Получи документы

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч]. Буква Ч»

Ольга Елина
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч]. Буква Ч»

Цель: Знакомство со звуком Ч. Буквой Ч.

Образовательные:

-активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые»

- закреплять правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, предложениях;

- упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, с заданным звуком;

- закреплять умение определять позицию звука в слове.

- закреплять навык образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Звук [Ч], Буква Ч“» размещена в разделах

- познакомить детей с графическим образом буквы Ч.

Развивающие:

- развивать общую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

-развивать тонкую моторику пальцев рук;

- развивать ориентировку в пространстве.

Коррекционные:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать зрительное и слуховое внимание.

-продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

Воспитательные:

-воспитывать умение слышать речь взрослого и слушать друг друга;

-формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки.

- воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: игрушки (пчелка, бабочка, колокольчик, шумовая коробочка,

деревянный кубик, мягкая губка, два мяча синего и зеленого цвета, символ-ассоциация, предметные картинки с изображением насекомых, пробки зеленого цвета, карточки с изображением насекомых, мягкие кубики (зеленого, синего, красного цвета, подносы, бусы, проектор, экран, картон, магнитафон, соленое тесто.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке насекомых, разучивание зрительной гимнастики, приветствия, изготовление соленого теста, игра «Назови ласково»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Доброе утро, ребята! Давайте вспомним наше утреннее приветствие «Доброе утро»?

Дети:Да.

Дети выполняют движения по тексту.

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Поворачиваются друг к другу.

И сегодня весь день Разводят руки в стороны.

Будет веселее. Хлопают в ладоши.

Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик,

И щечки.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем. Разводят руки в стороны.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

2. Сообщение темы.

Логопед. Сейчас, ребята, я вам назову цепочку слов, а вы должны

выделить и назвать лишнее слово.

Логопед называет цепочку слов.

Василек, ромашка, пчела, роза.

Дети. Пчела.

Логопед. Дуб, береза, бабочка рябина.

Дети. Бабочка.

Логопед. Как вы думаете почему эти слова лишние?

Дети. Потому, что бабочка и пчела-насекомые.

Логопед. Давайте вместе произнесем слова пчела, бабочка.

Дети произносят вместе с логопедом.

Логопед. Назовите какой один и тот же звук встречается в словах?

Дети. Звук Ч.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.

Упражнение «Найди и покажи»

Логопед. Произносим звук Ч.

Когда мы произносим звук Ч губы становятся «хоботочком»

зубы – сближены, язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба. Ощутим.

Логопед. Давайте проверим воздушную струю, поднесем ладошку ко рту

и подуем на нее. (дети выполняют)

Звук Ч надо всегда произносить коротко.

(Дети произнося звук Ч изолированно).

Логопед вместе с детьми подходят к столу на котором лежат колокольчик, шумовая коробочка, деревянный кубик, мягкая губка, два мяча (синий, зеленый, изображение символа-ассоциации звука Ч, становятся вокруг стола.

Логопед. Дети посмотрите на столе лежат различные предметы с их помощью мы определим какай это звук и дадим его характеристику.

Логопед предлагает детям представить, что у них в руках ниточка, понянуть ее, одновременно произнести звук Ч.

Если ниточка рвется звук Ч-согласный.

Дети на столе выбирают нужные предметы для определения характеристики звука.

Звонкий или глухой (выбирают между шумовой коробочкой и колокольчиком).

Твердый или мягкий (выбирают между кубиком и губкой).

Дети дают характеристику звуку.

Логопед указывает на два мяча на столе и просит выбрать мяч нужного цвета, чтобы определить каким цветом будет обозначаться звук.

Дети выбирают.

Затем логопед показывает символическое обозначение звука Ч и предлагает его изобразить.

4. Произношение звука Ч в слогах.

Логопед предлагает поиграть детям в речевую разминку.

Упражнение «Речевая разминка»

Логопед. Ребята повторяйте за мной ча-чо-чу.

Дети. Ча-чо-чу.

Логопед. Чи-ча-чо.

Дети. Чи-ча-чо.

Логопед. Ач-оч-уч.

Дети. Ач-оч-уч.

5. Выделение звука [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, с заданным звуком.

Игра «Найди картинку на заданный звук»

Логопед. Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетели пчела и бабочка.

Логопед выносит игрушки.

Они сегодня посмотрят как вы правильно умеете произносить звук «ч».

Они приготовили для вас различные задания.

Первое задание приготовила пчела. Посмотрите вокруг, видите везде по группе висят различные картинки. Кто на них изображен?

Дети осматриваются.

Дети. Насекомые.

Логопед разбивает детей на три команды, предлагает найти нужную картинку, в названии которой есть звук «ч», каждой команде подойти к ней.

Дети выполняют задание, логопед проверяет правильность исполнения.

6. Произношение звука ч в словах.

Дети проходят, садятся за столы.

На экране проектора появляются изображения (часы, мяч, очки, чашка, грач, кисточка).

Логопед. Ребята, посмотрите на экран, назовите, что изображено.

Дети по цепочке называют.

7. Определение места звука ч в слове.

Игра «Определи место звука в слове»

На столах карточки с изображением насекомых (пчела, бабочка, кузнечик).

Логопед. Давайте, выполним задание бабочки.

Нужно определить место звука ч в словах, если звук ч. находится в начале слова ставим пробку на бабочку, если в середине на пчелу, если в конце на

кузнечика.

Логопед называет слова часы, мяч, очки, чашка, грач, кисточка.

Дети выполняют задание.

8. Определение количества слогов в словах.

Дидактическая игра «Слоговые бусы»

Логопед. Сейчас, ребята мы будем выполнять следующее задание.

При помощи бус и проволоки будем определять количество слогов в словах и нанизывать такое же количество бусинок.

Я показываю картинку, вы ее называете и определяете сколько слогов.

Логопед показывает картинки (бабочка, пчела, кузнечик).

Ответы детей.

Логопед. Давайте посчитаем сколько всего слогов в трех словах.

Дети. Восемь.

9. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.

Выполняется с игрушкой бабочкой.

Дети стоят рядом со столами, снимают очки.

«Мы гуляли»

По деревне мы гуляли, Ходьба на месте

За природой наблюдали, Переведение взгляда налево- направо

Вверх на солнце посмотрели, Взгляд вверх

И нас лучики согрели. Моргают двумя глазами.

Дин-дон, дин-дон, Перемещение взгляда поочередно влево-

Слева звон и справа звон, вправо.

Бабочка прилетела, Следить за изображением бабочки

Крылышками помахала, (круговое движение глаз).

Прилетела пчела, Палец руки медленно приближать

к кончику носа.

На нос села она. Следить взглядом за пальцем.

Дети одевают очки.

10. Звуковой анализ слова.

Дети проходят в центр групповой.

Логопед. Дети у нас в гостях еще одна гостья. Она для вас приготовила еще одно задание при помощи мягких кубиков выполнить звуковой анализ слова Пчела.

Логопед. Назовите первый звук.

Дети. Звук П, он согласный твердый я выбираю синий кубик.

Дети строят из кубиков схему слова.

Логопед. Ребята, скажите как вы думаете какая буква соответствует звуку ч.

Дети. БукваЧ.

На экране появляется буква Ч.

11. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

Логопед. С арифметикой я в мире

Ч похожа на четыре.

В какую сторону направлена буква Ч?

Дети. Буква Ч направлена в левую сторону.

Логопед. Давайте нарисуем пальчиком букву Ч друг у друга на спине.

Дети выполняют.

12. Моделирование буквы Ч из соленого теста.

Логопед. Для наших гостей бабочки и пчелы давайте, слепим букву Ч из теста.

Звучит тихая музыка, дети лепят букву.

Логопед. Гостям очень понравилось у нас, но им пора улетать. Давайте с ними попрощаемся.

13. Игра «Назови ласково»

Дети стоят в кругу.

Логопед : Ребята, чтобы у нас на целый день сохранилось хорошее настроение, давайте друг друга назовем ласково по имени.

Ответы детей.

14. Итог занятия.

Логопед уточняет у детей, что им больше всего понравилось на занятии.

Публикации по теме:

Игра на развитие фонематического слуха «Найди картинку с нужным звуком»Игра на развитие фонематического слуха «Найди картинку с нужным звуком» Игра «Найди картинку с нужным звуком».Цель: Развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Задачи: Закрепить навыки чёткого различения.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч]. Буква Ч»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 12:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД