Конспект коррекционно-развивающей НОД в логопедической группе (ОНР 4 уровня) «Путешествие по весеннему лесу»

Людмила Шапкина
Конспект коррекционно-развивающей НОД в логопедической группе (ОНР 4 уровня) «Путешествие по весеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:

- совершенствование умения выразительно декламировать стихи;

- совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции);

- совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения);

- закрепление представлений о весенних, цветущих растениях (раннецветущих и позднецветущих, о перелетных птицах;

- автоматизация звука [Р] в предложениях, в связной речи;

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие связной речи;

- развитие общих речевых навыков, речевого и физиологического дыхания;

- развитие речевого слуха, творческого воображения;

- развитие общей моторики, координации речи с движением;

Воспитательные цели:

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - актуализация словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;

«Социализация» - обогащение игрового опыта сотрудничества со сверстниками;

«Физическая культура» - развитие координации движения с речью, общей и мелкой моторики;

«Здоровье» - развитие физиологического и речевого дыхания;

«Музыка» - развитие творческого воображения;

Оборудование: предметные картинки весенних, цветущих растений (примула, гиацинт, подснежник, крокусы, первоцвет настоящий, пролески, мать-и-мачеха, ландыши, одуванчики, схемы для составления предложений с предлогами, предметные картинки (сыр, розетка со шнуром, помидор, гора, мышка, ведро, веревочки для обозначения тропинки, дуги, сундук с конфетами, ленточки для хвостов, мультимедийное оборудование для показа слайдов.

Формы организации деятельности: интегрированная НОД с элементами игровой деятельности;

Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:

1. Любознательные, активные – добиваются решения познавательных задач, используют разные способы познания мира природы, пользуются схемами, наглядными моделями;

2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на музыкальные произведения, мир природы;

3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – с удовольствием участвуют в коллективных делах, используют познавательную, личностную формы общения;

Структура:

1. Организационный момент, знакомство детей с темой;

2. Сюрпризный момент, появление Лешего;

3. Музыкальное упражнение на релаксацию «Нарисуй картину и расскажи»;

4. Д/и «Лесная поляна» - припоминание названий весенних цветущих растений;

5. П/и «Живая стрелка» - составление предложений с предлогами по схемам;

6. П/г «Пианино» - звукослоговой анализ слова;

7. П\и «Скворушка» - координация речи с движением;

8. Словесная игра «Посмотри и назови» проговаривание чистоговорок по предъявленным картинкам;

9. Сюрпризный момент «Сундучок»;

10. Итог.

Характеристика группы: дети подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР 4 уровня.

Ход:

Организационный момент. Логопед в костюме Весны встречает детей, организует приветствие.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по весеннему лесу, полюбуемся природой, весенними цветами, птицами. А вы знаете стихи о весне?

Дети читают стихи.

Ласковый солнечный лучик

Стылую землю согрел.

Выглянул маленький ключик,

Ожил, оттаял, запел.

Ключик хрустальный полился

Всё веселей, веселей,

Не замолкая струился

И превратился в ручей.

-\-

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут, и будят сонный берег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Раздается храп под деревом.

Весна: Ой, кто это там под деревом спит, давайте подойдем поближе, посмотрим. Да это же хозяин леса – Леший! Здравствуй, Леший!

Леший, потягиваясь: Ох-хо-хонюшки (потирает бока). Что-то долго спал я, все бока отлежал. А вы кто такие? Чего делаете в моем лесу?

Весна: Так ты всю весну проспишь, Леший. Я вот пригласила ребят прогуляться по весеннему лесу, подышать чистым воздухом, полюбоваться природой, поможешь нам, покажешь свой лес?

Леший: Отчего не показать, да и сам пройдусь, косточки разомну, да проверю свои владения, да только они у меня не простые, есть места, которые просто так не пройти, задания нужно выполнить.

Весна: А мы попробуем, правда, ребята?

Леший: Отлично, если не выполните хоть одно, сразу заколдую и превращу в пни и коряги. Сначала, проверим какие вы умные и сообразительные.

- Назовите мне весенний месяц, который начинается на гласный звук (апрель, а какой символ апреля? (символ апреля - веточка вербы, потому что в апреле распускается верба).

- Хорошо, а в каком месяце четыре звука? (март). Его символ назовите и красиво расскажите. (Символ марта - подснежник, потому что в марте расцветают подснежники).

-Ладно, тогда отгадайте загадку о следующем месяце:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это… (май). Символ месяца мая – веточка березы с гнездом, потому что в мае распускаются листья на деревьях и выводятся птенцы.

Леший: Ай да умники и умницы. Ну тогда садитесь на пенечки, закройте глазки, да послушайте музыкальные произведения и расскажите какую картину вы видите, какие чувства и настроение они у вас вызывают. (Звучат произведения Л. Бетховена «5 симфония», затем Э. Грига «Утро»). Дети рассказывают о своем настроении.

Какая фантазия у ребят!

Весна: Прежде, чем отправиться в путь, давайте припомним дуновение ветерка в разное время года. (Звучит соответствующий музыкальный фон)

- У весны ветер какой? (ласковый, нежный, теплый) ф-ф-ф-ф;

- у лета ветер какой? (жаркий, знойный, согревающий) х-х-х-х;

- у осени ветер какой? (прохладный) с-с-с-с;

- у зимы ветер какой? (холодный, студеный, завывающий) в-в-в-в.

Леший. Теперь мы во всеоружии, отправляемся в путь, есть у меня одна полянка, пробраться к ней можно только по узкой-узкой тропинке.

Дети по очереди проходят с вытянутыми в стороны руками по тропинке, выложенной из двух веревочек, высоко поднимая колени и вытягивая носочек ступни в сопровождении музыки.

Дети подходят к импровизированной полянке, на которой разложены картинки весенних цветов. Логопед показывает слайды весенних цветущих растений. Дети находит на поляне идентичные им.

Весна: Сколько весенних цветущих растений на поляне, какие все красивые, расскажите, что вы про них знаете.

Предполагаемые ответы:

- я знаю подснежник, он расцветает в марте;

- я знаю мать-и-мачеху, его так называют, потому что, верхняя сторона листа гладкая, холодная, как мачеха, а нижняя теплая и пушистая как мать родная;

- знаю примулы, они первоцветы;

- я знаю ландыши, эти цветы занесены в Красную книгу;

- я знаю крокусы, они раннецветущие;

- я знаю одуванчик, он считается лекарственным растением, еще поздноцветущий;

- я знаю фиалку, эти цветы расцветают в марте.

Леший: Какие молодцы! Я вам сейчас расскажу старую лесную легенду о подснежниках, мне ее еще мой дед рассказал, а ему его дед.

Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый разбойник-отшельник, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к разбойнику. Как увидел он, что его убежище обнаружено, пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Весна: Какая красивая легенда! А мы, с помощью «Живой стрелки», понаблюдаем, в каких местах растут весенние цветущие растения.

п\и «Живая стрелка» (составление предложений с предлогами, с помощью схем, выделение предлогов). Дети становятся в круг и раскручивают ребенка со стрелкой, проговаривая:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ребятам покажись,

Покажи нам скорей,

Кто из нас тебе милей. «Стрелка» останавливается напротив выбранного им ребенка, показывает схему, по которой нужно составить предложение.

Предполагаемые ответы:

Ландыши растут на кочке;

Подснежники выглядывают из-за камня;

Крокусы пригрелись между деревьев…и т. п.

Весна: а сейчас присядьте в кружок и зашифруем любое название раннецветущего растения. Игра «Пианино» (звукослоговой анализ слова).

Леший: А нам предстоит путь через болото по кочкам, будьте осторожны. Дети по музыку перескакивают по расставленным кочкам.

Леший: А здесь у меня птичий островок. Вы знаете перелетных птиц? Дети называют полным предложением перелетных птиц:

- я знаю черного грача –вестника весны;

- я знаю пеструю кукушку;…

Леший: мы с вами сейчас поиграем в народную игру «Скворушки». (И. Смолина, Встреча весны-Благовещение):

1. Скворушки, скворушки,

Черненькие перышки!

Греет солнышко теплей,

Прилетайте поскорей (дети поют, одновременно выполняют соответствующие движения руками).

2. Домики, домики,

Мы готовим домики.

Для скворцов готовим дом,

Чтобы птицы жили в нем!

3. В домике-скворечнике

Скворушки сидят.

Из окна-скворечника

Скворушки глядят.

4. А в углу, а в углу

Хитрый кот сидит.

Притворился наш кот,

Будто сладко спит. (поют, подкрадываясь к «коту». Кот просыпается, пытается поймать за хвосты птиц, которые улетают в скворечник).

Леший: последнее препятствие осталось у нас на пути, это пещера Сокровищ, через неё нужно пробраться к моему волшебному сундуку с сюрпризом. Дети ползком пролезают под дугами.

Леший: вот и мои сокровища, но получить их не просто, расскажите мне чистоговорки с помощью картинок. Леший достает из сундука и показывает картинки (помидор, розетка, гора, ведро, сыр, мышка, дети проговаривают чистоговорки.

Ор-ор-ор- красный помидор;

Ур-ур-ур- у розетки черный шнур;

Ыр-ыр-ыр – мы едим сыр;

Ра-ра-ра- вот высокая гора;

Ро-ро-ро- на полу стоит ведро;

Ра-ра-ра – у мышки есть нора;

Леший: вот теперь вы заслужили мое фирменное угощение. Достает из сундука сладости, раздает детям.

Весна: мы с тобой прощаемся Леший, ты нам показал интересные места.

Леший: и я прощаюсь с вами, приходите еще в гости ко мне, буду очень рад. (уходит)

Весна подводит итог, задавая вопросы- что нового узнали? Чем занимались во время прогулки?

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Дикие животные
  • Экология
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающей НОД в логопедической группе (ОНР 4 уровня) «Путешествие по весеннему лесу»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 21:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...