Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ»

Ирина Пешая
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ»

Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН)

на тему:

«Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий

Ирина Пешая

Цель - дифференциация звуков Ч-Щ.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей со звуками Ч Щ и их сравнительной характеристикой.

-Закрепить знания детей о изученной орфограмме (чу-щу, ча-ща).

-Познакомить со словами-паронимами.

-Формировать умение выделять звуки в слогах, словах, предложениях.

Публикация «Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН „Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ“» размещена в разделах

- Обучать детей приёмам сохранения здоровья.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать фонематический слух.

-Развивать слуховое восприятие.

-Развивать память.

-Развивать логическое мышление.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Формировать навык фонематического анализа и синтеза.

- Воспитательные:

- Воспитывать интерес к родному языку.

-формировать навыки контроля и самоконтроля, самооценки речевой деятельности.

- Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, самостоятельности, аккуратности на письме.

Оборудование:

тетради; ручки, карандаши, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, профили артикуляции, наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, индивидуальные карточки с заданиями, пиктограммы настроения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём.

Релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

А теперь посмотрим вниз-

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

(Дети выполняют упражнения по тексту).

Артикуляционная гимнастика (иллюстрации)

А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» .

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки», когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – и перестану, и нисколько не устану!

А теперь упражнение «Орешек» .

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

Следующие упражнения для языка.

Упражнение «Сердитый язык» - кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их.

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Упражнение: «Горка» – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена.

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Упражнение «Чашечка»-боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Вводная часть

Загадки:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Т. Лаврова

- Назовите первый звук в слове «часы».

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках (Щенок)

Т. Лаврова

- Назовите первый звук в слове «щенок».

- Какая тема урока? Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

Основная часть

1. Произнесение звуков Ч-Щ и сопоставление артикуляции.

2. Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ.

Ч- согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т+Щ, Щ-- согласный, глухой, только мягкий, простой.

3. Развитие фонематического восприятия. - Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч или Щ.

-изолированно: ч, ш, щ, ть, т, к, ц, щ, ш, ч;

-в слогах: ча, ща, ша, ач, чу, щу, щи, чи, що;

-в словах: чай, щи, цифра, шутка, шарик, щит, меч.

4. Дифференциация Ч-Щ в слогах.

Мальчики называют слоги со звуком Ч, а девочки со звуком Щ. Записываем в два столбика на доске.

5. Игры с карандашом.

1)Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите.

2)Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

3)положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

6. Работа со словами-паронимами.

- Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами.

щетки- помощь- горячий- мочь-

щадит- щелка- плач- размечать-

7. Физминутка.

(Девочки на ЧУ - топают, мальчики на ЩУ - хлопают.)

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу ищу

Чулки и чудо, и ворчун.

Чудак и щука, и чугун.

Ищу, верчу, пищу, тащу

- Я с у пишу и чу, и щу.

8. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Составьте и запишите слова из слогов. В каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными. -Какую орфограмму вы можете назвать? Подчеркни ее.

Слоги: ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ,ЧА, РО,ЩА, ДА, ЧА, КРИ,ЧУ.

9. Развитие логического мышления.

«Разгадайте ребусы». Запишите новые слова.

Света - та + ча (свеча);

Щу + рука – ру (щука);

Роща – ро + вель (щавель).

10. Дифференциация Ч-Щ в тексте.

–Вставьте пропущенные буквы, прочитайте текст, выпишите слова со звуками занятия.

На Даче

На берегу ре…ки стоит да…а. Около да…и берёзовая ро…а. В ро…е поют

…еглы, …ижи, сини…ки. Весело …ебе…ут птицы. На да…е живёт Лено…ка Щукина.

У дево…ки есть ов…арка Чанга. Лено…ка и …анга вместе гуляют в ро…е. …анга хорошо умеет искать грибы.

Заключительная часть.

Вспомните и назовите слова из рассказа со звуками занятия. Скажите, чем отличаются эти звуки, а в чем их сходство? Какое задание было самым сложным?

Вы прекрасно потрудились, теперь можно немного поиграть. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). - Вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою.

Пиктограммы настроения.

Использованная литература:

1. Ежова М. А., Гусаковская И. В. Инновационная мастерская логопеда. - М. : Учитель, 2015.- 60 с.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная программа подготовки детей к школе. ФГОС ДО. - СПб. : Литера, 2001. - 208 с.

3. Лаврова Т. Загадки для малышей. Электронный ресурс: http:

4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М. : Гном, 2017. - 184 с.

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 350 с.

6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. : Владос, 1995. - 256 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звуко-фонематического ряда» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект открытого.

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы» Чеканова М. В., учитель – логопед г. Нефтеюганск Подготовительная группа Тема: «Йотированные гласные» Цель: систематизировать знания детей.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы детей с дизартрией «Осень. Звуки [К]-[К’]» бразовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Приключения звука и буквы «С»» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: "Приключения звука и буквы «С»" Цель: - Закрепление правильного произношения.

Конспект логопедического занятия в спец. классе для детей с умеренной степенью УО «Обучение грамоте» Тема: Звуки М-М'. Буква М. Составление, чтение и письмо слогов из пройденных букв. Цель:– обучение грамоте, коррекция дефектов устной и письменной.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки [б] — [бь]» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект подгруппового логопедического занятия «Звуки [б] — [бь]» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - уточнить произношение звуков [б], [бь]; - учить выделять звуки [б], [бь] из состава слова, - дифференцировать звуки по твердости-мягкости;.

Конспект занятия «Звуки А У и буквы А, У» Цели: Коррекционно –образовательные: • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у] • Выделять ударные и безударные звуки.

Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 16:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД