«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]

Дина Батура
«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]

Цель. Формирование фонетико-фонематической стороны речи.

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Закреплять правильную артикуляцию звуков [р],[р'], произносительные умения. Сформировать представления об отличительных характеристиках звуки [р],[р'], научить их различать.

2. Научить выделять последовательность звуков в слове, осваивая способы аналитико-синтетической деятельности.

3. Формировать умение составлять схемы предложения из 3-4 слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.

2. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.

3. Развивать фонематические процессы, речевое дыхание, просодические компоненты речи (сила и высота голоса).

Коррекционно-воспитательные задачи.

1. Воспитывать потребность к использованию языковых средств общения.

Возрастная группа: дети с общим недоразвитием речи старшей группы общеразвивающей направленности.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, модель ракеты, разрезные картинки, предметные и сюжетные картинки.

Методы: показ и образец с пояснением, демонстрация действий, дидактические игры и обучающие упражнение.

Предварительная работа. Знакомство с правильной артикуляцией звуков [р],[р'], автоматизация звуков [р],[р']. Работа по ознакомлению со звуковой структурой слова и составом предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Произнесите скороговорку:

Рома, Рита, Рая надели скафандры, готовы вступить в отряд космонавтов.

2. Сообщение темы занятия.

— Внимание, внимание! Наши ракеты взлетают, всем пристегнуть ремни, приготовиться к полету. Сегодня мы отправляемся в полет к планетам населенным звуками [р],[р']. Во время полета нам предстоит встретиться и поиграть со звуками [р],[р'].

3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Выполните упражнения для язычка:

«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Чьи зубы чище?», «Приклей язычок к бугоркам за верхними зубами»., «Барабан».

Поиграйте с ветерком: «Фокус», «Кто дальше загонит мяч?».

Игра «Строим дом».

Постройте из палочек дом для кошки:

Дом построим во Вселенной.

Будут в нем труба и стены.

Будет дверь в нем и лукошко

Будет спать там ваша кошка.

4. Характеристика звуков [р], [р'].

Знакомство со звуком [р].

Большая птица — яркий хвост,

Полетела к дому звезд.

У ракеты заводится двигатель, и она взлетает, двигатель рокочет:

р-р-р!

Артикуляция звука [р].

— Произнесите звук [р], смотря на себя в зеркало:

— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;

— зубы немного разомкнуты;

— широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с альвеолами (бугорки за верхними зубами, напряжен, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);

— посредине языка идет прерывистая теплая струя воздуха;

— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).

Знакомство со звуком [р'].

Ракета летит, двигатель работает мягко: ръ-рь-ръ!

Артикуляция звука [р'].

— Произнесите звук [р'], смотря на себя в зеркало:

— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;

— зубы немного разомкнуты;

— широкий кончик языка поднят вверх к основанию верхних зубов, напряжен, боковые края языка соприкасаются с верхними коренными зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);

— посредине языка идет резкая прерывистая холодная струя воздуха;

— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).

— Что вы можете рассказать о звуках [р],[р']?

Символ звука [р] – рокочущий мотор, а звука [р'] – рычащий моторчик. Звук [р] - согласный, звонкий, твердый, для обозначения выберем синий кружком с колокольчиком. Звук [р'] - согласный, звонкий, мягкий, обозначим зеленым кружком с колокольчиком.

5. Упражнение в произношении.

Произношение изолированного звука [р], [р']. Фонетическая зарядка.

Игра «Произносим звуки».

Произнесите звуки [р], [р'] с постепенным изменением силы голоса (усиление и ослабление голоса).

Рррр! - ракета рвется ввысь!

Рррр! - рычит сердито рысь.

Рррр, - рокочет наш мотор.

Р завел и звук пришел!

Произношение звука [р], [р'] в слогах.

Игра «Повтори слоги».

— Произнесите слоги с постепенным изменением высоты голоса. Логопед показывает, дети повторяют за логопедом.

Игра «Повторялочка».

— Произнесите попеременно слоги, сколько нарисовано фишек.

ра —. , ро —. , ру —. , ры —. , рэ —. , ар —. ,

ор —. , ур —. , ыр —. , эр —. ,

ря —. , рё —. , рю —. , ри —. , ре —. , арь —. ,

орь —. , урь —. , ырь —. , эрь —.

6. Физминутка.

Ра — ра — ра! В космос нам лететь пора! Плавные взмахи руками.

Ро — ро — ро! Заводи скорей мотор. Круговые движения руками.

Ру — ру — ру! Собирайся на луну. Бег медленный.

Ре — ре — ре! Встретимся мы на горе. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Ры — ры — ры! Ждут другие нас миры. Хлопки в ладоши.

Ря — ря — ря! Полетим мы за моря! Плавные взмахи руками.

7. Закрепление звуков [р], [р'].

Произношение звука [р] и [р'] в словах.

Игра «Положи картинки по порядку».

Логопед называет цепочку слов: рама, рис, рукав, рысь, корова, перо, сорока, ракета, решето. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.

Игра «У кого вторая половинка?»

Перед детьми разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Рассмотрите внимательно картинки-половинки и решите, половинка какой картинки у вас, назовите её.

Шар, бор, рыба, рупор, пожар, сахар, картина, помидоры, пирамидка.

Произношение звука [р] и [р'] в предложениях.

Игра «Закончи предложение»

— Рассмотрите картинки и закончите предложение, подбирая слова по смыслу. Составьте схему предложения. Логопед начинает предложение, ребенок заканчивает.

По дорожке прыгает … (воробей).

Ира выполняет … (уроки).

В парке кричат … (сороки).

Дровосек рубит … (дрова).

Метро построили … (строители).

8. Звуко- слоговой анализ.

Взрослый предлагает назвать картинки и составить схемы слов со звуками:

Один ребенок у доски составляет схему слова рама. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов ров, рука, работа.

9. Итог занятия.

Как ракеты, мы взлетели и на землю прилетели. Давайте вспомним, что вы узнали о звуках [р] и [р']?

Детям вручаются картонные ракеты.

10. Самооценка.

Литература:

1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие [Текст] / Т. В. Будённая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 64 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: Дидактический материал для логопедов [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 48 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Е. А. Пожиленко. – М.: Издательский дом «ВЛАДОС», 2002. – 224 с.

4. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте [Текст] / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – Москва: Издательство «ГНОМ И Д», 2010. – 184 с.

5. Яндекс картинки.

Автор публикации:
«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 07:52
+37
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моделирование из бумаги с элементами аппликации «Голосистые петушки»
Гуляя по просторам интернета случайно увидела поделки из бумаги среди которых был Петушок, символ 2017 года. Подхватив идею сделала сама...
Фотоотчет по художественному творчеству (лепка) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Формирование трудовых навыков у детей раннего возраста.
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. Грабли мы скорей возьмем Все листочки соберем. Одним...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...