Получи документы

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»

Людмила Абрамова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах

и словосочетаниях».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2017

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях“» размещена в разделах

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося: сувенир лягушка; бабочки; цветок; алфавит; счетные палочки; лепестки ромашки с картинками: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); поднос с манной крупой.

- для учителя-логопеда : картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия

I. Оргмомент.

Приветствие.

Логопед : Доброе утро, Даня!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед : Даня, посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «У меня все получится!»

Обучающийся: «У меня все получится!»

Логопед : Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Кто это?

Обучающийся: Лягушка.

Логопед : Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед : Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек».

Логопед : Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка».

Логопед : Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающийся выполняет).

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед : Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели».

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка».

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

( Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

- Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».

Упражнение «Чашечка».

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик».

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка».

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед : Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок».

Логопед : Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась тебе сказка?

Обучающийся: Да.

Логопед : Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

III. Объявление темы занятия.

Логопед : Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

IV. Произношение изолированного звука.

Логопед : Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

V. Анализ артикуляции.

Логопед : Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

Логопед : Верно, они круглые как бублик.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

VI. Характеристика звука.

Логопед : Воздух выходит свободно изо рта?

Обучающийся: Нет.

Логопед : Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

Обучающийся: Согласный.

Логопед : Как мы его произносим, сердито или ласково?

Обучающийся: Сердито.

Логопед : Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

Обучающийся: Спит.

Логопед : Правильно, звук [ш] – глухой.

VII. Связь звука с буквой.

Логопед : Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?

Обучающийся: Из 4 палочек.

Логопед : Выложи букву из счетных палочек.

VIII. Развитие фонематического слуха.

Логопед : Я тебе буду говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова : шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

IX. Автоматизация звука в слогах.

Логопед : Я буду читать тебе чистоговорку, а ты повторяй за мной начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

X. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Давай немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

«Наша семья»

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(Растопырить руку обучающегося и загибать пальцы, начиная с большого).

XI. Автоматизация звука в словах.

1. Упражнение «Расшифруй имя».

Логопед : Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

Слова : Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

- Шура.

2. Упражнение «Повторяй-ка».

Логопед : Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова : шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

3. Упражнение «Слова-рифмы».

-Логопед : Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

шина.

- машина.

- Кошка.

- мошка.

- Лягушка.

- подушка.

- Мушка.

- пушка.

- Мышка.

- мишка.

4. Упражнение «Исправь ошибки».

Логопед : Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки.

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки.

- чашки.

- Вылезла из норки шишка.

- мышка.

- На нее упала мышка.

- шишка.

- Под кустом сидели шишки.

- мышки.

- На сосне висели мышки.

- шишки.

- В воздухе летала кошка.

- мошка.

Молоко лакала мошка.

- кошка.

5. Упражнение «Ромашка».

Логопед : Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

( Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

6. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед : Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед : Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед : Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед : Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед : Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед : Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

7. Упражнение «Сосчитай до 5».

Логопед : У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.

Одна шуба

Две шубы

Три шубы

Четыре шубы

Пять шуб

XIII. Домашнее задание.

Логопед : Даня, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш] : шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам : кукушка, мышка, лягушка.

XIV. Итог занятия.

Логопед : Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед : Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XV. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Если тебе было интересно, то нарисуй пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.

Литература.

1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

4. Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

Публикации по теме:

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Тема: Автоматизация звука [Р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях. Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях. Задачи: 1.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложенияхКонспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложениях Конспект логопедического занятия. Тема: звук и буква Ж. Цель: Автоматизировать в произношении звук ж в словах,словосочетаниях,предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные:  - учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

Логопедическое занятие Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях «Путешествие в страну Лунтика» Цель занятия, задачи Закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в словах и словосочетаниях. Образовательные: - закреплять правильное.

Конспект «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием экоматериалов» Задачи: - упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словах, словосочетаниях, в предложениях; - закреплять умение выделять заданный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 15:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД