Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»

Татьяна Абрамова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони - баяна. Развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

Словарь: самовар, самоварная столица, пряник, гармонь, мастера, умельцы, сувенир, музей; умелый, древний, старый; прославлять, гордиться, трудиться

Оборудование: волшебный сундучок, самовары (деревянный, подарочный "Ясная поляна", расписной в стиле "хохлома", альбомы с открытками - экспозиции музея самоваров, музея Белобородова, музея Тульского пряника, Тульский пряник, пазлы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Тула- город герой!

Тула мой город родной.

Хоть не велик, как Москва,

Но у него своя краса.

II. Знакомство с новым материалом. Беседа.

Мы продолжаем разговор о Туле, нашем родном городе. Чем славится наш город? (традициями, обычаями, мастерами). С какими мастерами мы уже с вами знакомы? (с оружейниками). Правильно. Но есть и другие, которые прославили Тулу на весь мир.

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете,

что же это такое.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Правильно, это русский самовар.

- Как вы думаете, для чего нужнен самовар? (кипятить воду и пить чай).

- Почему так назвали этот предмет? Как произошло само слово "самовар"? (сам варит)

Самовар предназначен для разогрева воды. С помошью небольших щепочек, угольков и даже шишек его растапливали,вода быстро закипала и долго оставалась горячей. Самовары делали разнообразной формы: круглыми, в виде цилиндра, конуса, даже квадратными. А для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).

- А в наше время люди пользуются самоварами? (ответы детей)

В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).

Давным-давно почти в каждом городе были свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! (просмотр фотографий)

Во всем мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.

3. Слова-признаки

Какие слова вы можете придумать, чтобы рассказать о самоваре?

Самовар (какой) - пузатый, Тульский, медный, расписной, сувенирный, электрический, тяжелый, горячий.

4. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим, Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова, Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть. Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире, Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

5. Тульский пряник.

Дети, наши предки, в отличие от нас, пили чай не из стаканов и чашек, как мы, а наливали его в блюдце, держа его за донышко.

- Как вы думаете, что подавали к чаю? (разные варенья,сахар кусочками,сухари, сушки, бублики)

И конечно, в Туле не обойтись без пряника.

- Кто печет пряники? (кондитеры, пекари)

Пряники пекут кондитеры на каких фабриках? (на кондитерских фабриках). У тульских мастеров есть свой собственный рецепт этого изделия.

Слова-признаки

- И получаются пряники какие?

Пряник - медовый, душистый, ароматный, вкусный, фруктовый, сладкий.

А еще они бывают какие? Пряники - Тульские, подарочные, разные.

Пряники делают разных форм, для каждого дня и в подарок. Все о пряниках можно узнать в Музее Тульского пряника, который находится в Зареченском районе г. Тулы (показ фото). А я вас хочу угостить настоящим тульским пряником, его вы съедите с чаем после занятия.

6. Тульская гармонь

Ну а какой же русский праздник без этого предмета (показываю на сундучок). Послушайте загадку:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

(подсказываю в случае затруднений имитацию движения рук - будто растягиваю гармонь при игре)

гармошка

- Кто из вас знает, что такое гармонь? (ответы детей)

Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у люди много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок для правой и левой руки (однорядки). А тульский конструктор Белобородов придумал гармонь двухрядку. Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков. Гармони можно посмотреть в музее Николая Ивановича Белобородова (рассматривание фотографий)

Слова-признаки

- Какая я же гармонь? - Тульская, веселая, задорная, двухрядная, музыкальная, старинная, музейная, рабочая, сломанная.

7. Семейка слов. Родственные слова

(Предварительная работа по ознакомлению с родственными словами начиналась еще в средней группе, когда детям предлагалась такая история. "Однажды люди уронили в землю слово, а оно проросло и превратилось в деревце, появились новые побеги- слова. Все они были так похожи между собой, как родственники в одной семье, что люди их так и прозвали - "родственные слова". На доске размещаю "Дерево слов". Дети уронила я слово "самовар", какие же новые слова появились?

Самовар - самоварчик - самоварный - самоварщик.

Пряник - пряничек - пряничный - пряничник.

Гармонь - гармонный - гармошечка - гармонист.

Мастер - мастерская - мастерица - мастерок - мастерить.

8. Работа с пазлами

- А сейчас я приглашаю вас в "мастерскую" по изготовлению самоваров. Каждый из вас сложит сейчас из пазлов картинку и мы еще раз полюбуемся на самовары.

III. Итог занятия.

Логопед: С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились?

- Где производят самые известные самовары?

- Как можно в современной жизни использовать самовар?

- Где можно познакомится с историей самоваров, гармоней, пряников.

- Мы, туляки, что должны делать, чтобы наш город- мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться)

Публикации по теме:

Краеведение. «Исторические и памятные места Тульского края» "С чего начинается Родина?" Каждый человек по-своему отвечает на этот вопрос. Для меня Родина начинается с места, где я родилась. А родилась.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 11:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...