Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Темирой Бондарь
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

ЦЕЛЬ:

1. Закрепление правильного произношения звука [Р], в слогах, словах, предложениях и связной речи.

2. Развитие органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Формирование звукового анализа.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [Р], наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто придумает и правильно произнесёт слово со звуком [Р](в начале, в середине, в конце слова).

II. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, проведём небольшую разминку для подготовки к выполнению более сложных упражнений. Для этого нужно посмотреть в зеркало, всем улыбнуться, открыли широко ротики, поднимите язычок к бугорочку. Кончиком языка по нёбу сделать несколько движений вперёд и назад и при этом следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губки и нижняя челюсть не двигались.

Молодцы, ребята! А сейчас выполним несколько упражнений: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Часики», «Маляр», Чищу зубы».

Ребята, а теперь вспомните, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звук [Р. ] (губы, зубы, язык, нёбо, альвеолы.)

1. Анализ артикуляционного уклада звука [ Р].

Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ Р], где находятся губы, язык, зубы: Кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам (за верхними зубками, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам, выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной. Послушайте своё горлышко! Горлышко дрожит.

2. Характеристика звука.

Попробуем дать характеристику этому звуку: Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? (бывает твёрдый и мягкий.) Какие гласные звуки, дают твёрдость согласному звуку [Р. ] (А, О, У, Э)

Звук [Р]- согласный, твёрдый, звонкий.

III. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, вспомним наш девиз! «Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить!» Выполним пальчиковую гимнастику:

«Дети бегут» указательный и средний палец правой руки «бегают» проводится одновременно пальцами обеих рук.

Пальчики «здороваются» кончик большого пальца правой и левой руки «здоровается», поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и т. д.

IV. Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о разных профессиях, и следить за правильным произношением звука [Р. ]

V. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать предметные картинки с изображением профессий, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук [Р].

Маляр, повар, дворник, пчеловод, землекоп, трубочист, учитель, рабочие, врач.

Игра «Кем ты будешь?» Саша, кем ты будешь в будущем? Я буду строителем. Строить дома.

Игра «Кто, чем работает?» Ребята, скажите, чем работает маляр - кистью, землекоп – лопатой, дворник – метёлкой.

VI. Связь звука с буквой

Отыскать букву [Р] в разрезных азбуках. Напечатать в тетрадях.

VII. Физкультминутка. «Шофёр». Дети бегут по кругу и крутят руль.

Лечу лечу

Во весь опор.

Я сам-шофёр

Как нажму на педаль

Моя машина мчится вдаль

VIII. Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях.

А сейчас повторим слоги:

ар-ар-ар - повар

ра-ра-ра - игра

ор-ор-ор - двор

ур-ур-ур – абажур

ры-ры-ры – шары

1. Игра «Доскажи словечко»

Маля (р, пова (р, шофё(р, мото (р).

2. Звуковой анализ слова. По-вар. В звуковом домике из цветных фишек выкладываем схему слова. Делим слово на слоги.

3. Составление небольших предложений по картинкам.

Например:«Мама повар», «Мама варит суп».

Записать предложения в тетрадь.

IХ. Итог занятия.

Молодцы, ребята! С каким звуком мы сегодня работали?

Дать характеристику звука «Р». Ребята, какие профессии вы запомнили?

Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 15:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...