Конспект (логопедическая часть) к занятию на тему: «Национальные традиции»

Светлана Тихонова
Конспект (логопедическая часть) к занятию на тему: «Национальные традиции»

Занятие проводилось в 3 этапа: 1 и 3 этапы, "Вступительный" и "Практический" проводили воспитатели, 2 этап "Развитие речи" проводила учитель-логопед. "Практический" этап можете прочитать на странице у Любичевой Елены Константиновны.

Конспект (логопедическая часть) к занятию на тему: «Национальные традиции»

Цели:

- закреплять умения детей образовывать сложные слова, а также притяжательные прилагательные;

- развивать словообразование и словоизменение;

- активизировать словарь детей по теме.

Ход занятия:

- Сейчас предлагаю продолжить разговор о народный традициях в древней Руси. А мы знаем, что так раньше называлась наша страна Россия. А если точнее, то мы поговорим о народных традициях в русских костюмах.

(1 слайд).

- Ребята! Гардероб наших предков был удивительно ограничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразной историей жизни каждой отдельной области в России. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию, т. е. в достатке жили люди или в бедности, а также семейному положению человека.

- Как вы понимаете слово празничная? Повседневная?

Огромное разнообразие и красочность проявлялось в костюмах женщин.

(2 слайд) В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы.

Кокошник – старинный, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

(З слайд)

Кокошник - происходит от древнего слова «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня.

(обратить внимание детей на красоту и размер кокошников)

- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (женские)

- Но и у мужчин тоже были свои головные уборы, шапки.

(4 слайд)

Слово шапка возникло в русском языке из французского слова шап, игапа. Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. Например: у простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом. Эти шапки и назывались колпак. А богатые мужчины, предпочитали шапки меховые, а летом носили шляпы.

- Что значит меховые?

- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (мужские)

(5 слайд)

Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой–то один вид костюма.

Ученые выделяют такие типы женского костюма:

- рубаха с сарафаном;

- рубаха с сарафаном и душегреи (это очень короткая шубка, с очень короткими рукавами);

- рубаха с юбкой андараком (суконной, сшитой из сукна) и передником (в наше время его называют фартук).

- Что такое душегрея?

С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду для себя и семьи, вкладывая в нее свое умение, вкус, традиции своей местности, свой природный талант.

(6 слайд)

Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.

- была такая традиция, что когда у женщины рождался мальчик, то она свой передник украшала конями, а если рождалась девочка – то птицами.

(7 слайд)

-С наступлением холодов доставали овчинную шубу, т. е. её шили из шкуры животных. Особой одеждой она была. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь.

- Раз шуба шилась из шкуры животного и была с мехом, значит она какая? (меховая)

- А ещё что мы можем сказать о шубе? Какая она? (тёплая, длинная)

(8 слайд)

- Мужская одежда сильно отличалась от женской. Она была не такая красочная, яркая, т. к. мужской костюм, в основном предназначался для работы. Летом мужчины предпочитали на праздник надевать кафтаны.

Кафтан – это праздничная верхняя мужская одежда, сшитая из ткани сукна, длиной до колен, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, с карманами. Кафтан застегивался на крючки или большие медные пуговицы

- Как вы объясните словосочетание удлиненные рукава?

- Кто носил эту одежду? (мужчины)

- Значит она чья? (мужская)

(9 и 10 слайды) Игра «Что лишнее и почему»

- Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь.

(11 слайд)

Валенки – тёплые войлочные сапоги, из свалянной овечьей шерсти; чаще делают твёрдыми, но бывают мягкие, под другую обувь.

Валенки — это традиционная русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

- Если валенки изготовлены из войлока, значит они какие? (войлочные)

Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, в давние времена, бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыка (кора липы, вязов и других деревьев). Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом.

- Раз лапти плели, значит они какие? (плетёные)

Башмаки — мужская (как правило) обувь. Классические башмаки изготовлены из кожи и завязываются шнурками.

- Если башмаки шили из кожи, то они какие? (кожаные)

Чеботы (чёботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник

Чеботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

- Эту обувь носили как мужчины, так и женщины. Значит, какая она? (мужская и женская)

(12 слайд) Игра «Что лишнее и почему»

Итог: Мы с вами заглянули в историю происхождения нашего русского костюма, который в настоящее время совсем не похож на ту одежду, которую мы с вами носим.

Ну, а сейчас для вас и наших гостей сюрприз.

(смотрите в блоке у Любичевой Елены)

Примечание: очень хотела загрузить свою презентацию, но не получилось. Вы можете составить свою презентацию и продемонстрировать детям.

Публикации по теме:

Игрушка на уличную елкуИгрушка на уличную елку Здравствуйте, уважаемые коллеги! На сайте увидела елочную игрушку для уличной елки от Елены Жучковой. Очень понравилась идея создания такой.

Итоги конкурса «Воспитатель года г. Тамбова — 2012»Итоги конкурса «Воспитатель года г. Тамбова — 2012» 1 марта 2012г. в нашем городе были подведены итоги профессионального конкурса "Воспитатель года г. Тамбова -2012".Конкурс проводился в два.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект (логопедическая часть) к занятию на тему: «Национальные традиции»
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 12:14
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...