Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы. Тема: Автоматизация звука «Р»

ольга олейникова
Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы. Тема: Автоматизация звука «Р»

Цель: автоматизировать звук «Р» в предложениях.

Коррекционно-развивающие задачи.

Закрепить правильное произношение поставленного звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и в согласовании прилагательных с существительными.

Упражнять в использовании родительного и винительного падежей; в употреблении антонимов.

Закрепить умение согласовывать числительное с существительным от 1 до 5.

Упражнять в делении слов на слоги и составлении предложения с заданными словами.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Развивать внимание, память, мышление, воображение и мимическую выразительность.

Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

Воспитательные задачи.

Воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, взаимопомощь.

Словарная работа: рубанок, пассатижи, конура, карниз, форточка, новоселье.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросёнка», маски грустного и радостного поросят, игрушечные инструменты, мяч, макет дома, конура с собакой, грушевое дерево, дидактическое пособие «Слоговое дерево», счётный материал – груши, предметные картинки, «сухой бассейн» с животными, грузовая машина, предметы со звуком «Р», панно «подарочная коробка».

Х О Д З А Н Я Т И Я

1. Вводная часть. ( «Музыка»)

Л о г о п е д: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей с вами встрече и надеюсь, что сегодня вы порадуете меня. Я вам приготовила песню. Послушайте.

Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка»:

Нам не страшен серый волк…

- Вы помните, из какой сказки эта песня? («Три поросёнка».) А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

2. Основная часть. ( «Физическая культура», «Коммуникация»)

Психогимнастика.

Л о г о п е д: Изобразите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Ребята, а вы помните, чем закончилась эта история? (Поросята построили новый дом.)

Упражнение на релаксацию «Строители».

- Давайте покажем, как они его строили. Поднимем ведро с песком (напряжение, и опустим его (расслабление). Держим тяжёлый молоток (напряжение), положили молоток (расслабление).

Появляется поросёнок (логопед закрывает лицо маской).

П о р о с ё н о к (грустно): Когда-то мы построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадёжный. А вдруг опять придёт волк, нам очень страшно!

Л о г о п е д: Поможем поросятам построить новый, крепкий дом? (Да.)

Дети проходят и садятся на коврик.

- Поросёнок принёс много разных предметов. Давайте выберем, что нам понадобится для постройки дома? (рубанок, пила, молоток и т. д.)

- А как эти предметы называются, одним словом? (Инструменты.) Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, назовёт, каким будет дом из этого материала:

Из соломы – соломенным,

Из камня – …

Из дерева – …

Из кирпича – …

Из стекла – …

Из пластмассы – …

Из железа – …

Из резины – …

- Ребята, а как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом? (ответы детей)

Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы. Тема: Автоматизация звука «Р»

3. Артикуляционная гимнастика. ( «Физическая культура»)

Л о г о п е д: Давайте мы с вами побудем немного строителями, и попробуем построить дом по-своему, своим артикуляционным аппаратом: губами, зубами, язычком. Сначала установим стены дома (упр. «Заборчик»). В стене сделаем большие, светлые окна (упр. «Окошко»). На крыше дома выложим вот такую трубу (упр. «Трубочка»). На окошки поставим ставни (упр. «Парус»). Вот наш дом и готов. Теперь покрасим потолок (упр. «Маляр» язычком водить по нёбу) и стены (языком водить внутри щёк). И окошки давайте покрасим (упр. «Вкусное варенье»). Вымоем пол (упр. «Почистим нижние зубки»). В доме стало чисто. А теперь давайте повесим на стену фотографию трёх поросят. Для этого возьмём молоточки и забьём гвоздик в стену. Откройте свои ротики и постучите: д-д-д (упр. «Молоточек»).

- Молодцы ребята! Вот мы и построили с вами дом.

- Утро наступает, солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели и на стульчики присели.

(Дети садятся за столы.)

4. Автоматизация звука «Р». ( «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура»)

Л о г о п е д: Посмотрите, какой чудесный домик у нас получился! (открывается макет дома) А около дома стоит конура. В ней живёт собака, она будет охранять поросят. Собаку зовут Мухтар. Скажите, а какой последний звук вы слышите в этом слове? (Р) Правильно. И вот сегодня мы с вами будем продолжать говорить слова со звуком «Р». Давайте вспомним, как правильно произносить звук «Р».

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

- Язычок у всех дрожит? Хорошо, вспомнили. Теперь порычите, как рычит Мухтар, только тихо. А сейчас громко (р-р-р-).

«Слоговое дерево»

- А какое же дерево растёт у домика? (Груша). Значит это, какое дерево? (Грушевое) Сейчас я вам раздам тоже грушевое дерево. Я буду произносить слоги, а вы вешайте столько груш, сколько слогов я скажу, и повторяйте за мной: ра, ур, дры, ара, утр. Очень хорошо!

Груши подружки выросли в саду,

Грушу за грушей я на них найду.

Я сорву все груши, положу в корзину,

Угощу я Владика, Борю, Владу и Лизу.

«Весёлый счёт»

- Давайте соберём груши в корзину и посчитаем их: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. (Дети собирают и считают груши по очереди.)

«Поймай слово»

- А сейчас я вам буду называть части дома, а вы внимательно слушайте. Когда услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши и повторите это слово:

труба, крыша, окно, рама, форточка, карниз, стена, крыльцо, порог, ступеньки, чердак, дверной проём.

- Очень хорошо справились с этим заданием.

А сейчас давайте немного поиграем.

Физкультминутка «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе,

выполняют повороты влево – вправо.

Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим. Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Выполняют прыжки на месте.

Окна ставим, крышу кроем. Жестом показывают окно и крышу.

Вот какой красивый дом! Приседают.

Жить поросята будут в нём. Руки вперёд ладонями к верху.

Дети проходят за столы.

«Игрушки»

- Когда кто-то переезжает в новый дом, это праздник. И называется этот праздник – новоселье. А скажите, что принято дарить на новоселье? (Подарки). Посмотрите, сколько подарков я приготовила. Перечислите их. (Пирамидка, кубики, ракета, мяч, петрушка, юла, шар, кукла, ведро, мишка, Буратино, лейка, рыбка, самолёт, барабан). Но мы можем подарить поросятам только те подарки, в названии которых есть звук «Р». (Дети отбирают и проговаривают картинки, логопед выставляет их на панно. ) А как назвать все эти предметы, одним словом? (Игрушки). Давайте назовём ещё раз все игрушки и поделим слова на части. (Дети отхлопывают и говорят, сколько частей в каждом слове. ) Молодцы, приготовили подарки.

«Наоборот»

- А сейчас мы поиграем в игру «Наоборот». Посмотрите и скажите, какие игрушки мы выбрали для поросят:

Некрасивые – красивые,

Плохие – хорошие,

Одноцветные – разноцветные,

Одинаковые – разные.

- Вот поросята обрадуются нашим красивым игрушкам.

«Сухой бассейн» (согласование прилагательных с существительными)

-здесь спрятались звери, которые пойдут к поросятам на новоселье. Давайте их найдем. (Рогатая корова, огромный или серый носорог, пёстрый жираф, круторогий баран, трусливый кролик, рычащий тигр, быстроногая зебра, горбатый верблюд).

«Потерялся звук»

Все эти гости тоже приготовили подарки для поросят. Я буду показывать их и называть, а вы назовите их правильно: .оза, .омашка, ко. аблики, т. уба, ша. ф, к. аски, самова., .убашка. Правильно, исправили мои ошибки.

«Какой сок»

- Когда все гости соберутся, поросята их будут угощать. Но вот незадача, поросята забыли, как называется сок, который они приготовили. Поможем им? (Называют индивидуально. )

Сок из арбуза – арбузный,

Из моркови – …

Из груши – …

Из смородины – …

Из черники – …

Из винограда – …

«Составь предложение»

- Поросятам переезжать в новый большой дом помогал грузовик. Давайте посмотрим, что он везёт. Берите предмет и говорите предложением, что везёт грузовик.

Грузовик везёт руль; - расчёску, - корзину, - гитару, - зеркало, - карандаши,

- кружку, - грабли.

- Молодцы! Хорошие составили предложения!

П о р о с ё н о к: И мне очень понравилось как вы сегодня занимались. И Владик называл правильно все картинки, и Лиза хорошо считала груши и называла животных. Влада помогла назвать сок. Боря молодец, знает много инструментов, правильно составлял предложения. И домик у вас очень хороший, крепкий и красивый получился. Спасибо вам, ребята! Побегу и обрадую своих братьев.

5. Итог занятия. ( «Художественное творчество»)

Л о г о п е д: Поросёнок отправился домой к братцам принимать гостей. А я хочу вам сказать, что мне очень понравилось, как у всех дрожал язычок, когда вы произносили звук «Р». А сейчас я вам раздам задание на дом, которое оставил для вас поросёнок.

Звучит продолжение песни и дети уходят в группу.

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях» Московская область, Орехово – Зуевский район, город Дрезна МДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида Конспект индивидуального.

Автор публикации:
Конспект логопедического интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы. Тема: Автоматизация звука «Р»
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 23:07
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...