

Какой звук слышится в конце слова ЖУК? (К). Жук приготовил нам задание.

Птенчики играли с картинками со словами, в названии которых есть звук «К» и рассыпали их. Поможем их собрать? В первое гнездо положим картинки со словами со звуком «К» в начале слова, во второе гнездо – со звуком «К» в середине слова, а в третье гнездо – картинки со словами, в названии которых звук «К» находится в конце. (ЛУК, ЦВЕТОК, ПАУК; БЕЛКА, УДОЧКА, РЕКА; КУСТ, КОРЗИНА, КРОТ,КУЗНЕЧИК).

Вопросы по ходу выполнения задания: Какой звук мы ищем? Где находится звук [к] в слове «удочка»?

Молодцы, все выполнили правильно! Получаем подсказку от жука.

8. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Ребята, вот чья-то норка. Интересно, чьи это следы? (мышиные). А кто здесь живет? (Мышка). Поможем мышке заполнить стручки горохом? Возьмите по одному стручку и пройдите к своему цветку. Пристегните горошины так, чтоб в каждом стручке все горошины были разного цвета.

Вопросы к детям: Ты посчитал, сколько у тебя кнопок? Значит, сколько ты пристегнешь горошин? Сколько в твоем стручке горошин? (четыре горошины). А у тебя сколько горошин? (девять горошин). Какого цвета горошина третья по счету? Какая последняя горошина в твоем стручке?

Молодцы! С заданием справились, и подсказку нам дает мышка.

9. Развитие воображения и восприятия, мимики и жестикуляции. Ребята, проходите на полянку, присаживайтесь. Смотрите, перышко. Кто помог мне добраться до страны эльфов? (Ласточка). Как вы думаете, чье перышко? (Ласточкино). Ваши цветы не простые, их оставила ласточка, под каждым их них задание - загадка. Надо назвать, какое слово спряталось и «показать» его. (КИСЛОЕ, ПУШИСТОЕ, КОЛЮЧЕЕ, МОРСКОЕ, ТЯЖЕЛОЕ, ЛЕГКОЕ, ВЕСЕЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГОРЯЧЕЕ, СЛАДКОЕ).

Вопросы к детям: Как ты думаешь, какое у тебя спряталось слово? (на моей картинке изображен клоун, он улыбается, я думаю, это – веселое слово). Изобрази это слово. А твое слово какое?

10. Итог занятия.

Молодцы! Мы все задания выполнили. Теперь надо сложить все части картины и, мы узнаем, как я смогу попасть в страну эльфов.

Дети складывают картину, Дюймовочка в это время надевает крылья.

Что у вас получилось? Ребята, спасибо вам большое, с вашей помощью я теперь вернусь в страну эльфов.

Дюймовочка раздает каждому ребенку картинки с изображением цветов (медальки-поощрения).

До свидания.

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект конкурсного открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Дюймовочка».
Опубликовано: 17 января 2013 в 23:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...