Папки-передвижки

Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина»

Татьяна Борисенко
Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина»

Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4

Тема урока Место урока по теме

«Россия – наша Родина» Первый урок в курсе» Основы светской этики»

Тип урока Формы, приемы, методы

Публикация «Конспект урока в четвертом классе „Основы светской этики, Россия — наша Родина“» размещена в разделах

Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. информационно-коммуникативные технологий (компьютерная презентация).

«ЗХУ», Приёмы «Толстые и тонкие вопрсы»,

«Инсерт»

Цель урока Задачи урока

Создание условий для формирования понимания учащимися духовного мира и духовных традиций народов нашей страны. - Выяснить, какой смысл вкладывают учащиеся в понятие «Родина», с чем конкретно связывают они любовь к Отечеству;

- Прививать детям чувство гордости за свою страну, родной посёлок;

- Формировать познавательные интересы;

- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

- Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

- Воздействовать на положительные эмоции учащихся;

- Формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.

Предполагаемый результат

Знать Уметь

Учащиеся будут знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции страны, основные понятия темы : «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности»

Уметь извлекать информацию из источников и представлять её, выражать собственное мнение;

уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.

Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование

Предметные: Создать условия для формирования понятий: «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

Метапредметные:

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Развивать познавательный интерес

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе.

Личностные: Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Способствовать формированию у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории. ТРКМ Презентация «Моя Родина»

- глобус, карта мира;

- флаг РФ;

-листы самооценки

Текст Ю. Яковлев

«О НАШЕЙ РОДИНЕ»

Ход УРОКА

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/

аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат

Этап

Вхождение в тему урока

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала Психологический настрой

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение?

Инструкция по заполнения «Листа самооценки»

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Лист самооценки

Этап. Вызов

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме ;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

Какой главный вопрос задаёт автор?

- Какова будет тема нашего урока?

-Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Работа с таблицей «ЗХУ»(Приложение 1)

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

Стихотворение читают дети

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Заполняют 1-2 столбик таблицы «ЗХУ» Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

РегулятивныеУУД

Навык целеполагания

Этап Осмысление

Цель:получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями. Беседа.

Как называется страна, в которой мы живем?

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

-Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

Прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком «+».(приём «пометки на полях»)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Приём «Толстые и тонкие вопрсы»

- Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

-Какова основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

- Представьте, что слово «родина» - это слово – магнит.

- Какие слова притянет, это замечательное слово?

- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».

- Назовите свою малую Родину.

- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. Город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

Символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, и хлеб, да соль.

Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

Задание по группам

1 группа

Выбрать из предложенных гербов – герб России и подготовить рассказ о нем после изучения документа.

2 группа

Выбрать флаг России и рассказать о нем после изучения документа.

Определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает после чтения стихотворения

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете: (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко. (красным)

(звучит 1 куплет гимна, все встают)

3 группа

Расставить в правильном порядке слова Гимна

Основной, закон страны называется Конституцией и принят он 12 декабря 1993 года.

– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.

Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А. С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова.

- Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех.

- Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность. Культурные ценности – литература, живопись… Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П. И. Чайковский, А. С. Пушкин, Н. К. Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией. В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

. Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику. стр 4

.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Стр 5 Традиция – (от лат. traditio – предание) –передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

Отвечают на поставленные вопросы. - Слово «родина» происходит от слова «род».

Родственные слова

Отец род

отчество родной

Отечество родитель

Отчизна Родина

Учащиеся каждой группы дают

определение словам:

«Отчий дом – дом твоего

отца.

«Отчество» – величание

по имени отца.

«Отечество», «Отчизна» –земля наших предков. и т. д.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Читают рассказ применяя Приём инсерт (приём «пометки на полях») смысловое чтение.

Формулируют вопросы и задают одноклассникам

Дети записывают слова – ассоциации (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, река и т. д.)

Посёлок О….

Ответы на вопросы

-Россия

Работа с картой и глобусом.

Уч-ся читают стихотворение

Татьяна Бокова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ответы учащихся

Наша страна – Россия. Российская Федерация.

– Столица её – город Москва. – Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.

У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн.

Государственными символами в любой стране являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.

Выступление уч-ся

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами щит с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной. На груди орла, в красном щите,- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного дракона.

Герб-это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трё х горизонтальных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета. Именно по этому флагу повсеместно узнают наше государство.

.Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. В гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны. Слова для государственного гимна написаны Михалковым С. В., а музыка Александрова А. В

Ученики читают стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Стр 4

Работа в группах

Приводят примеры из жизненного опыта

1. Духовный мир.

2. Культурные традиции.

(А) Богатство нашей страны, религиозные культуры, морально-этические нормы.

(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми, отношение к миру.

У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД

Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД

Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

Использовать изучающее чтение при поиске информации.

Коммуникативные УУД:

умение формулировать свою точку зрения

Контроль \оценивание

Работа в группе,

Актуализация житейского опыта

Лист самооценки

Этап Рефлексия

Цель: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- присвоить новое знание;

- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому. Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

Составление синквейнов

Родина

Могучая, великая.

Заботится, любить, беречь

Родина- мать, умей за неё постоять.

Мать.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее Познавательные УУД:

«Прием информации».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Лист самооценки

Этап

Подведение итогов, домашнее задание Стр. 5

Вопросы и задания

Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями. Коммуникативные УУД:

форма групповой рефлексии.

Приложение 1

З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

В ходе урока я. Всегда Иногда Никогда

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал активное участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Публикации по теме:

Конспект беседы «Россия-наша Родина» Здравствуйте дети! Смотрите кто это к нам пришел в гости? Что за веселая девчушка?Да вы правы это Матрешка! Матрешка: Здравствуйте соколики.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Наша Родина — Россия» Цель: развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Образовательные Обобщить и систематизировать.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Наша Родина-Россия» .

Конспект НОД в старшей группе «Наша Родина — Россия» Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание,.

Конспект НОД занятия «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе Конспект НОД занятия «Наша Родина - Россия» В подготовительной группе Цель: - Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны.

Конспект занятия НОД в средней группе «Наша Родина — Россия» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Продолжить формировать у детей представление о России, как о.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Наша Родина — Россия» НАША РОДИНА – РОССИЯ (занятие на патриотическую тему с детьми) Целевая аудитория: 7-14 лет Форма и методы работы: беседа, рисунок, аппликация,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина — Россия» Цели: продолжаем знакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Оборудование:.

Конспект занятия «Наша Родина-Россия!» Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей. Задачи: - закрепить название «Россия»; - закрепить и обобщить знания детей.

Конспект занятия «Россия –наша Родина!» Россия –наша Родина! Цель: Развивать независимое у детей интерес всегда к истории и традициям убивает своей страны. Программное велика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД