Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»

Светлана Пономарёва
Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Конспект занятия

для подготовительной логопедической группы

«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

(Звук и буква Ы)

Подготовила: учитель-логопед

Пономарева Светлана Витальевна

Тема: Звук и буква Ы.

Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.

Задачи:

Обучающая:

- познакомить с новым звуком;

- учить дифференцировать заданный звук на слух;

- учить соединять звуки в слоги;

- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

- познакомить с буквой Ы;

- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое представление;

- развивать зрительный и пространственный гнозис;

- развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;

- развивать правильный речевой выдох; развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса);

- развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;

- воспитывать чувство импатии (сопереживания).

- воспитывать интерес к занятию;

- воспитывать настойчивость;

Коррекционные:

- уточнить артикуляцию при произношении звука Ы;

- усовершенствовать речевой выдох и силу голоса;

- преодолеть речевой негативизм.

Оборудование: Аудио запись (гудок парохода, звуки леса, красный замок, цветовые символы звуков (у каждого ребенка, звуковые линейки, 2 провода (длинный и короткий, буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка, корзинка (сделанная из картона, картинки грибов с буквами, картинки (крокодилы, бегемоты, жирафы, обезьяны, слоны, сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети в кабинет «заезжают на поезде».

Логопед:

- Мы приехали на поезде, а на чем еще можно путешествовать? (Ответы детей.)

- А вы путешествовали когда-нибудь на пароходе? А как он подает сигнал? Включается запись сигнала парохода. Дети слушают и повторяют. Детям предлагается немного «проплыть» на пароходе («плывут» и подают сигнал). «Доплыли» до берега, и вышли на лесную поляну. Дети садятся на свои места.

II. Сообщение темы занятия

По просьбе логопеда дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.

Логопед:

- А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал?

Дети:

- На звук Ы.

Логопед:

- А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

Дети:

-Со звуком Ы.

Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко).

Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).

Логопед:

- Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?

Дети:

- звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.

Логопед:

- В каком замке живет?

Дети:

- Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка.

Логопед:

- Каким символом обозначаем гласные звуки?

Дети:

-Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком). Выставляется красный квадрат рядом с замком.

IV. Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук».

Логопед произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы, а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.

Логопед:

- Мы сейчас с вами ловили какой звук?

Дети:

- Мы ловили звук Ы.

V. Произношение звука Ы в слогах

Игра «Звуки подружились»

Логопед предлагает подружить звуки.

- Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными.

- Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы, слог – МЫ.

- А сейчас мальчикам я подарю звук Т, девочкам звук Ы. Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ). Дети, соединяя, ладошки произносят слоги.

VI. Произношение звука Ы в словах. Анализ слова ПЫХ

Включается аудиозапись, в которой слышится пыхтение - ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ.

Логопед:

- А как кто-то там пыхтел? Дети повторяют все хором.

Появляется ёжик (игрушка).

Ёжик:

– Звали меня? – Я ПЫХ.

Логопед:

- Повторите, как зовут ёжика?

Дети все вместе:

- ПЫХ.

Пых:

– Засиделся я в лесу. Мне очень хочется с вами поиграть, ребята, только я вот должен знать правильно ли вы услышали мое имя. А для этого вам нужно на звуковой линейке с помощью символов выложить схему моего имени.

Дети делают звуковой анализ слова ПЫХ. Определяется последовательность звуков, дается полная характеристика каждого звука, определяется общее количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков.

Выполняется взаимопроверка (дети передвигают звуковые линейки и проверяют правильность выполнения друг у друга).

Пых:

- Молодцы, ребята, вижу, правильно вы услышали мое имя, справились с заданием, правильно составили схему.

- А сейчас поиграем с вами в мою любимую игру «Рифмовки».

VII. Физкультминутка

Логопед начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.

Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.

Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.

Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.

Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны

Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны.

Игра проводится 2 раза. Второй раз с помощью картинок-подсказок дети начинают говорить слоги, а логопед заканчивает.

Логопед:

- А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? (Звук Ы).

VIII. Знакомство с буквой Ы

Пых:

– Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква Ы

Логопед:

- Из скольких элементов состоит буква Ы?

Дети:

- Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка.

Логопед:

- В какую сторону повёрнут животик?

Дети:

- Вправо.

С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка).

Игра «Собери грибы».

Логопед:

- Пых сказал, что возле его дома растет много грибов, только вот он не знает какие из них можно собирать, а какие – нет. Поможем ему собрать?

Под запись «Звуки леса» дети подходят к столу, на котором лежат картинки грибов с буквами. Им необходимо положить в корзину только те, грибы на которых написана буква Ы.

Дети садятся на места.

IX. Подбор картинок на заданный звук

Логопед:

- С каким звуком, и какой буквой мы познакомились?

Дети:

- Мы познакомились с буквой Ы.

Логопед:

- Пыху очень нравится, что вы так часто повторяете его любимый звук, он решил с вами еще поиграть. Поиграем? Игра называется «Найди слово со звуком Ы».

- Пых каждому из вас отправил письмо. Возьмите конверты, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. в конверт вложено по две картинки, в названии одной есть звук Ы, а в названии другой – нет.

Дети по цепочке проговаривают свое слово.

X. Произношение звука Ы в предложении

Логопед:

- Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть.

Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое.

XI. Итог занятия.

Литература.

Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. – СПб., 1998.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР подготовительная группа. Тема: «Звук и буква П» Занятие 2. Цель: профилактика дислексии, дизорфографии. Задачи: закреплять: - навык правильной артикуляции звука.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»
Опубликовано: 12 декабря 2012 в 15:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...