Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» (2 фото)

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать навыки простого звукового анализа и звукового синтеза.

• Продолжать учить употреблять существительные в форме винительного, творительного, предложного падежей в составе простого предложения.

• Упражнять в составлении простого распространённого предложения по заданному вопросу с опорой на предметную картинку.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе „Звук [М]“» размещена в разделах

• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, чувство ритма и рифмы.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.

Материал:

Игрушки – кукла и корова, пособие «Загадочная таблица» с изображёнными разноцветными буквами в белых и чёрных квадратах, символы звука [м], индивидуальные зеркала, игрушки, имеющие в названии звук [м], «чудесный мешочек» из ткани, предметные картинки, имеющие в названии звук [м], мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, буквенного гнозиса, постановка цели занятия.

1). Логопед предлагает детям сесть на стульчики в той последовательности, в которой назовёт их имена. Проводятся статические пальчиковые упражнения (на обеих руках). «Корова» (указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные пальцы сжаты.

«Телёнок» (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты).

2). Игра «Буквы и звуки».

Логопед: «Ребята, сегодня у нас в гостях красивая кукла (показывает детям куклу). Она умеет говорить только одно слово: «МА-МА». Кукла узнала, что мы с вами изучаем звуки и буквы и тоже захотела поучиться! Вот сейчас она вам покажет буквы на нашей «Загадочной таблице», а вы скажите ей, какой звук обозначает эта буква». После игры логопед повторяет вместе с детьми правило: «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем».

3) Логопед: «Кукла пришла к нам не одна. Отгадайте, кто у неё есть:

Ест траву, жует, молчит,

А потом полдня мычит.

Ей погладите бока –

Даст парного молока.

Конечно, это корова! (показывает детям корову). Корова мычит так: «МУ-МУ».

Ребята, а вы догадались, какой новый звук мы будем сегодня слушать, и, конечно же, правильно произносить вместе с коровой и её хозяйкой?» Ответы детей, постановка цели занятия.

II. Характеристика звука [м] по артикуляционно-акустическим признакам.

Итак, что же напоминает вам этот звук?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением коровы и сообщает, что так корова зовёт своих телят: «М-м-м-м-м».

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [м] (покажите, как корова зовёт телят). Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук? Гласный или согласный звук «м»? С голосом или без голоса мы произносим звук «м»?» (дети высказывают мнения, Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит громко, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, как оно «дрожит», после чего объясняет, что звук является звонким. Логопед обобщает ответы, поясняет, что при произношении [м] воздух выходит из носа (предлагает положить пальчик под ноздри и почувствовать «тёплый ветерок»). Символы звука располагаются на доске (кружок синего цвета, синий домик с колокольчиком).

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»

III. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Ребята-телята».

Логопед: «Корова хочет с вами поиграть. Вы будете телятками, которые гуляют на лугу, а мама-корова будет гулять вместе с вами и петь разные песенки (произносить разные звуки). Как только услышите «М-м-м!» - это значит, корова зовёт своих телят. Нужно будет сразу подбежать к ней!

Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, м, т, м, б, т, к, м, п, п, т, м…».

IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Угадай, как нас зовут».

Логопед: «А мы ведь до сих пор не знаем, как зовут корову и её хозяйку. Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Я назову несколько имён девочек, а вы отгадайте, какое имя у куклы: «Таня, Катя, Оля, Лида, Маша». Дети высказывают вои мнения, выбирают нужное имя (слово со звуком [м] – Маша).

Логопед: «А теперь мы узнаем, как зовут корову: Бася, Зорька, Тося, Майя». Дети выбирают слово со звуком [м] – Майя.

V. Формирование фонематических представлений. Игра «Подарки для Маши и Майи».

Логопед: «Ребята, я приготовила подарки для Маши и Майи. Но наши гости сказали мне, что им нужны только те подарки, в названии которых слышится звук [м]. Помогите выбрать эти игрушки и предметы. Порадуйте Машу и Майю».

Дети выбирают нужные предметы (морковь, мыло, матрёшку, самолёт, молоток, лимон, мышку) и складывают их в «чудесный мешочек». После выполнения задания логопед предлагает детям вспомнить и назвать все подаренные предметы.

Фото «Звук [М]»

VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [м] в словах и предложениях.

Логопед: «Ребята, а давайте мы немного подвигаемся и научим гостей играть в нашу игру». Проводится подвижная игра, в которой дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём,

И кружимся потом!

VII. Развитие чувства ритма и рифмы. Произношение звука «м» в словах. Позиционный анализ.

1). Игровое упражнение «Вы словечко подскажите и всё вместе повторите». Дети подсказывают слово в конце двустиший, после чего произносят строки полностью.

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится…. (мыло).

Доски дружно мы везём,

Будем строить новый… (дом).

В шкурке жёлтой, кислый он,

Называется (лимон).

После выполнения этого задания логопед предлагает детям вспомнить все слова-подсказки и рассказать Маше и Майе, где находится их любимый звук в словах (в начале, середине или конце).

VIII. Развитие грамматического строя речи. Составление простых распространённых предложений по заданному вопросу с опорой на предметные картинки. Изменение существительных по падежам.

Логопед: «У куклы Маши есть для вас несколько вопросов-загадок. А отгадать их и ответить на вопросы вам помогут картинки-подсказки, которые она принесла». После каждого вопроса логопед показывает детям опорную предметную картинку, имеющую в названии [м].

- Где Маша покупает продукты? – Маша покупает продукты в магазине.

- Куда Маша складывает покупки? – Маша складывает покупки в сумку.

- Что Маша любит собирать в лесу? – Маша любит собирать в лесу малину.

- С чем Маша любит играть? – Маша любит играть с матрёшкой.

- С чем Маша любит пить чай? – Маша любит пить чай с лимоном.

- На чём Маша любит ездить? – Маша любит ездить на машине.

IX. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: «Ребята, а теперь корова Майя хочет с вами поиграть! Она говорит: «Му!» Кто сможет повторить? (несколько детей воспроизводят звукосочетание). Какой первый звук в этой маленькой песенке? Какой второй звук? Сколько всего звуков вы услышали?» Дети отвечают на вопросы. «А теперь она с вами поиграет в игру «Живые звуки». Майя будет произносить звуки по отдельности, а вы слитно:

М, А – МА;

М, У – МУ;

М, О – МО». Логопед от имени Майи хвалит детей.

X. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Нашим гостям пора домой. Чему они научились вместе с нами? В какие игры они с нами играли?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт положительную оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить куклу Машу и корову Майю на следующее занятие.

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать» .

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Открытое занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи Тема: Звук и буква К. Коррекционно – образовательная задача: -познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 00:03
+399Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 136.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД