МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»

Екатерина Малых
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»

Тема: «Звуки З – З`. Буква З».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З»

Задачи:

• Образовательные

• Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [З] и [З`].

• Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [З] и [З`]).

• Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [З] и [З`])

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР „Звуки [З] — [З`], Буква З“» размещена в разделах

• Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [З]и [З`]).

• Знакомство с буквой «З», усвоение зрительного образа буквы «З».

• Корррекционные

o Развитие фонематического слуха.

o Расширение и уточнение словаря детей.

o Развитие ВПФ (внимания, памяти).

o Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

o Развитие мелкой моторики и осязания.

Воспитательные

o Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: Волшебный мешочек, сигнальные карточки, пластилин синего и зеленого цвета, силуэты букв «З», буквы, предметные картинки со звуками [З] и [З`], зеркала 9х12см на каждого ребенка; ребусы и схемы слов; предметы, в названиях которых есть звуки [З] и [З'], две корзины, подарки

План занятия

I. Организационный момент:

Логопед :- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

-Солнцу и птицам.

- Доброе утро!

- Улыбчивым лицам.

- И каждый становится

Добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Логопед : - Сегодня на занятии нам предстоит выполнить очень много заданий, но чтобы их преодолеть нужно очень постараться и как следует размяться!

(Упражнение для развития внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед :

- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

За-за-за – в саду привязана коза.

Зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за – убегает прочь коза.

Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.

За-за-за – вот упрямая коза.

Зу-зу-зу – привязали мы козу.

Логопед. - Молодцы! Мы хорошо размялись, и я думаю, теперь мы смело можем начинать наше занятие.

-На занятие я пришла не с пустыми руками, а взяла с собой волшебный мешочек. В этом мешочке чего только нет! А главное, здесь припрятаны задания с которыми вам нужно будет справиться. Каждый раз вам предстоит вытягивать из мешочка новое задание. Давайте же посмотрим, что там?

(ребенок достаёт из мешочка первое задание)

- Конверт! Посмотрите, что спрятано в конверте? (картинки)

- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([З] и [З`])

II. Сообщение темы занятия.

Логопед : - Итак, сегодня мы будем вспоминать звуки [З] и [З`], а также познакомимся с буквой «З», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Логопед : - Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)

- Правильно! Произнесём звук [З]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

(Воздушная струя встречает преграду)

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- А теперь произнесём звук [З`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди : З- зь – з- зь, они похожи или нет? (похожи)

- А чем эти звуки отличаются? ([З`] – мягкий, а [З] - твёрдый)

- Давайте повторим: звук [З] какой? (согласный твёрдый, звонкий)

- А звук [З`]? (согласный, мягкий, звонкий)

IV. Различение звуков [З] и [З`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [З] и [З`].

Логопед : - А в мешочке уже новое задание!

Д/И «Сигнальщики»

Дети достают сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

- Я предлагаю поиграть нам в игру «Сигнальщики»

Я буду называть слова со звуками [З] и [З '], а вы должны будете поднять соответствующую карточку синего или зеленого цвета.

Слушайте внимательно!

Д/и «Найди место звука в слове»

Логопед : - Следующее задание.

Детям попадаются схемы для определения места звука в слове и предметные картинки. Логопед вывешивает схемы где звуки [ З], [З'] вначале слова и в середине. Дети берут картинку, и прикрепляют её с помощью магнита под той или иной схемой.

- А теперь придумайте сами слова где звуки [З], [З'] будут вначале слова, а затем в середине.

V. Знакомство с буквой «З».

Логопед вывешивает изображение буквы «З».

Логопед : - Как вы думаете, что это?

- Это буква «З», которая обозначает какие звуки? ([З] и [З`])

- На что ещё похожа наша буква (на цифру три)

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружка.

- А в волшебном мешочке опять что-то есть. Проверти, что же там? (буквы)

-Вы правы, там буквы. Он разные, а ваша задача будет найти закрытыми глазами, на ощупь только букву «З».

(Дети по очереди достают Буквы)

-Какие молодцы!

- Итак, давайте повторим: Буква «З» обозначает 2 звука : [З] – согласный, твердый, звонкий и [З`] – согласный, мягкий, звонкий.

- А теперь настало время нам размяться.

VI. Физкультминутка

На полу разложены предметы, в названии которых есть [З] или [З`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [З], другая – в свою корзину предметы со звуком [З`]. (Зонт, заяц, зеркало, замок, забор, зебра, зерно, змея, резинка, звезда, узел)

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы : нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.

- Молодцы!

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «З» и пластилин зелёного и синего цветов.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)

- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.

- Почему я приготовила синий и зелёный пластилин (буква «З» обозначает два звука [З] и [З`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)

- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [З`], если синим - [З].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Логопед : - И последние задание, которое вам приготовил мешочек.

Дети достают ребусы

- Однажды слоги поиграли,

Не по порядку в слово встали,

И плачут слоги громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(дети ставят слоги по порядку и читают слова)

(Замок, зима, зонт, зубы)

- Ребусы вы разгадали, слоги по порядку расставили. Еще нужно подобрать к этим словам схемы.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)

- Молодцы!

X. Итог занятия

Припоминание детьми слов со звуками [З] и [З`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями, а в волшебном мешочке снова что-то есть!

-Ой, а это он, за ваши старания, сюрприз для вас приготовил!

Дети достают из мешочка подарки.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО НОД ПО ОБУЧЕНИЮ.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Олимпийские кольца» Автор: Железова Мария Евгеньевна, воспитатель.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград» Цель: способствовать овладению развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения,.

КВН по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Автор составитель воспитатель МАДОУ детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Субботина О. Г. Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика» Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках; Упражнять в умении составлять и читать прямые и.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД