«Дифференциация звуков [с], [з]». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Тамара Мужикина
«Дифференциация звуков [с], [з]». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию звукопроизношения

(подготовительная группа)

Тема: Дифференциация звуков [с], [з]

Цели занятия.

Коррекционно-образовательная:

- уточнять, активизировать словарь по теме «Дикие животные в зоопарке»;

- совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе родственных слов, закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под, совершенствовать навыки употребления имён существительных мн. числа родительного падежа.

- создать условия для формирования умения дифференцировать звуки С и З через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, тактильного контроля;

- развивать произносительные навыков через автоматизацию звуков С и З в предложениях и связной речи.

- способствовать совершенствованию навыков звукового анализа слов через выделение согласных звуков С и З на фоне слов;

- совершенствовать навыки звукового анализа слов, определения позиции звуков в словах.

- совершенствовать навык составления описательного рассказа по заранее составленному плану.

Коррекционно-развивающая: - способствовать развитию абстрактного мышления через отгадывание загадок;

- способствовать развитию умения координировать речь с движением через выполнение речевых упражнений,

- развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание.

Коррекционно-воспитательная: - создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы, чувства уверенности, взаимопонимания, доброжелательности,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий….

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, суслик, змея, медведь); ширма, игрушки: слон и заяц; письмо от зайчат; магнитные домики со звуками [с], [з]; карточки-символы предлогов, магнитофон, диск с музыкой, указка

Ход занятия

1. Орг. момент

Психогимнастика

Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы:

Как мы радуемся первому снегу,

ежимся от холодного ветра,

нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

2. Сообщение темы занятия

Л. Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).

Много бед таят леса, Он трубит, но не трубач,

Волк, медведь там и лиса! Всеми признанный силач.

Наш зверек живет в тревоге, Стоя спит под пальмой он.

От беды уносит ноги. Догадались? Это…

Ну-ка, быстро отгадай-ка, (Слон)

Как зверек зовется? (Заяц.)

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и слона, сообщает тему занятия.

Л. – Какие звуки мы выделяли в своих словах?

Д. – С и З.

Л. – Сегодня мы будем различать звуки С – З на слух и учиться правильно произносить их.

II. Актуализация имеющихся знаний у детей, сравнивание звуков С, З по артикуляционным и акустическим признакам.

Л. Дадим характеристику этим звукам.

Л. – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? З? Посмотрите в зеркала.

Дети – Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язык «горкой».

Л. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Л. Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.

Л. -Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.

III. Основная часть.

Дифференциация С-З на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха

Л. -Для того, чтобы нам попасть в зоопарк нужно пройти через препятствия, кто правильно запомнит и повторит слова, тот получает билет в зоопарк.

Игра «Запомни - повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и слон помогают исправлять ошибки детей).

Сом - зонт - сок

Зайка - сумка - завод

Знак - стол - звон

Собака - заноза - соль

Лист - зубы - твист

Замок - совок - засов

Работа с картинками. Пришли в зоопарк

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на доске (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, змея, медведь).

Л. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Л. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие.

Дети называют животных.

Игра «Четвёртый лишний»

Л. В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Медведь. В этом слове нет звуков [с] и [з].

Игра «Посели животных в домики»

На доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисована буква С, на другом буква З.

Л. -Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают - как? куда?

Помогите, детвора!

Игра «Определи место звука в слове»

Дети берут картинки с изображением животных с доски и распределяют их по домикам со звуками на два столбика, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Л. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно - кого у нас много?

Игра «Один-много»

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Кого у нас много в зоопарке?

Д. У нас много зайцев, зубров, носорогов и т. д.

Игра «Семейка слов», упражнение в подборе родственных слов к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).

Л. Зайка прыгал и скакал,

Зоопарк нам показал.

Всю семью свою позвал,

Никого не потерял.

Л. - Скажите, как называют детей у зайца? (зайчата, зайчонок)

-Их маму зовут.? (зайчиха)

-Вся их семья зовётся.? (заячья)

- Назовите зайца ласково. (зайчик, зайка, заинька)

-Волки любят лакомиться.? (зайчатиной)

-Трусишкой называют.? (зайчишку)

Физкультминутка

Л.

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с вами пойдем,

И немножко отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся,

Кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и оглянулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

Упражнение в подборе предлогов в предложениях

Л. Дети, посмотрите, у зайца в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог, выбрав его символ.

С/СО ИЗ ЗА ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД

Зайка спрятался … куст. (за)

Лиса выскочила … норы. (из)

Слон выглядывает … дерева. (из-за)

Носорог вышел …воды. (из)

Барсук вылезает … упавшего дуба. (из-под)

Суслик спрыгнул … холмика. (с)

Заяц перепрыгнул.. пенька на пенёк. (с)

Игра «Придумай рассказ о животных»

Л. -Дети, сегодня наше путешествие в зоопарк необычное. Вы хотите составить рассказ о животных, кто чем питается, как выглядит, где живёт? И тд. Выбирайте картинку с изображением животного, и приготовьтесь рассказывать.

Дети выбирают картинки и составляют рассказ из 3-5 предложений.

Итог

Л. –Молодцы, вот и подошло к конце наше путешествие в зоопарк. Наши гости, зайка и слон, хотят узнать.

-Какое задание вам понравилось?

-Какое задание показалось трудным?

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-логопедической работы .

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Дифференциация звуков [с], [з]». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 16 марта 2014 в 17:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....