Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»

Мария Магрычева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»

Цель: научить детей дифференцировать звуки З-З’,С-С’.

Задачи:

Закреплять знания детей о звуках З-З’,С-С’;

Закреплять правильное произношение данных звуков;

Развивать зрительное восприятие и оптические представления;

Развивать навыки словообразования, работы с омонимами;

Развивать навыки звуко- слогового анализа слов, словообразования;

Учить оперировать в речи обобщающими понятиями;

Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

Оборудование: буквы С — 3; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

За-са-са Со-зо-зо-со

Со-зо-со За-за-за-са

Су-зу-су Зы-зы-сы-сы

2. Введение в тему занятия

Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.

[З]

КО А

[С]

Чем похожи и чем отличаются эти слова?

Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.

Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.

Придумайте предложение со словом «коза».

Придумайте предложение со словом «коса».

А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?

Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много.

Как называются такие слова?

А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах.

А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».

Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы

А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».

Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].

А давайте подумаем, чем же они отличаются?

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).

С голосом или без голоса произносим этот звук?

Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.

В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [С].

В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [З].

Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?

А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.

Отгадайте героев нашего занятия.

У косого нет берлоги, Хитрая плутовка,

Не нужна ему нора. Рыжая головка,

От врагов спасают ноги, Пушистый хвост-краса.

А от голода – кора. Кто же это? … (Лиса).

(Заяц.)

Из какой сказки эти герои?

3. Различение букв

Лиса и заяц принесли вам свои любимые буквы. Найдите эти буквы. Послушайте про них стихотворение и рассмотрите картинки на доске.

Извиваюсь словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка!

Что за буква светится

3 не просто завитушка

3 — пружина,

Крендель, стружка. Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

4. Различение звуков С- С’, З- 3 в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

Игра в мяч: «Скажи наоборот»

СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ – ЗЁ

СО-3О СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ

5. Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картинок, закрепление знания правил орфографии.

Вот наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?

Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.

6. Физминутка

Вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.

Дети произносят текст и загибают, пальчики, начиная с большого.

У лисы в лесу глухом Под кустами еж колючий

Есть нора — надежный дом. Нагребает листья в кучу.

Не страшны зимой метели Есть у каждого свой дом,

Белочке в дупле на ели. Всем тепло, уютно в нем.

7. Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.

Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в «маленькие». Помогите зайчику изменить слова. Образец: глаз — глазик, таз — тазик…

Игра с мячом «Скажи ласково»

нос — … коляска — … коза — …

слон — … сказка — … роза — …

коса — … гнездо — … маска — …

арбуз — … краска — … сестра — …

8. Отрабатывание звуков в речи. Определение звука, слогов в слове, позицию звука. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ».

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Заяц)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся под лучами,

Отливает серебром.

(Самолёт)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,

Только дождичек пройдет — сделает наоборот.

(Зонт)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят У дверей.

И мясо, и хлеб -всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Зубы; автор загадки К. Чуковский)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

9. Развитие фонематического слуха. Игра: «БУКВЫ ШУТЯТ»

В словах поменяем букву З на букву С:

Роза — роса,

Коза — коса,

Зоя — соя,

Зайка — сайка.

С каждым словом пары придумать предложение.

10. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Заюшкина избушка» для сказок«Заюшкина избушка» для сказок "Заюшкина избушка". Изготовление лубяной и ледяной избушек для сказки "Заюшкина избушка" и для других сказок. Лубяная избушка:сначала из.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [З]-[З’], [С]-[С’]» Конспект логопедического урока. Тема: Дифференциация звуков З-З', С-С' Учитель-логопед: Гузнова Е. В Урок. Тема: Дифференциация.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 16:12
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...