Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука «Р»

Надежда Крапоткина
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука «Р»

Конспект логопедического занятия

по автоматизации

звука «Р»

«Путешествие Снеговика»

Подготовила: учитель - логопед Н В Крапоткина

МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

2012год

Мотивация:

Логопед:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Снеговик, он ехал в гости к Снегирю и вез ему в подарок грозди рябины. Но грузовик пуст, дорога была длинная, старая и разбитая, вся в ямах.

Вот ягоды от тряски и высыпались по дороги.

Давайте представим, как это было.

Артикуляционный уклад звука «Р»

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит посередине,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Закрепление изолированного звука «Р»:

Предлагаются детям игрушечные автомобили, макет дороги.

(дети, произнося изолированно звук «Р»)

Логопед:

Чтобы правильно произносить звук «Р» в словах и предложениях нужно, чтобы язычок был сильным и послушным. И для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику

Снеговик совсем расстроился, ребята давайте предложим ему с нами поиграть.

Артикуляционная гимнастика

«Грустные снеговики»

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Окошко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот

«На счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть»

Снежные узоры на стекле

«Рисовать» языком произвольно в воздухе узоры

«Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 – 5.

«Язык лопаткой положи и под счет его держи

1, 2, 3, 4, 5 – Язык надо расслаблять»

«Санки-ледянки»

Сделать язык «чашечкой».

«Язык лопаткой положи, а края приподними

Получились саночки саночки - ледяночки»

«Сосулька»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Маленького роста я, тонкая и острая»

«Сбей сосульку»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед.

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать.

«Я, веселая лошадка

Темная, как шоколадка

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий»

Снеговик дети радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Логопед:

Снеговику очень понравилось, даже щечки закраснели, жарко ему, давайте подуем на него и охладим

Упражнение на дыхание: «Волшебные снежинки»

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

Выполняется со слегка приоткрытом ртом и высунутым широким мягким языком - «лопаткой», лежащим на нижней губе.

Логопед:

А пока Снеговик отдыхает, мы поможем собрать ему ягоды.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Грозди рябины» и автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:

Детям предлагаются: гуашевые краски, штампы, образцы графических заданий. Ритмичными тычковыми движениями выполняется задание.

Что мы рисуем? (рябину)

Ягоды рябины, какие по форме? (Круглые)

Какого цвета рябина? (Красного)

А какие они на вкус? (Горьковатого)

Когда на ветке много ягод мы называем это гроздью. (Например, гроздь рябины)

На чем Снеговик вез рябину? (На грузовике)

На картинке появляется снегирь.

Стихотворение «Снегири» А. Прокофьев

Снегири – снегири

На дворике у двери.

Я насыпал за порог

Гречку, семечки, творог

А когда я вышел в сад

То от них услышал:

- Ты добрее всех ребят,

Молодчина, Гриша.

Далее идет описание снегиря.

Посмотрите, какой красивый снегирь, какого цвета у него грудка?

(У снегиря красная грудка)

А какого цвета крылья у снегиря? (У снегиря серые, серо - черные крылья.)

А как летает снегирь? (Снегирь летает быстро.)

Для кого рябина? (Рябина для снегиря)

Логопед:

Снегирь, я вижу рад встречи с вами, ребята.

Рады этому и его друзья животные. А вот и один из них, наш знакомый Тигренок Тигра.

Развитие фонематического слуха:

Работа с коррекционно – логопедической программой «Игры для Тигры», раздел «Фонематика» игровое упражнение «Музыка»

Дети называют музыкальные инструменты, на которых играют животные.

Далее детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент.

В названии, каких музыкальных инструментах есть звук «Р», подумайте и ответьте? (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик)

Логопед:

Какой замечательный оркестр у животных, а давайте мы, тоже организуем свой оркестр. Но для этого нам нужны музыкальные инструменты.

Появляются музыкальные инструменты.

Дети рассматривают музыкальные инструменты и называют их.

Для игры в оркестре необходимо много музыкантов, давайте предложим нашим гостям вместе с нами поиграть на музыкальных инструментах.

Но, для этого необходимо взять только те инструменты, в которых есть звук «Р» «Рь» (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик, погремушка, металлофон, балалайка, треугольник, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, пианино)

Дети называют музыкальные инструменты и проводят звуковой анализ каждого слова

Логопед:

В нашем оркестре будут две партии: взрослые и дети. А я буду дирижером, и буду отбивать ритм.

Будьте внимательны и играйте в соответствии ритмического рисунка.

Играет «Оркестр»

Логопед:

Снеговику очень понравился наш оркестр, но он не знает, как называют музыкантов, которые играли в нашем оркестре.

Дидактическая игра «Назови музыканта»

(с мячом)

Цель: упражнять детей в словообразовании имен существительных в творительном падеже

• Музыканта, который играет на гитаре, называют гитаристом.

• Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.

• Музыканта, который играет на гармошке, называют гармонистом.

• Музыканта, который играет на трубе, называют трубачом.

• Музыканта, который играет на барабане, называют барабанщиком.

• Музыканта, который играет на пианино, называют пианистом.

Логопед:

Ребята, Снеговику так понравился наш оркестр и музыкальные инструменты, что ему хотелось бы подарить их своим друзьям.

Ребята, давайте погрузим музыкальные инструменты в вагончики, но так чтобы в первом вагончике звук «Р» в начале слова, во втором в середине, а в третьем в конце слова

Дидактическая игра «Паровоз»

Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове

Рояль Гармошка Синтезатор

Гитара

Барабан

Тарелки

Маракасы

Снеговик отправляется в путь.

Подведение итогов занятия логопедом и самими детьми:

А вам, ребята понравилось путешествовать со Снеговиком?

А что больше всего понравилось?.

Итог:

Сегодня вы хорошо потрудились, были внимательны и старательны.

Правильно произносили слова, предложения со звуком «Р» «Рь»

Находили слова с этими звуками.

Домашнее задание:

Предложить детям изготовить кормушку для зимующих птиц.

Публикации по теме:

Игры с мячом для закрепления звукопроизношения Игры с мячом весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Использование мяча в логопедической практике дает хорошие результаты.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях» Московская область, Орехово – Зуевский район, город Дрезна МДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида Конспект индивидуального.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука «Р»
Опубликовано: 29 октября 2012 в 20:54
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....