Конспект логопедического занятия по теме «Звук [Ж]»

Галина Поломошнова
Конспект логопедического занятия по теме «Звук [Ж]»

Конспект занятия «Звук [Ж]»

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];

2) развитие фонематического слуха: выделение звука[ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове;

4) закрепление обозначения звука Ж символами;

5) уточнение лексического значения слов «пиджак», «жакет», «джемпер», «пижама», «жилет»; закрепление употребления в речи сущ. в Р. П. и Тв. П.

Развивающая

1) обучение детей отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;

2) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций: внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование: игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков, «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове, пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки: жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата, собачка, дом, тюльпан, утюг, рисунок пиджака и жилета, рукавов и воротника.

Ход занятия:

1. Орг. момент отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке.

Логопед:

-- Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата e. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Логопед: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж])

2. Произнесение звука [Ж]

Логопед: «Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Логопед : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж]. какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме «Речецветик»

Логопед: «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

? – Звук [Ж] гласный или согласный?

? – Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ: [Ж] – согласный звук, т. к. воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

? – Какие ещё звонкие согласные звуки вы знаете? (Дети называют изученные звонкие согласные)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Логопед: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж]. А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой

длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]!»

Конспект логопедического занятия по теме «Звук [Ж]»

Среди слогов:

Са-шу-жа

Жа-са-ша

Шо-жо-со

Жо-со-шо

Со-жу-ша

Сы-жи-ши

Среди слов:

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Логопед: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж], но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»

( Дети называют картинки, определяют, есть ли в их названии звук [Ж] и ставят их на фланелеграф).

Логопед: «Молодцы, вы правильно определили слова. Давайте ещё раз их назовём, а Божья Коровка поиграет с вами в игру «День--ночь». Я скажу «ночь», вы закроете глаза, а Божья Коровка спрячет какую-то картинку. Я скажу «день», вы откроете глаза и назовёте картинку, которой не хватает».

Дети проигрывают и второй вариант игры: логопед переставляет картинки местами, а дети говорят, что изменилось.

6. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж…

7. Игра «Пирамида» (определение количества слогов в слове)

Логопед: «У меня есть пирамидка, но она поломана, её нужно построить. Пирамидка состоит из 4-х полосок: внизу 4 квадрата для 4-хсложных слов, выше – для 3-хсложных слов 3 квадрата, ещё выше – для 2-хсложных 2 квадрата, а наверху для односложных слов 1 квадрат. Заполните пирамидку картинками и скажите из скольких слогов состоят слова» (Дети, используя картинки из задания №5, отхлопывают количество слогов в каждом слове и определяют место картинки на пирамидке).

8. «Догадайся сам, загадай своим друзьям» (загадки)

1) Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

(Дети отгадывают загадки и делают звуковой анализ слов-отгадок)

9. «Бабушкина игра»

Логопед: «Ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, божья коровка улетела загадать их своим деткам, а нам оставила 100 рублей и сказала:

-- Что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком [Ж] в названии… Приготовились. Внимание!

Отвечайте полными предложениями»

? – Вы купите платье или пижаму?

? – Вы выберите пиджак или плащ?

? – Вам понравился джемпер или свитер?

? – Вы остановите свой выбор на жакете или пальто?

? – Вам по размеру рубашка или жилет?

? – Пуговицы на пиджаке будут оранжевые или красные?

Обувь тоже выберем со звуком [Ж] в названии. Выбирайте: боты, туфельки, босоножечки, тапочки, сапожочки.

? – Бижутерию будем покупать?

(Логопед ещё раз вместе с детьми называет все слова со звуком [Ж] из этой игры и уточняет их лексическое значение).

Пиджак – часть мужского костюма – куртка с отложным воротником и застёгивающимися полами.

Пижама – спальный, домашний или больничный костюм, состоящий из куртки и брюк.

Жакет – короткая верхняя одежда, преимущественно женская.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов.

Джемпер – вязаная кофта, надевающаяся через голову.)

Логопед: «Ответьте, что без чего?»

-- Джемпер без… (пуговиц)

-- Жилет без (рукавов и воротника)

Пиджак с чем?

-- Пиджак с … (пуговицами, рукавами и воротником)

10. Итог занятия

? – Какой звук мы сегодня изучали?

? – Можно его спеть?

? – Какие слова со звуком [Ж] вы знаете?

Литература

1. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1986

2. Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», М. «Просвещение», 1993

3. Лопухина И. «Логопедия»(Упражнения для развития речи)С. -П. «Дельта», 1997

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

Игры для пособия «Ёжик» ЦЕЛЬ: Развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения определять количество.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по теме «Звук [Ж]»
Опубликовано: 12 ноября 2012 в 20:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...