Получи документы

«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]

Дина Батура
«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]

Полетим на ракете

Цель. Формирование фонетико-фонематической стороны речи.

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Закреплять правильную артикуляцию звуков [р],[р'], произносительные умения. Сформировать представления об отличительных характеристиках звуки [р],[р'], научить их различать.

2. Научить выделять последовательность звуков в слове, осваивая способы аналитико-синтетической деятельности.

3. Формировать умение составлять схемы предложения из 3-4 слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.

Публикация «„Полетим на ракете“, Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]» размещена в разделах

2. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.

3. Развивать фонематические процессы, речевое дыхание, просодические компоненты речи (сила и высота голоса).

Коррекционно-воспитательные задачи.

1. Воспитывать потребность к использованию языковых средств общения.

Возрастная группа: дети с общим недоразвитием речи старшей группы общеразвивающей направленности.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, модель ракеты, разрезные картинки, предметные и сюжетные картинки.

Методы: показ и образец с пояснением, демонстрация действий, дидактические игры и обучающие упражнение.

Предварительная работа. Знакомство с правильной артикуляцией звуков [р],[р'], автоматизация звуков [р],[р']. Работа по ознакомлению со звуковой структурой слова и составом предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Произнесите скороговорку:

Рома, Рита, Рая надели скафандры, готовы вступить в отряд космонавтов.

2. Сообщение темы занятия.

— Внимание, внимание! Наши ракеты взлетают, всем пристегнуть ремни, приготовиться к полету. Сегодня мы отправляемся в полет к планетам населенным звуками [р],[р']. Во время полета нам предстоит встретиться и поиграть со звуками [р],[р'].

3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Выполните упражнения для язычка:

«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Чьи зубы чище?», «Приклей язычок к бугоркам за верхними зубами»., «Барабан».

Поиграйте с ветерком: «Фокус», «Кто дальше загонит мяч?».

Игра «Строим дом».

Постройте из палочек дом для кошки:

Дом построим во Вселенной.

Будут в нем труба и стены.

Будет дверь в нем и лукошко

Будет спать там ваша кошка.

4. Характеристика звуков [р], [р'].

Знакомство со звуком [р].

Большая птица — яркий хвост,

Полетела к дому звезд.

У ракеты заводится двигатель, и она взлетает, двигатель рокочет:

р-р-р!

Артикуляция звука [р].

— Произнесите звук [р], смотря на себя в зеркало:

— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;

— зубы немного разомкнуты;

— широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с альвеолами (бугорки за верхними зубами, напряжен, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);

— посредине языка идет прерывистая теплая струя воздуха;

— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).

Знакомство со звуком [р'].

Ракета летит, двигатель работает мягко: ръ-рь-ръ!

Артикуляция звука [р'].

— Произнесите звук [р'], смотря на себя в зеркало:

— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;

— зубы немного разомкнуты;

— широкий кончик языка поднят вверх к основанию верхних зубов, напряжен, боковые края языка соприкасаются с верхними коренными зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);

— посредине языка идет резкая прерывистая холодная струя воздуха;

— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).

— Что вы можете рассказать о звуках [р],[р']?

Символ звука [р] – рокочущий мотор, а звука [р'] – рычащий моторчик. Звук [р] - согласный, звонкий, твердый, для обозначения выберем синий кружком с колокольчиком. Звук [р'] - согласный, звонкий, мягкий, обозначим зеленым кружком с колокольчиком.

5. Упражнение в произношении.

Произношение изолированного звука [р], [р']. Фонетическая зарядка.

Игра «Произносим звуки».

Произнесите звуки [р], [р'] с постепенным изменением силы голоса (усиление и ослабление голоса).

Рррр! - ракета рвется ввысь!

Рррр! - рычит сердито рысь.

Рррр, - рокочет наш мотор.

Р завел и звук пришел!

Произношение звука [р], [р'] в слогах.

Игра «Повтори слоги».

— Произнесите слоги с постепенным изменением высоты голоса. Логопед показывает, дети повторяют за логопедом.

Игра «Повторялочка».

— Произнесите попеременно слоги, сколько нарисовано фишек.

ра —. , ро —. , ру —. , ры —. , рэ —. , ар —. ,

ор —. , ур —. , ыр —. , эр —. ,

ря —. , рё —. , рю —. , ри —. , ре —. , арь —. ,

орь —. , урь —. , ырь —. , эрь —.

6. Физминутка.

Ра — ра — ра! В космос нам лететь пора! Плавные взмахи руками.

Ро — ро — ро! Заводи скорей мотор. Круговые движения руками.

Ру — ру — ру! Собирайся на луну. Бег медленный.

Ре — ре — ре! Встретимся мы на горе. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Ры — ры — ры! Ждут другие нас миры. Хлопки в ладоши.

Ря — ря — ря! Полетим мы за моря! Плавные взмахи руками.

7. Закрепление звуков [р], [р'].

Произношение звука [р] и [р'] в словах.

Игра «Положи картинки по порядку».

Логопед называет цепочку слов: рама, рис, рукав, рысь, корова, перо, сорока, ракета, решето. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.

Игра «У кого вторая половинка?»

Перед детьми разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Рассмотрите внимательно картинки-половинки и решите, половинка какой картинки у вас, назовите её.

Шар, бор, рыба, рупор, пожар, сахар, картина, помидоры, пирамидка.

Произношение звука [р] и [р'] в предложениях.

Игра «Закончи предложение»

— Рассмотрите картинки и закончите предложение, подбирая слова по смыслу. Составьте схему предложения. Логопед начинает предложение, ребенок заканчивает.

По дорожке прыгает … (воробей).

Ира выполняет … (уроки).

В парке кричат … (сороки).

Дровосек рубит … (дрова).

Метро построили … (строители).

8. Звуко-слоговой анализ.

Взрослый предлагает назвать картинки и составить схемы слов со звуками :

Один ребенок у доски составляет схему слова рама. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов ров, рука, работа.

9. Итог занятия.

Как ракеты, мы взлетели и на землю прилетели. Давайте вспомним, что вы узнали о звуках [р] и [р']?

Детям вручаются картонные ракеты.

10. Самооценка.

Литература:

1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие [Текст] / Т. В. Будённая. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 64 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: Дидактический материал для логопедов [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 48 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] : пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Е. А. Пожиленко. – М. : Издательский дом «ВЛАДОС», 2002. – 224 с.

4. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте [Текст] / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – Москва: Издательство «ГНОМ И Д», 2010. – 184 с.

5. Яндекс картинки.

Автор публикации:
«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 07:52
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД