Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР.

Лариса Шипулина
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР.

Конспект коррекционно - развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР, ОНР.

Тема: «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии - Грустью».

Цель: Коррекция эмоционального состояния через снятие эмоционального напряжения. Развитие способности у детей понимать свои чувства и чувства других людей.

Задачи: Формирование представлений детей об эмоции человека – грусти.

Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и эмоции сверстников; изучение мимики и связанных с ней эмоциональных состояний человека. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, эмоциональной сферы. Формирование способности «видеть» сверстника. Развитие логического мышления, слухового внимания, речи, памяти. Воспитание дружеского взаимоотношения друг к другу.

Материалы, оборудование:

Демонстрационный материал: плоскостное изображение «слуги Грусти» (Приложение 1); иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Федорино горе»; картинки с изображением героев с разным выражением на лице (3 с радостью, один с грустью).

Раздаточный материал: тарелочки с разными узорами (по парам, изготовленные из картона; карточки с изображением ромашки (в сердцевине которой пиктограмма с изображением грусти, лепестки, на которых изображены разные сказочные герои с разным настроением (грустью, радостью, удивлением, злостью); альбомы, карандаши, любимые игрушки детей на каждого ребенка.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Ритуал приветствия «Здравствуйте».

Все дети и педагог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав- ствуй – те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Воспитатель: Дети, встаньте в круг возьмитесь за руки. Давайте, поприветствуем друг друга. Проговаривая по слогам слово ««здрав- ствуй – те», будем делать маленькие шажки вперед, не отпуская рук (дети выполняют). Молодцы! Сядьте, пожалуйста, на свои стульчики (дети рассаживаются на стулья, расположенные по кругу). Игровое упражнение «Передай настроение».

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «передай настроение». Я придумаю настроение: грусть, радость, злость или удивление и передаю его соседу справа (имя ребенка) должен передать это же настроение …. (имя ребенка) и т. д. по кругу, последний передает настроение мне. Затем мы отгадываем, какое настроение мы передали.

(обсуждение детьми, какое настроение было загадано)

Игра «Четвертый лишний».

На доске крепиться четыре картинки с изображением сказочных персонажей с разным выражением на лице (на трех изображена радость, на одной - грусть).

Педагог предлагает детям присесть в круг на стульчики, обращает внимание на доску: - Посмотрите на доску. Кто изображен на картинках? (предполагаемые ответы детей: «лисенок, медвежонок…» и т. д)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на настроение у героев. Скажите, какая картинка лишняя и почему? (Предполагаемые ответы детей: «Лишний медвежонок, потому что он, грустный, а остальные герои веселые»).

Воспитатель: Правильно, дети, лишняя картинка - грустный медвежонок.

2. Основная часть.

Сюрпризный момент: «Появление гостя – слуги королевы страны Чувствляндии Грусти»

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришел гость - слуга королевы страны Чувствляндии (педагог демонстрирует персонаж). Посмотрите на него, как вы думаете, зовут этого слугу? (предполагаемые ответы детей: «его зовут слуга королевы Чувствляндии Грусть»). Сегодня слуга королевы Грусть расскажет вам об эмоции грусти, поиграет с вами в игры, которые помогут вам подружиться друг с другом, научит вас узнавать и понимать настроение других людей, даст вам очень полезные советы. (Далее рассматривается лицо- пиктограмма грусти.)

Знакомство с эмоцией грустью

Воспитатель: Дети, посмотрите на лицо слуги (рассматривание - брови опущены, рот опущен ….) Сделайте такое же лицо, молодцы!

Воспитатель: Вспомните, с какой слугой королевы страны Чувствляндии, мы уже познакомились? («радостью…») Как, вы думаете, какое чувство противоположно чувству радости? Да это горе, обида, грусть

Беседа по сказкам.

-Воспитатель: Давайте вспомним вместе с вами сказки, где герои испытывали горе. Вспомните сказку «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц». Когда герои этой сказки испытывали горе? (ответы детей) Герои этих сказок испытывали горе, когда с ними происходило что-то страшное. Зайчика из собственной избушки выгнала лиса, и он остался без дома. К козлятам залез волк и съел их. Мама-Коза испытала горе, когда узнала, что произошло. Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.

«…Проглотил волк шестерых козлят, пошел в лес, лег под куст да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стекла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать- рыдать….»

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя, домой не увидела своих козлятушек? (предполагаемые ответы детей: «грустное, печальное.) А еще можно сказать, что коза горевала.

Воспитатель: Как герои этих сказок боролись, справляясь со своим горем? (ответы детей) Правильно, зайчик попросил помощи у зверей, мама коза - пошла спасать своих деток.

- Дети! Как, звери узнали, что у зайчика горе? (предполагаемые ответы детей: «Он плакал, грустное лицо было»).

Воспитатель: Как догадаться, что человеку грустно, тоскливо? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас каждый из нас скажет, отчего ему может быть грустно, тоскливо? Я начну: «Мне бывает грустно тогда, когда… Продолжайте по очереди по кругу. (Дети отвечают)

Воспитатель: Скажите, а можете вы чем - то помочь грустному человеку? Давайте, покажем. Выйдите ко мне, кто хочет показать грустного, печального человека (ребенок изображает). Кто хочет ему помочь справиться с грустью? Подойди к …что ты будешь говорить, делать? (предполагаемые ответы, действия детей: дети расспрашивают, почему он такой, что случилось, успокаивают, поглаживают, обнимают, предлагают поиграть вместе, предлагают игрушку и т. д.)

Чтение отрывков сказок К. И. Чуковского «Федорино горе»

Воспитатель: Ребята! Послушайте отрывок произведения К. И. Чуковского «Федорино горе». (Читается отрывок произведения, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — отрывок, где описывается радость Федоры).

«…А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора: «Ой- ой- ой! Воротитеся домой!»… И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам. Бедная баба одна, и плачет и плачет она….Ой, горе Федоре! Горе.»

«Долго, долго целовала их она, поливала, умывала, полоскала их она. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду и любить и уважать!»…. Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!»….»

Вопросы к детям:

Воспитатель: Какие эмоции испытывает Федора, когда от нее уходит посуда, и когда посуда к ней возвращается? (Приблизительные ответы детей: «Когда посуда уходит, Федора испытывает горе, а когда возвращается — радость»).

Воспитатель: А сейчас слуга Грусть хочет предложить вам поиграть в игру «Найди пару». Мы поиграем с Федориными блюдцами. Вспомните как в сказке: «А за ними блюдца, блюдца- Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля –ля! Вдоль по улице несутся- дзынь-ля ля!»

Подвижная игра «Найди пару».

Воспитатель: Сейчас я вам раздам каждому по блюдцу. По сигналу воспитателя «покатились» вы, держа блюдце в руке, не отпуская его, бегаете по группе. Не наталкиваясь друг на друга. По сигналу «Найди пару» вы должны найти блюдце с таким же узором как у вас и взять за руку товарища, у которого такое же блюдце. Вместе поднять руки вверх и крикнуть: «Мы вместе!». Побеждает та пара, которая быстрей всех справиться с заданием. Повторим правила игры. (Дети называют)

Воспитатель каждому ребенку раздает по «блюдцу», заранее продумывая

Правила:

• Бежать по сигналу «Покатились».

• По сигналу «Найди пару» находим блюдце с таким же узором.

• Затем берем товарища, у которого такое же блюдце за руку, поднимаем вместе руки вверх и кричим: «Мы вместе».

• Блюдце из рук не выпускать.

(затем педагог меняет блюдца, меняет при этом пары детей, игра повторяется)

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными. Теперь, слуга Грусть предлагает вам, проверить насколько хорошо вы научились определять эмоции. Поиграем в игру «Ромашка настроения». Для игры, возьмите стульчики и присядьте за столы.

Дидактическая игра «Ромашка с настроением»

Воспитатель: Посмотрите у вас у каждого ромашка с разным настроением. И лепестки, на которых нарисованы герои с разным настроением. Слушайте задание:

- Определить настроение своей ромашки по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, грусть, удивление. Затем вам необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены животные с таким же настроением.

(Дети из многих маленьких карточек- лепестков, выбирают нужные и накладывают на силуэт лепестка, настроение героев на лепестках должно совпадать с пиктограммой эмоции в серединке ромашки, затем называют по очереди настроение своей ромашки)

3. Заключительная часть.

Игровое упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Воспитатель: Все встаньте в круг и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Поиграем в знакомую вам игру «Тряпичная кукла и солдатик». По моему сигналу «Солдатик» выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь, примерно вот так. (показ позы).

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).

Слегка сожмите колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто, вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатиком (10сек.).

Теперь опять тряпичной куклой…

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… с волос…с верхней части ног и ступней…

Воспитатель: Молодцы. На прощание слуга Грусть хочет дать вам маленькие советы «Как самим справиться с обидой, грустью» и подарить вам небольшие подарочки

Знакомство с советами слуги Грусти

Совет 1: Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши, нарисуй ему гневное письмо, а потом это письмо порви. Слуга вам дарит карандаш, альбом, чтобы вы могли нарисовать обиду, когда она к вам придет. (Педагог дарит детям карандаш, альбом)

Совет 2: Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном.

Совет3: Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать взрослым, сверстникам, можно сказать своей любимой игрушке. Прижми ее к себе, погладь, поговори с ней и станет легче (педагог раздает игрушки)

Итоги занятия:

- Скажите, о какой эмоции мы сегодня говорили на занятии?

- Как можно определить настроение человека?

- Назовите советы слуги Грусти «Как справиться самим с обидой?»

- Что тебе доставило радость, удовольствие?

- Что тебя огорчило?

- За кого ты порадовался?

- На занятии были все умницы: (про каждого ребенка педагог говорит несколько слов!

Ритуал окончания задания.

Игра «Я и мой сосед».

Игровая задача: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями: «Мои ручки хороши- у соседа лучше, мои плечи хороши- у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа), мои щечки хороши- у соседа лучше… и т. д., да и сам я весь хорош- но сосед мой лучше (обнимаются)».

Упражнение- прощание «До свидания».

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Пусть соединятся Их маленькие пальчики.

Дети поднимают ладошки вверх- одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.

Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе…» Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.

- Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо - улыбнется; у кого не очень хорошее- сделайте лицо без эмоции (рот прямой); кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия- сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.

Приложение 1. Слуга - Грусть

Приложение 2. Ромашка настроения

Публикации по теме:

Атрибуты к праздникам. Декорации и костюмыАтрибуты к праздникам. Декорации и костюмы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию - некоторые атрибуты которые мы с воспитателями изготовили к праздникам. Надеюсь наши идеи.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ. 1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР.
Опубликовано: 14 ноября 2012 в 21:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...