Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»

Мария Магрычева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»

Цель: научить детей дифференцировать звуки З-З’,С-С’.

Задачи:

Закреплять знания детей о звуках З-З’,С-С’;

Закреплять правильное произношение данных звуков;

Развивать зрительное восприятие и оптические представления;

Развивать навыки словообразования, работы с омонимами;

Развивать навыки звуко- слогового анализа слов, словообразования;

Учить оперировать в речи обобщающими понятиями;

Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

Оборудование: буквы С — 3; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

За-са-са Со-зо-зо-со

Со-зо-со За-за-за-са

Су-зу-су Зы-зы-сы-сы

2. Введение в тему занятия

Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.

[З]

КО А

[С]

Чем похожи и чем отличаются эти слова?

Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.

Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.

Придумайте предложение со словом «коза».

Придумайте предложение со словом «коса».

А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?

Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много.

Как называются такие слова?

А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах.

А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».

Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы

А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».

Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].

А давайте подумаем, чем же они отличаются?

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).

С голосом или без голоса произносим этот звук?

Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.

В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [С].

В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [З].

Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?

А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.

Отгадайте героев нашего занятия.

У косого нет берлоги, Хитрая плутовка,

Не нужна ему нора. Рыжая головка,

От врагов спасают ноги, Пушистый хвост-краса.

А от голода – кора. Кто же это? … (Лиса).

(Заяц.)

Из какой сказки эти герои?

3. Различение букв

Лиса и заяц принесли вам свои любимые буквы. Найдите эти буквы. Послушайте про них стихотворение и рассмотрите картинки на доске.

Извиваюсь словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка!

Что за буква светится

3 не просто завитушка

3 — пружина,

Крендель, стружка. Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

4. Различение звуков С- С’, З- 3 в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

Игра в мяч: «Скажи наоборот»

СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ – ЗЁ

СО-3О СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ

5. Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картинок, закрепление знания правил орфографии.

Вот наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?

Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.

6. Физминутка

Вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.

Дети произносят текст и загибают, пальчики, начиная с большого.

У лисы в лесу глухом Под кустами еж колючий

Есть нора — надежный дом. Нагребает листья в кучу.

Не страшны зимой метели Есть у каждого свой дом,

Белочке в дупле на ели. Всем тепло, уютно в нем.

7. Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.

Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в «маленькие». Помогите зайчику изменить слова. Образец: глаз — глазик, таз — тазик…

Игра с мячом «Скажи ласково»

нос — … коляска — … коза — …

слон — … сказка — … роза — …

коса — … гнездо — … маска — …

арбуз — … краска — … сестра — …

8. Отрабатывание звуков в речи. Определение звука, слогов в слове, позицию звука. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ».

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Заяц)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся под лучами,

Отливает серебром.

(Самолёт)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,

Только дождичек пройдет — сделает наоборот.

(Зонт)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят У дверей.

И мясо, и хлеб -всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Зубы; автор загадки К. Чуковский)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

9. Развитие фонематического слуха. Игра: «БУКВЫ ШУТЯТ»

В словах поменяем букву З на букву С:

Роза — роса,

Коза — коса,

Зоя — соя,

Зайка — сайка.

С каждым словом пары придумать предложение.

10. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Заюшкина избушка» для сказок«Заюшкина избушка» для сказок "Заюшкина избушка". Изготовление лубяной и ледяной избушек для сказки "Заюшкина избушка" и для других сказок. Лубяная избушка:сначала из.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [З]-[З’], [С]-[С’]» Конспект логопедического урока. Тема: Дифференциация звуков З-З', С-С' Учитель-логопед: Гузнова Е. В Урок. Тема: Дифференциация.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 16:12
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....