МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента

Оксана Пилюгина
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического стоя и связной речи

для детей подготовительной группы

«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц»

(Из цикла занятий «В гостях у тетушки Аксиньи»)

Лексическая тема : "Зимующие птицы"

Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Зимующие птицы“ с элементами регионального компонента» размещена в разделах

Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания казачьего компонента как вариативной части программы по лексической теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов (воробей, голубь, ворона, снегирь, синица, свиристель, сова, галка, сорока);

развивать фонематическое восприятие (дифференциация сонорных звуков в словах, речевого слуха, общих речевых навыков;

автоматизировать произношение сонорных звуков в игровой деятельности (подвижная игра «Будь внимательным»);

совершенствовать грамматический стой речи (образовывать существительные с суффиксами –ат-, -ят-;

совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемотехническую таблицу;

развивать синтаксическую сторону речи (употребление сложноподчиненных предложений) (упражнение «Кто лишний?»)

активизировать словарный запас по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;

развивать общую и мелкую моторику через игровое упражнение «Выбери зернышки»

воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Предполагаемый результат:

развитие лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Оборудование и материалы: мультимедийная предметные картинки «Зимующие птицы», объемные фигурки птиц, схемы для составления описательного рассказа; смесь из овса, пшена, перловки, ягод рябины, калины, хлебных крошек, одноразовые тарелки для зерна.

Предварительная работа:

Воспитатель:

1. Занятие познавательного цикла с просмотром презентации на тему «Зимующие птицы»

2. Рассматривание птиц на картинках и в альбоме, составление описательных рассказов.

3. Рисование птиц, изготовление птиц из пластилина.

4. Чтение и обсуждение художественной литературы.

Учитель-логопед :

1. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Зима», «Зимующие птицы».

2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички»

Ход занятия

I. Орг. Момент.

Дети с учителем-логопедом рассматривают кормушки, которые они изготовили с родителями. Дети предлагают развесить кормушки на участке.

Уч. -логопед : Ребята, чего не хватает в наших кормушках?

Дети (варианты ответов) : нет корма для птичек.

Уч. -логопед : Что мы положим в кормушку?

Дети (варианты ответов) : крошки хлеба, зёрна пшеницы, овса, крупу, семечки, ягоды калины, рябины, кусочки сала.

Уч. -логопед : А где же мы возьмем корм?

Дети (варианты ответов) : попросим у мамы, возьмем дома и др.

Уч. -логопед : Ребята, я знаю, у кого мы можем попросить зерна. У нашего доброго друга - хомячка Пыхти. Он себе на зиму много припасов сделал и может с нами поделиться. Предлагаю вам отправиться к нему в гости. Напомните, где живет Пыхтя?

Дети: варианты ответов.

Уч. -логопед : Какая зимой погода в степи?

Дети (варианты ответов) : снежная, морозная, ветреная, холодная.

Уч. -логопед : Что надевают люди зимой?

Дети (варианты ответов) :

Дети с учителем-логопедом отправляются к Пыхте. На пути им встречаются сугробы

Уч. -логопед : В степи сугробы высокие. Как будем через них перебираться (дети идут с высоким подниманием колен)

Уч. -логопед : Вот мы и добрались до норки Пыхти. Как будем его будить?

Дети: варианты ответов – надо ему покричать.

Зовут Пыхтю. Сначала тихо. Пыхтя не отзывается. Зовем громче.

Уч. -логопед : Не слышит вас Пыхтя. Громче позовите его.

Появляется на ширме Пыхтя, зевает, потягивается и спрашивает недовольным голосом: - Кто там? Вы разве не знаете, что хомяки зимой спят! Чего вам надо?

Дети: Мы к тебе за зерном пришли.

Пыхтя: Зачем вам зерно?

Дети: Нам нужно птиц покормить.

Пыхтя: Каких птиц? Они же улетели в теплые края!

Дети: нам нужен корм, чтобы покормить зимующих птиц

Пыхтя: Ни те ли это птицы, которые на дереве поселились, сидят, галдят, спать мешают. Я зимой сплю и о зимующих птицах знаю очень мало.

Уч. -логопед : Наши ребята о зимующих птицах знают много. Сейчас они тебе расскажут. Что за птицы мешают спать нашему Пыхте.

Уч. -логопед : Отгадайте загадки. Назовите птиц и их птенцов.

Дети отгадывают загадки, называют птенцов.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит

Голоском речистым, чистым

«Клё!Клё!Клё!» - поёт со свистом. (Клёст)

Цветом черная, не грач,

В сером полушалке.

Гладкий камешек-калач

Ищет в луже …. (Галка)

Северные гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки! (Свиристель)

Чернокрылый, красногрудый

Он везде найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Мерзнет жёлтенькая пташка.

Накорми, её, бедняжку!

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синица)

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый … сизый. (Голубь)

Окраской - сероватая

Повадкой – вороватая

Крикунья хрипловатая

Важная персона. Кто она? (Ворона)

Красный берет, черный жилет.

Нос как топор, хвост как упор.

Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А как станет светло -

Спать ляжет в дупло. (Сова)

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи добывает. (Воробей)

Уч. -логопед : Ребята, посмотрите на дерево и скажите, где сидит сорока, сова, дятел, клест, ворона, синица, свиристель, воробей, голубь, снегирь?

Составление распространённых предложений с предлогами.

Уч. -логопед : Молодцы, а сейчас я приглашаю вас за столы. Прочтите внимательно слова и скажите, у кого в названиях птиц три слога, два слога, один слог.

Ответы детей.

Уч. -логопед : У кого в названиях птиц есть звуки «Р» и «Рь». Определите место звука в слове. Произнесите слова, выделяя эти звуки.

Ответы детей.

Уч. -логопед : Ребята, что-то наш Пыхтя заскучал. Давайте его развеселим, поиграем в игру «Будь внимательным»

Дети становятся в круг. Звучит негромкая музыка. Дети свободно двигаются, не выходя из круга. Учитель-логопед произносит слова считалки. Как только дети услышат слово, не являющееся названием птицы, они останавливаются и хлопают в ладоши.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Воробьи, вороны,

Снегири и макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Дятел и снегирь,

Сорока и пузырь.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Клест и свиристели,

Совы и качели.

Уч. -логопед : Послушайте внимательно и скажите кто лишний?

Синица, ворона, аист, воробей

Клёст, сова, голубь, скворец

Свиристель, сорока, галка, ласточка

Уч. -логопед : А сейчас составьте предложения с названиями птиц и сосчитайте количество слов. Выложите к предложениям схемы.

Уч. -логопед : Ну,что Пыхтя, ты запомнил какие птицы живут по соседству с тобой?

Пыхтя: Спасибо, ребята. Я тоже буду их подкармливать. Зерно я вам уже принес. Держите. До свиданья!

Уч. -логопед :Ну, что ребята, корм у вас есть. Что вы будете с ним делать?

Ответы детей.

Уходим. Прощаемся с гостями.

Публикации по теме:

Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе по лексической теме «Зимующие птицы». Звуки [З, З’]» Лексическая тема «Зимующие птицы» звуки [З, З’]. Задания 1. Подбери признак (не менее трех признаков): синичка (какая) — … голубь (какой).

Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи «Зимующие птицы» Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи по теме "Зимующие птицы" Задачи: • воспитывать любовь и чувство сострадания.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы»Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня по лексической теме «Посуда» Цель: Формирование и развитие умения у детей с ОНР III ур. строить развёрнутые связные высказывания на основе использования в речи прилагательных.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Цель: Формирование и развитие умения у.

Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание: • Формировать.

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы» Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают.

Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы»Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы» Цель: закрепление навыка дифференциации и практического употребления в речи предлогов «на», «под», «над». Задачи: 1. Активизировать словарь.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: - уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; - формировать понятие «зимующие.

Конспект занятия по теме «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширить представление обучающихся о зимующих птицах. Формировать понятие о зимующих птицах. Развивающие:Развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента
Опубликовано: 2 марта 2016 в 07:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД