Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «От звука к букве, от буквы к слову»

Марина Юнусова
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «От звука к букве, от буквы к слову»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Берёзка» городского округа город Октябрьский

Республика Башкортостан

Конспект

Фронтального занятия

подготовительной к школе группе для детей с

нарушениями речи

на тему «От звука к букве, от буквы к слову»

Юнусова Марина Михайловна

учитель-логопед

первая квалификационная категория

г. Октябрьский РБ

2013г.

1. Коррекционно-образовательные цели:

-продолжать знакомить со звуком и буквой С, закрепить правильное произношение звука С;

-обучать умению давать характеристику звука;

-продолжать упражнять детей в определении места звука в слове;

-обучать детей выполнению звуко- слогового анализа слов;

-продолжать учить ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

-закреплять умение составлять предложение из заданных слов и составлять схемы данных предложений.

2. Коррекционно-развивающие цели:

-развивать фонематическое восприятие;

-продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

3. Коррекционно-воспитательные цели:

-воспитывать умение работать в коллективе, контролировать свои действия и речь;

-формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения.

Оборудование:

Мягкая игрушка «Сова», конверт, магнитофон, предметные картинки со звуком [c], «звуковые дорожки» и деревянные матрёшки на каждого ребёнка, демонстрационный и раздаточный материал к звуко- слоговому анализу, наборное полотно, мольберт, мел, игра «Волшебный квадрат», корзина с сюрпризами.

Предварительная работа:

Разучивание физкультминутки «Сова», игра «Волшебный квадрат», речевое упражнение «Снежинки».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются, становятся в круг.

Л. Ребята, сегодня утром падал снег. Покажите, как падают снежин-ки? (дети показывают).Как называется это явление?

Д. Снегопад.

Речевое упражнение «Снежинки» (выполняется с движениями)

Кружатся снежинки,

В воздухе морозном.

Падают на землю,

Кружевные звёзды,

Вот одна упала,

На мою ладошку.

Ой, не тай снежинка,

Подожди немножко.

Л. Давайте тихонько сдуем снежинки с ладошек (дети «сдувают» на умеренном и на сильном выдохе) Логопед обращает внимание на правильное дыхание: плечи опущены, не напряжены, щёки не надуваем.

2. Раздаётся стук в дверь, вносится мягкая игрушка «Мудрая Сова»

Л. К нам в гости прилетела Мудрая Сова, здравствуй Совушка (дети здороваются).Что за конверт она нам принесла, давайте посмотрим (открывается конверт).Здесь написано-задания школы лесных

наук. Выполним эти задания?

Д. Выполним.

Л. Вот и первое задание: послушайте загадки и отгадайте.

1) Всё лето стояли,зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы. (Санки)

2)Заворчал живой замок,лёг у двери на порог. Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака)

3)Что за птица?

Песен не поёт,

Гнёзд не вьёт

Людей и груз везёт. (Самолёт)

Л. Правильно, давайте повторим отгадки?

Д. Санки, собака, самолёт (проговаривают и выделяют звук)

Л. Кто догадался, какой звук встречается во всех отгадках?

Д. Звук [C]

Л. Правильно, сегодня мы будем говорить о звуке С. Давайте дадим характеристику этого звука. Какой это звук?

Д. Согласный.

Л. Почему он согласный?

Д. Потому что он не тянется и не поётся.

Л. Что ещё мы можем сказать про этот звук?

Д. Этот звук твёрдый.

Л. А ещё какой это звук?

Д. Звук «с» глухой, потому что он образуется без помощи голоса.

Л. Ещё какой он?

Д. Свистящий.

Л. Итак, звук С-согласный, звонкий, твёрдый, свистящий.

Л. Молодцы, так замечательно справились с заданием,

3. Л. Второе задание такое: хлопните в ладоши, если услышите звук «С» среди других звуков. Приготовили руки, закрыли глаза.

Т-С-С-Л-Н-С-М-П-С-С (логопед произносит звуки, дети хлопают с закрытыми глазами)

Л. Молодцы, открыли глаза, А что мы можем сказать про эти звуки?

Д. Звуки мы слышим и произносим (выставляется буква «С» на магнитную доску)

Л. Ребята, а это что вы видите?

Д. Букву «С»

Л. Что мы можем сказать про букву?

Д. Букву мы видим, пишем и читаем,

Л. Правильно, есть такое правило, давайте повторим все вместе:

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

4. Л. Третье задание. У меня здесь много картинок. Нужно определить место звука «С» в названии картинок (дети по одному выходят к доске, берут картинку и определяют место звука «С» в слове, остальные работают на местах со звуковыми дорожками)

Л. Молодцы! А теперь давайте отдохнём. Тихонечко все встанем и разомнёмся. Выйдем на ковёр.

5. Физкультминутка «Сова» (с движениями)

В лесу темно,

Все спят давно,

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит-у у у

Совушка-сова

Большая голова

На суку сидит

Головой вертит

Во все стороны глядит

Да вдруг как полетит…

Л. Отдохнули? Садитесь (дети садятся на места)

6. Л. А вот и четвёртое задание, игра «Волшебный квадрат» (в центре квадрата ставится буква О)

Л. Какие буквы нужно поставить слева и справа от буквы «О», чтобы получилось слово СОК?

Д. Буквы С и К (дети выполняют и комментируют свои действия)

Л. Что нужно сделать, чтобы получилось слово СОН?

Д. Букву К поменять на букву Н.

Л. Что нужно сделать, чтобы получилось слово НОС?

Д. Поменять местами буквы С и Н.

Л. Что сделать, чтобы прочитать вместо слова СОК, слово СУК.

Д. Поменять букву О на букву У.

7. Л. Прекрасно выполнили и это задание, молодцы! Теперь пятое задание. Сидит одна сова на ветке, а когда их много на веточках, как мы скажем, это кто?

Д. Совы.

Л. Давайте выполним звуко- слоговой анализ этого слова (Совы) (один ребёнок составляет схему у доски, остальные –за столами)

Л. Сколько слогов в слове Совы?

Д. Два слога,

Л. Почему 2 слога?

Д. Потому что 2 гласных звука.

Л. Сколько звуков в слове Совы.

Д. Четыре звука.

Л. Какой 1 звук? (2 звук и т. д.)

Д. -1 звук - С- согласный, твёрдый;

-2 звук - О- гласный;

-3 звук - В- согласный, твёрдый;

-4 звук - Ы- гласный.

8. Л. Хорошо справились и с этим заданием. Послушайте, что в шестом задании. Составьте предложение со словом «СОВЫ» и нарисуйте к ним схемы на доске (дети придумывают по одному предложению, выходят и рисуют схемы на доске)

Л. А что мы знаем о предложении?

Д. Предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка, потому что оно заканчивается.

Л. Молодцы, ребята.

9. Итог занятия.

Л. Кто мне скажет, что мы делали на занятии, о чём мы говорили? (ответы детей)

Л. Я думаю, что наша Мудрая Сова довольна тем, как вы выполнили её задания и обязательно расскажет своим ученикам в школе «лесных наук» о вас. Но она прилетела не с пустыми «руками», а приготовила вам сюрпризы (детям раздаются книжки-малышки)

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи на тему «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Берёзка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «От звука к букве, от буквы к слову»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 14:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...