Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ»

Галина Поломошнова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ»

Дифференциация звуков Ж – З—ЗЬ.

Программные задачи.

Образовательная:

1) Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;

2) Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;

3) Закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог;

4) Составление слов из разрезной азбуки;

5) Составление предложений и схем к ним;

6) Упражнение в словообразовании при помощи суффиксов –ЧИК, -ИЩ;

7) Уточнение лексического значения слов «пасту’шки», «пастушки’»;

8) Активизация словаря детей.

Развивающая:

1) Обучение детей отгадыванию загадок;

2) Умение координировать речь с движением;

3) Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти;

4) Развитие зрительного восприятия.

Воспитательная:

1) Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.

Оборудование: карточки с изображением букв Ж, З, схема характеристики звуков (колокольчики, круги синего и зелёного цветов, карточки с недописанными буквами, кружки для звукового анализа, схемы-полоски предложений, картинки: зима, зайчик, замок, жуки, дождик, жаба, 3 загона и картинки животных: жираф, заяц, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; буквы из разрезной азбуки, мяч.

Ход НОД:

1. Орг. момент

-- Сядет тот, кто догадается, какую букву я не дописала.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ»

2. Ввод в тему.

Логопед выставляет на стол куклу мальчика и девочки.

-- Сегодня на занятие к вам пришли малыши Зина и Жора с просьбой научить их различать звуки, с которых начинаются их имена.

-- С какого звука начинается имя Жора? (Со звука [Ж])

-- Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] –согл., звонк., твёрдый)

-- Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх)

-- На что похожа буква Ж? Вспомните стихотворение.

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

-- А какой первый звук в имени Зина? (Звук [З’])

-- Какой буквой обозначаем этот звук? Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

Извивается она.

-- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. /мягк.)

-- Назовите слова с тв. [З].

-- А теперь с [З’]

-- Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?

-- Как произносим звук [З]? (зубы «заборчиком», губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы).

-- По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

-- Теперь моя рука – это ваш язык. Озвучьте.

3. Игра «Замени звук» (с перекидыванием мяча)

За—жа жо—зо зу—жу жи—зы…

Зал – жал луза – лужа залей—жалей везу—вяжу…

Кожи—козы рожок – разок зевать – жевать наживать – называть…

4. Загадки слов, букв, звуков.

-- Жора и Зина приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, логопед выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

1) У косого нет берлоги, 2) Висит над крылечком,

Не нужна ему нора. Свернувшись колечком,

От врагов спасают ноги, Не лает, не кусает,

А от голода – кора. (Зайчик) А в дом не пускает. (Замок)

3) Знаю точно я сама: 4) В болоте живёт,

После осени … (Зима) Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

5) Без пути и без дороги 6) Шесть ног без копыт,

Ходит самый длинноногий, Летит – жужжит,

В тучах прячется во мгле, Упадёт – землю роет. (Жук)

Только ноги на земле. (Дождик)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

-- Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

-- Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

5. Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за стол тихо сесть.

6. Игра «Пастушки».

-- Жора и Зина просят о помощи. Пока вы делали зарядку, они узнали, что в зоопарке случилась беда. Кто-то открыл клетки, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.

Логопед выставляет картинки животных и называет их.

-- Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

-- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

-- А это кто скачет: первый звук [З], последний – [Ц]? (Заяц)

-- Первый звук [З’], а последний – [А]. (Зебра)

-- У какого животного последний слог – ЗА? (Коза)

-- В названии этих животных есть такие буквы: Ё,Ж; М,О,Р,Ж.

-- А здесь слоги перепутались: ГА-ЛИ-ЗЕ; ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

-- Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны. На время вы станете пастушка’ми и пасту’шками. Кто это такие? (Это люди, которые пасут стадо, следят за животными).

-- А в чём разница между словами «пастушки’» и «пасту’шки»? («Пастушки’» -- мальчики, а «пасту’шки» -- девочки). Вы обратили внимание на ударение?

-- Вот вам задание. Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище).

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

Определяют количество слогов и ударный звук.

7. Итог.

-- Молодцы! Вы очень хорошо справились с таким трудным заданием. Я вами горжусь! Ну вот и пришла пора прощаться с Жорой и Зиной. Какие звуки вы учились вместе с ними различать? Какие задания понравилось выполнять?

Литература:

1. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».- М., «Просвещение», 1994г.

2. Останина Е. В. «Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам».-М., «Гном и Д», 2005г.

Публикации по теме:

Дифференсация звуков д-т в словах. Тема: Дифференциация звуков д-т в словах. Цель: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д-т. - выделение звуков д-т из начала,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Дифференциация звуков Ж-З-ЗЬ»
Опубликовано: 12 декабря 2012 в 23:56
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...