Конспект консультации для родителей «Азбука здоровья»

Людмила Размочаева
Конспект консультации для родителей «Азбука здоровья»

Консультация для родителей

«Азбука здоровья»

Методические рекомендации по организации и проведению закаливания детей дошкольного возраста.

Размочаева Л. П. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ№ 12 с УИОП, г. Сургут

Воспитание подрастающего поколения, подготовка молодых людей к самостоятельной жизни в обществе, к созидательному труду на благо своей страны – одна из первоначальных задач нашего государства. От того, какими будут молодые граждане, во многом зависит будущее России. О том, что делать, как воспитывать детей вообще, всем хорошо известно. А вот о том, как вырасти ребёнка здоровым известно не многим. А ведь именно в семье, в повседневном общении, закладывается та основа, на которой постепенно формируется личность человека. Именно родители создают те условия, в которых ребёнок должен всесторонне развивается, расти здоровым, активным, доброжелательным человеком.

Заложить духовно-нравственную направленность развития ребёнка через обеспечение соблюдения баланса между физическим и интеллектуальным развитием с опорой на принцип любви как стремление к более тонким переживаниям задача воспитателя и родителя. Важным фактором формирования у детей основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является организация и систематическая реализация закаливания.

Закаливающие процедуры способствуют спокойному, уравновешенному поведению ребёнка, улучшают обмен веществ, укрепляют здоровье.

Общими приоритетами оптимизации закаливания детей считаем:

• Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому и расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

• Закрепление у ребёнка на уровне навыка эффектов исполнения традиционных закаливающих процедур.

• Введение в режим дня ежедневного проведения нетрадиционных закаливающих процедур.

Особенно важна в решении этого вопроса роль взрослого. Ведь для большинства детей именно взрослый является абсолютным авторитетом и примером для безусловного подражания. Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возможностей повышенной чувствительности к закаливающим процедурам, особенностей психоэмоционального состояния в условиях вариативных форм дошкольного образования начинает осуществляться педагогами детского сада.

Закаливание в детском саду должно предусматривать в первую очередь соблюдение оптимальных гигиенических условий и требований:

- активный двигательный режим,

- организация режима дня в соответствии с сезонными особенностями,

- обеспечение режима проветривания,

- ограниченное сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями,

- использование не перегревающей детей одежды на открытом воздухе и в помещении группы.

Преемственность в работе с родителями воспитанников осуществляется преимущественно по следующим направлениям:

• формирование основ здорового образа жизни;

• воспитание навыков рационального дыхания;

• овладение приёмами релаксации, психогимнастики.

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей: интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерывы в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходимым тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных реакций (страх, беспокойства, плача). Это может приводить к невротическим расстройствам. Закаливание ослабленных детей нужно вести с ещё большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть ещё более индивидуализированы. Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.

Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще может дать закаливание (Л. Ф. Бережков, Ю. Ф. Змановский, Р. П. Нарциссов, Г. Н. Сперанский, С. В. Хрущев, Н. Н. Чуканин и др.). Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется так же и тепло. Создавая модель действия «тепло-холод», можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, всё же могут применяться в первую очередь в начальных процедур. Это воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.

Игра

«Волшебный напиток»

Закаливание носоглотка

. Полоскание рта и горла.

Дети садятся на ковре в позу «факира», перед ними ставится вода в бокалах.

Каждому ребёнку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребёнок.

Всем детям в группе желаю здоровья.

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми.

Дети делают пассы над бокалами с водой, движения спонтанные – какие подсказывает собственное воображение ребёнка, и добавляют: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети поласкают рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуками «а-а-а», подняв голову, поласкают горло.

Контрастные ванночки для рук и ног

Способы закаливания:

1. Ребёнку предлагается постоять в горячей воде (температура 36С) 7-8 сек. Затем он переходит на 3-4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура 18С). Далее процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха, и делается индивидуальный массаж пальцев ноги стоп ребёнком (взрослым). В массаж входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».

2. В группу в маленьком ведре вносится зимой снег, летом охлаждённая вода. Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются тёплой водой и протираются сухим полотенцем.

3. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы снегом. Первую неделю растирание проводится взрослым. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.

Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдение детей за тем, как взрослые проводят закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает свои ноги или обливается холодной водой.

Наиболее действенным методом закаливания водой является купание в открытом водоёме, когда на организм действуют все факторы природы. Находясь в воде, ребёнок должен двигаться – плескаться, прыгать, окунаться, играть с мячом. Продолжительность пребывания в воде определяется поведением ребёнка.

Точечный массаж

Одним из эффективных элементом закаливания является точечный массаж – надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж как, элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на голове, лице, ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от лёгкого надавливания пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали – от себя вправо (тонизирующее воздействие). Ели же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем, растирать её целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру

«Скульптор»,

в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность дать ребёнку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только очень нежно, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание ребёнка, появляется доверие к создателю – внутреннему Я.

Данная игра является фрагментом авторского комплекса

«Гимнастика [/h4

]маленьких волшебника»

(Т. В. Нестеренко, включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем.

Закаливание воздухом

Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаляет организм. В помещении закаливание воздухом проводится при температуре 18-20 градусов, а лучше при открытой фрамуге.

Способы закаливания

1. Дети ежедневно в любое время года 15-20мин. играют (в одних трусиках) в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком.

3. Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткой с лёгким пощипыванием кожи и похлопыванием.

4. Игра

«Я массажист

»: дети попарно делают друг другу массаж спины.

5. Влажное растирание. Раздетого ребёнка взрослые быстро обтирают влажным тёплым полотенцем, после чего ему предлагают 10 мин. быстро побегать («Обгонялки», «Догонялки»). Затем через 10минут процедура повторяется, после чего ребёнок растирается сухим полотенцем.

К закаливания относится и ходьба босиком. Ноги наиболее чувствительные к закаливанию, поэтому иногда бывает достаточно только ножные ванны и хождение босиком, чтобы закаливание всего организма было эффективным. В течении всего лета больше ходить босиком по земле, траве, поросе и после тёплого дождя.

Закаливание лучше проводить в первую половину дня, так как оно слишком возбуждает нервную систему.

Существует множество закаливающих процедур, приучающих человека к холодному воздуху. Не стоит приучать ребёнка носить слишком теплую одежду, следует чаще обнажать ему кожу. Лучше всего использовать одежду из натуральных гигроскопичных, хорошо стираемых материалов (хлопчатобумажных, трикотажных, шерстяных). Спать с открытой форточкой. Чаще проветривайте помещение и больше бывайте на свежем воздухе вдали от городской суеты и загазованности.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ.

Публикации по теме:

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект консультации для родителей «Азбука здоровья»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 21:26
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мини-коллекция феечек.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Коллекционирование в детском саду – это способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует...
Досуг «Праздник мам!»
«Праздник для мам! » досуг для детей и родителей в подготовительной группе. В этом году праздник в нашей группе прошел замечательно. Дети сначала...
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...