Конспект круглого стола на тему «Русские народные инструменты»

Ольга Гусева
Конспект круглого стола на тему «Русские народные инструменты»

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать в нашем уютном зале. За окнами весна, солнце, поют птицы. Хочет веселиться и петь. Мы, в свою очередь, я и мои воспитанники, хотели поделиться хорошим настроением с вами, с нашими гостями и поэтому прогласили вас к нам на концерт. Не просто концерт, а концерт русской народной музыки.

Прежде чем начнется концерт я хотела бы показать и рассказать вам о русских народных инструментах.

- Скажите пожалуйста, а почему инструменты называются русскими народными?

Дети думают.

Потому что их изготовляли русские мастера и играл на этих инструментах простой народ.

- Скажите пожалуйста, может быть кто-то из вас знает какие инструменты относятся к русским народным?

Ответы присутствующих: гармошка,балалайка.

- Совершенно верно. Но есть еще инструменты, которые вы не назвали и о которых вам будет интересно узнать.

Была березовая чурка (слайд №2)

Валялась, где дрова лежат

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее,не одно,а два.

Два чуда-две чудесных ложки!

Округлых,звонких,расписных!

Чечетку,даже без гармошки,

Я отплясывал под них! (Л. Логинов)

Как вы уже догадались, речь идет о деревянных ложках. В игровой комплект ложет могут входить 2,3 или 4 ложки среднего размера о одна большей величины. От того, что размеры ложек разные,возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Прежде чем начнется рассказ о следующем инструменте отгадайте загадку.

У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по - русски приседать.

Ответ детей: "Балалайка". (слайд 3)

Балалайка-струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус и длинный гриф,на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство,и большие,и маленькие. Название "балалайка"-народное,вероятно данное инструменту в подражание бренчанию,"балаканью" струн во время игры. "Балакать","балагурить" на народном наречии значит болтать,пустозвонить.

(слайд 4 бубен)

Бубен-ударный инструмент неопределенной высоты звука. Деревянный обруч,затянутый с одной стороны кожей;в отверстиях обруча парами свободно парами прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточныи славянам с древнейших времен. Особенно щироко они применялись в ратном деле у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котел с натянутой кожаной мембраной.

(слайд 5 трещетка)

Трещетка-русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более,разделенных узкими планочками и нанизанных на ремешок.

(слайд 6 гармоники)

Гармоники-общее название гармошки и баяна-они родственники. Изобретена была в Германии,но в России преобразовалась, словно заново родилась и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию в начале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычайный инструмент, купил его, дома разобрал и сделал похожий. Позже стали делать гармонии и в других городах. В каждой губернии делали свои гармонии, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и другие. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях. Меха -та часть, что сдувается и раздувается, из картона, кожи и жестких рамок. Звук получается от движения воздуха. Инструмент и носить легко и играть на ходу можно.

(слайд 7 баян)

Баян-усовершенствованная гармонь,звук мощнее,интереснее.

Баян-потомок удалой гармошки.

Назван так в честь русского певца.

И сыплют дробью русские сапожки

Под чистый звук баяна-молодца.

(слайд 8 аккордеон)

Звучит синьор аккордеон,

Далекий брат органа он.

Он носит клавиши и кнопки,

И нрав его совсем не робкий.

То свои складки раздвигает,

То снова быстро их сдвигает.

И мириады звуков новых

Пространства наполняются снова.

Певучи звуки,громогласны,

Они торжественны,прекрасны.

То скрипки,то виолончели,

То слышатся в них флейты трели.

Прекрасен в мастерстве своем,

Звучит оркестр целый в нем.

Аккордеон-как волшебство,

Все звуки собраны в него.

Сейчас этот необыкновенный инструмент вы не только увидите, но и услышите.

Д. Кабалевский «Маленькая полечка» в исполнении учащегося ДМШ №2.

- Дорогие друзья, скажите пожалуйста, кто сочиняет музыку?

Ответы.

- А народ какую музыку сочиняет?

Ответы.

- Давайте вспомним, какие народные песни мы уже знаем?

- Ответы.

Ведущий: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями. Народ сочинял песни и для детей. Одна из таких песен прозвучит сейчас».

Слайд № 10

Детская песенка «Веселые гуси» в исполнении учащегося ДМШ №2.

Прямо у калитки,

Красная накидка.

Языками пламя

Трогаем руками.

Ягодки-калинки

Шапочки, корзинки,

Чудо – огонечки

В зелени листочков.

Ягоды с кислинкой

Нравятся Маринке.

Кушать по-немножечку,

Любит их Сережка.

Мы гостеприимны

Пирожки с калинкой,

Гостю предлагаем

К ягодному чаю.

- О какой ягоде шла речь?

Ответы.

Слайд № 11

Рус. нар. песня «Калинка» в исполнении ансамбля.

Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий играть на балалайке перед девушками. Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе.

Что – то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины.

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

Балалайка, балалайка,

Ты не смолкнешь никогда!

Ну, кленовая, поддай-ка!

Растревожь меня в конец,

Баловная балалайка,

Деревянный бубенец! (И. Кобзев)

Слайд №12

Песня «Ах ты моя балалайка» в исполнении вокальной группы старшей группы.

Отшумели вьюги и морозы,

Отступила снежная метель,

И стоят притихшие березы,

Радостно приветствуя апрель.

Вновь набухнут почки на деревьях,

Пробуждаясь раннею весной.

И березки – белые царевны,

Нас пленяют нежной красотой.

Сладким щедрым соком нас одарит,

Им по пояс низко поклонюсь.

В мае без вниманья не оставят,

Щедростью березок восхищусь.

Слайд №13

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березой? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника? Но все эти образы, связанные с березой, возникают у нас сегодня. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Пол страны украсила белоствольная красавица. Береза – воистину крестьянское дерево. Оно напоминает ситцевой платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку – рябу, кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.

Слайд №14

Наши предки могли не только работать, но и веселиться. Устраивали ярмарки, пели песни, водили хороводы – все это устраивалось, когда хозяйственные и полевые работы были еще не в разгаре.

Реки, озера, луга, березовые рощи – вот места для народных гуляний и хороводов. В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Русские хоровод доступны всем возрастам.

Русский народный хоровод «Не шей мне мама красный сарафан» исполняют дети старшей группы ансамбль «Березка».

- А сейчас я бы хотела гостям загадать загадку.

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны.

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (это оркестр).

Слайд № 15

«Русские народные наигрыши» исполняет оркестр русских народных инструментов.

- На этом наша встреча, посвященная русской народной музыке, подошла к концу.

Всем участникам встречи – призы на память.

Публикации по теме:

Праздник «Проводы Масленицы» совместно с Верейской школой искусствПраздник «Проводы Масленицы» совместно с Верейской школой искусств На праздник Масленицы мы пригласили к себе в детский сад гостей из Верейской школы искусств. Ребята были одеты в русские народные костюмы.

Танцевальная композиция «Солнечные зайчики» Вот и прошло важное мероприятие в нашем ДОУ. Собрались педагоги всего района на семинар. И конечно по традиции воспитанники нашего детского.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект круглого стола на тему «Русские народные инструменты»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 14:37
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...