Получи документы

Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Светлана Емченко
Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

К О Н С П Е К Т

логопедического занятия в компенсирующей группе

для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, через использование элементов муль-тимедиа презентации.

Публикация «Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Расширение глагольного словаря. Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложноподчиненного предложения со словами потому что и сложных предложений). Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование навыков: звуко - буквенного анализа слов, синтеза слов, навыка чтения слов. Профилактика письменной речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно - развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков. Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса. Мышления, восприятия и памяти. Тонкой и общей моторики. Закрепление навыков самооздоровления. Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности.

Оборудование. Компьютерное оборудование. Компьютерные презентации. CD- проигры-ватель. CD-диск со звуками машин (сигналы). Рабочие тетради на каждого ребенка. Кон-тейнеры с карандашами. Столы скамейки. Фигурки животных. Резиновый мяч.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Автобус» на стихи Г. Косовой, пальчикового упражнения «Мои друзья» с воспитателем в коррекционный час. Разучивание ритуала приветствия «Доброе животное» с педагогом-психологом. Обучать умению разгадывать ребусы, формирование навыка звуко - буквенного анализа и синтеза слов, слогов на индивидуально - подгрупповых занятиях с логопедом. Разучивание сенсомоторного упражнения «В гости к бабушке и деду» с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно - игровых минутках в группе.

Ход занятия

Логопед приглашает детей организовать круг приветствия.

1. Ритуал приветствия «Доброе животное». [Развитие коммуникативных навыков, эмпа-тии. Преодоление эмоционального зажима, через развитие речевого дыхания].

Логопед : Ребята, представьте, мы одно большое доброе животное. Возьмитесь за руки, и послушайте, как оно дышит.

(Дети берутся за руки и слушают).

А теперь подышим вместе!

(Вдох- шаг вперед. Выдох – шаг назад).

Так же четко и ровно бьется его большое доб-рое сердце.

(Стук - шаг вперед. Стук - шаг назад).

А теперь тихо пожимая руку соседа, по-приветствуйте его: «Здравствуй, я рад (рада) тебя видеть!» И улыбнитесь друг другу.

2. Организационный момент. [Сообщение темы занятия].

Упражнение «Угадай слова». [Развитие речевого слуха. Совершенствование звукового синтеза и навыка составления слов].

Логопед предлагает детям послушать звуки, составить из них слова.

Логопед : А сейчас, угадайте, какое слово я произнесла: С – е – л –о.

Дети: Село.

Логопед : Угадайте еще одно слово: С – о – к – о - л.

Дети: Сокол.

Логопед : Молодцы! Вы догадались, куда мы отправимся сегодня?

Дети: Сегодня мы отправимся на экскурсию в поселок Сокол, который находится в нашем районе.

Логопед : Верно. Мы также продолжим разговор о домашних животных. А чтобы ваши язычки стали послушными и помогли вам говорить звуки правильно, выполним гимнасти-ку.

Сенсомоторное упражнение «В гости к бабушке и дедушке»

Дети вместе с логопедом выполняют сенсомоторное упражнение

под музыкальное сопровождение.

Компьютерная презентация учебного материала. Гимнастика для глаз «Запомни карту». [Закрепление навыков самооздоровления].

На слайде изображена схема зрительно-двигательных траекторий

по технологии В. Ф. Базарного

Логопед : Путь предстоит не близкий, и чтобы нам не сбиться с пути, мы должны запомнить маршрут. Наша задача - носом и глазами «зарисовать» и запомнить рисунок схемы.

Дети «бегают» глазами по нарисованной волнистой линии, зрительно «прорисовывая» все повороты на схеме. Логопед сопровождает выполнение комментариями

Компьютерная презентация учебного материала. Разгадывание ребуса. [Совершен-ствование навыков звукобуквенного анализа слов].

Логопед : А на чем мы доедем до поселка, узнаете, когда ребус отгадаете.

Логопед обращает внимание детей на экран со слайдом.

Логопед : - Посмотрите внимательно на экран, и разгадайте ребус по первым звукам – названиям картинок.

(ребус составлен на слово "автобус")

Логопед : Замечательно! На чём поедем в поселок Сокол?

Дети: Мы поедем на автобусе.

Речедвигательная минутка. Подвижное упражнение «Автобус». [Координация речи с движением, развитие общей моторики, ориентировка в пространстве].

Логопед : - Занимаем свои места в автобусе и отправимся в путь!

Дети выполняют знакомое упражнение.

Автобусов много встречаем в пути.

Удобный маршрут сможет каждый найти.

И ночью, и днём по дорогам бегут,

На дачу и в город людей отвезут.

Дети двигаются врассыпную по комнате.

Стараются не наталкиваться друг на друга.

Постепенно образуют круг.

Двигаются по кругу топающим шагом.

Логопед : Остановка! Куда мы приехали?

Дети: В поселок Сокол.

Дыхательное упражнение «Красота» [Развитие общих речевых навыков].

Логопед : Посмотрите, как красиво вокруг. А теперь скажем на одном выдохе, плавно, ровно, не снижая голоса: «Ах, какая красота! Свежий воздух, чистота!» (Глубокий вдох, за-держка дыхания - фраза, выдох).

Дети произносят фразу. Логопед контролирует выполнение.

Упражнение «Кто как говорит?». [Развитие слухового внимания и слухового гнозиса. Расширение глагольного словаря].

Звучит запись голосов домашних животных.

Логопед : Чьи голоса вы слышите?

Дети: Мы слышим голоса домашних животных.

Логопед : Расскажите, какое домашнее животное подает голос, что оно делает?

1-й ребенок: Я слышу мычание коровы, корова мычит.

2-й ребенок: Я слышу ржание лошади, лошадь ржёт.

3-й ребенок: Я слышу меканье козы, коза мекает.

4-й ребенок: Я слышу лай собаки, собака лает.

5-й ребенок: Я слышу хрюканье свиньи, свинья хрюкает.

6-й ребенок: Я слышу блеянье овцы, овца блеет.

7-й ребенок: Я слышу мяуканье кошки, кошка мяукает.

8-й ребенок: Я слышу фырчанье кролика, кролик фыркает.

Логопед : С какой стороны раздаются голоса, слева или справа?

Дети: Справа!

Логопед : Молодцы! Ребята, значит, нам надо идти направо.

Компьютерная презентация учебного материала. «Сельский двор». [Совершенствова-ние навыков звукобуквенного анализа слов. Развитие зрительного внимания].

Логопед подводит детей к экрану.

Логопед : - Вот мы с вами и оказались в сельском дворе.

Компьютерная презентация учебного материала. Игра «Кто живет во дворе». [Акти-визация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)].

На слайде изображение сарая, конуры, конюшни, элементов двора из-за которых вид-ны части тел домашних животных.

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно, кто прячется во дворе. Расскажите, части, ка-ких животных вы видите? Выберите по одному животному и составьте предложение о том, за чем или где прячется животное. Используйте слово, значит.

1-й ребенок: Я вижу острые коровьи рога, значит, за сараем прячется корова.

Логопед достает фигурку коровы и дает ребенку.

2-й ребенок: Я вижу черную собачью голову, значит, в конуре прячется собака

Логопед достает фигурку собаки и дает ребенку.

3-й ребенок: Я вижу пушистый кошачий хвост, значит, за крыльцом прячется кошка.

Логопед достает фигурку кошки и дает ребенку.

4-й ребенок: Я вижу длинные лошадиные ноги, значит, за конюшней прячется лошадь.

Логопед достает фигурку лошади и дает ребенку.

5-й ребенок: Я вижу серую козлиную бороду, значит, за кустом прячется козел.

Логопед достает фигурку козла и дает ребенку.

6-й ребенок: Я вижу тонкий поросячий хвост, значит, за корытом прячется свинья.

Логопед достает фигурку свиньи и дает ребенку.

7-й ребенок: Я вижу длинные кроличьи уши, значит, в клетке прячется кролик.

Логопед достает фигурку кролика и дает ребенку.

8-й ребенок: Из-под забора торчат овечьи копыта, значит, за забором прячется овца.

Логопед достает фигурку овцы и дает ребенку.

На экране появляется слайд с полными изображениями домашних животных.

Логопед : - Молодцы! Вы правильно угадали всех, кто спрятался во дворе.

Самостоятельная работа. Упражнение «Опиши животное». [ Развитие связной речи. ]

Логопед : Составьте рассказы-описания о животных, которых вы держите в руках. Используйте план рассказа, составленный на прошлых занятиях. Загадайте загадку и садитесь, по-ставьте своё животное на стол.

1-й ребенок: У меня домашнее животное собака. Она небольшая, лохматая, черная. У неё острые уши, хвост колечком. Собака любит кушать косточки, специальный собачий корм, мясной фарш. Она охраняет своего хозяина.

2-й ребенок: У меня домашнее животное кошка. Она рыжая, пушистая. У неё зеленые глаза, острые когти, треугольные ушки. Она умеет ловить мышей, мурлыкать. Кошка любит молоко и рыбу.

3-й ребенок: У меня домашнее животное корова. Она большая, пятнистая, рогатая. У неё добрые большие глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. Корова любит сено и клевер.

4-й ребенок: У меня домашнее животное свинья. Свинья розовая, толстая. Глаза у неё маленькие, нос пятачком, а хвостик тоненький крючком. Она любит валяться в грязи и рыть носом землю. Свинья любит яблоки, морковку и другие фрукты и овощи. И т. д.

Компьютерная презентация учебного материала. «Домашние животные и их дете-ныши». Упражнение «Собери семью». [Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши». Автоматизация произношения поставленных ран-нее звуков].

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери семью». Вы должны назвать животных одной семьи сказать, кто с кем рядом стоит. Включите в предложения слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

Логопед после каждого ответа переключает слайды - изображения домашних животных. Дети выполняют задание.

1-й ребенок: Рядом с белым кроликом сидят коричневая крольчиха и пуховые кролики.

2-й ребенок: Рядом с большим быком стоит пёстрая корова и ласковый теленок.

3-й ребенок: Рядом с черным бараном стоят белая овца и кудрявый ягнёнок.

4-й ребенок: Рядом с бородатым козлом стоят серая коза и смешной козленок.

5-й ребенок: Рядом с лохматым псом сидят красивая собака и черноухий щенок.

6-й ребенок: Рядом с серьезным котом сидят пушистая кошка и шаловливый котенок.

7-й ребенок: Рядом с пятнистым хряком стоят розовая свинья и веселый поросенок.

8-й ребенок: Рядом с рыжей лошадью стоят пегий конь и маленький жеребёнок.

11. Компьютерная презентация учебного материала. Упражнение «Пастушки». [Со-вершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения) ].

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.

Слайд с изображениями: быка, коровы, овцы, барана, лошади, коня, козы, козла, свиньи, хряка, кролика).

Логопед : Рассмотрите изображения домашних животных. Сейчас вы превратитесь в пас-тушков и пастушек. Ваша задача, «расставить» животных в загоны. В первом загоне будут животные, в названии которых один слог. Во втором загоне будут животные, в названии которых 2 слога. В третьем загоне будут животные, в названии которых по три слога. Ис-пользуйте в своем предложении слово потому что. Следите за правильным произношени-ем звуков и отвечайте по очереди.

1-й ребенок: Я загоню быка в первый загон, потому что в этом слове один слог.

2-й ребенок: Я загоню овцу во второй загон, потому что в этом слове два слога.

3-й ребенок: Я загоню корову в третий загон, потому что в этом слове три слога. И т. д.

Пальчиковое упражнение «Мои друзья». [Развитие мелкой моторики рук, стимуляция ре-чевой и умственной активности].

На подворье нашем овцы и барашек.

Свинья с поросёнком,

И коза с козлёнком.

Добрый пёс Трезорка

И корова Зорька.

Все они хорошие, я их всех люблю.

А кота Ваську утром рыбкой накормлю. Соединить на обеих руках большой и указательный пальцы, затем большой - средний пальцы.

Делаем двумя руками «козу» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк.

Делаем пальцами «собаку» :пальцы прижать и выпрямить, согнуть указательный, большой вверх

Делаем одной рукой «корову» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк

«Снимаем колечки» с каждого пальца на ударение.

Пальцами делаем «кота».

Самостоятельная работа. Упражнение «Узнай по силуэту» (Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.).

Логопед : - Откройте свои тетради. Рассмотрите картинку и найдите свое любимое животное, обведите его по контуру карандашом, а потом заштрихуйте.

Используется дидактическая карта "Наложенные картинки".

Дети выполняют задание. Логопед оценивает работу.

Упражнение «Танцы для глаз». (Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зритель-ного напряжения).

Логопед : - Сегодня ваши глаза много работали с компьютером, выполняли задания в тет-ради. Поэтому им нужен отдых. Что мы с вами проводим в таких случаях?

Дети: - Гимнастику для глаз.

Логопед : - Правильно. Сейчас мы выполним танцы для глаз.

Авторское упражнение под музыку «Вальс» Шопена.

Спинки дружно подтяните, руки быстро разотрите и на глазки положите

(Растираем ладошки (пальминг) кладем их под углом на глаза).

Глаза снова открываем, затем с силой закрываем, а потом их открываем.

(Медленно закрыли, затем жмуримся, плавно открываем).

И затем из них стреляем: вверх – вниз…

(Движения глазами вверх- смотрим на потолок, вниз- смотрим на пол).

За стрелкой медленно следим, убежать её не дадим.

(Вытягиваем перед собой руку, указательный палец вверх- «стрелка»).

Сделать это нам легко смотрим близко-далеко.

(Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем вперед от носа).

А теперь махнем ладошкой перед глазками немножко!

(Машем раскрытой ладошкой перед глазами).

Рефлексия занятия.

Речедвигательная игра «Уезжаем в детский сад». (Снятие эмоционального напряжения. Оценка работы детей. Формирование умения анализировать занятие).

Логопед : Вот и подошло к концу наше путешествие. Занимаем места в автобусе. Двери закрываются, автобус отправляется!

Дети поворачиваются друг за другом по кругу.

Автобусов много встречаем в пути.

Удобный маршрут сможет каждый найти.

И ночью, и днём по дорогам бегут,

В любимый наш садик детей привезут.

Дети двигаются врассыпную по комнате.

Стараются не наталкиваться друг на друга.

Постепенно образуют круг. Дети берутся за руки, образуя круг «дружбы».

Логопед : - Ребята, посмотрите, веселый мяч ждет нас, ему интересно узнать, куда мы ездили, расскажите ему, что вы видели и чем занимались, что было особенно интересно делать? (бросает мяч ребенку, поднявшему руку).

Ответы детей.

Логопед : Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь! Дома придумайте с родителями небольшую рифмовку про домашнего животного и красиво его оформите в буклет.

Публикации по теме:

Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речиРешение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи Специфика работы дошкольного учреждения компенсирующего вида предполагает решение коррекционных задач, в том числе и в патриотическом воспитании.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи По русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Крошечка Хаврошечка» с использованием моделей. Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я очень.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Дифференциация звуков [с], [ш],.

Конспект занятия для детей с ОВЗ 4–5 лет в группе компенсирующей направленности «Берегите воду» Конспект занятия для детей с ОВЗ 4-5 лет в группе компенсирующей направленности «Берегите воду» Задачи: конкретизировать и систематизировать.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речиОптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции.

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 "Семицветик" Фрунзенского.

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании следующих документов: - Федерального закона РФ от 29.12.2012.

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет «Волшебница-соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81» Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 10:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД