Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»

Татьяна Абрамова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони - баяна. Развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

Словарь: самовар, самоварная столица, пряник, гармонь, мастера, умельцы, сувенир, музей; умелый, древний, старый; прославлять, гордиться, трудиться

Оборудование: волшебный сундучок, самовары (деревянный, подарочный "Ясная поляна", расписной в стиле "хохлома", альбомы с открытками - экспозиции музея самоваров, музея Белобородова, музея Тульского пряника, Тульский пряник, пазлы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Тула- город герой!

Тула мой город родной.

Хоть не велик, как Москва,

Но у него своя краса.

II. Знакомство с новым материалом. Беседа.

Мы продолжаем разговор о Туле, нашем родном городе. Чем славится наш город? (традициями, обычаями, мастерами). С какими мастерами мы уже с вами знакомы? (с оружейниками). Правильно. Но есть и другие, которые прославили Тулу на весь мир.

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете,

что же это такое.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Правильно, это русский самовар.

- Как вы думаете, для чего нужнен самовар? (кипятить воду и пить чай).

- Почему так назвали этот предмет? Как произошло само слово "самовар"? (сам варит)

Самовар предназначен для разогрева воды. С помошью небольших щепочек, угольков и даже шишек его растапливали,вода быстро закипала и долго оставалась горячей. Самовары делали разнообразной формы: круглыми, в виде цилиндра, конуса, даже квадратными. А для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).

- А в наше время люди пользуются самоварами? (ответы детей)

В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).

Давным-давно почти в каждом городе были свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! (просмотр фотографий)

Во всем мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.

3. Слова-признаки

Какие слова вы можете придумать, чтобы рассказать о самоваре?

Самовар (какой) - пузатый, Тульский, медный, расписной, сувенирный, электрический, тяжелый, горячий.

4. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим, Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова, Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть. Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире, Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

5. Тульский пряник.

Дети, наши предки, в отличие от нас, пили чай не из стаканов и чашек, как мы, а наливали его в блюдце, держа его за донышко.

- Как вы думаете, что подавали к чаю? (разные варенья,сахар кусочками,сухари, сушки, бублики)

И конечно, в Туле не обойтись без пряника.

- Кто печет пряники? (кондитеры, пекари)

Пряники пекут кондитеры на каких фабриках? (на кондитерских фабриках). У тульских мастеров есть свой собственный рецепт этого изделия.

Слова-признаки

- И получаются пряники какие?

Пряник - медовый, душистый, ароматный, вкусный, фруктовый, сладкий.

А еще они бывают какие? Пряники - Тульские, подарочные, разные.

Пряники делают разных форм, для каждого дня и в подарок. Все о пряниках можно узнать в Музее Тульского пряника, который находится в Зареченском районе г. Тулы (показ фото). А я вас хочу угостить настоящим тульским пряником, его вы съедите с чаем после занятия.

6. Тульская гармонь

Ну а какой же русский праздник без этого предмета (показываю на сундучок). Послушайте загадку:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

(подсказываю в случае затруднений имитацию движения рук - будто растягиваю гармонь при игре)

гармошка

- Кто из вас знает, что такое гармонь? (ответы детей)

Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у люди много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок для правой и левой руки (однорядки). А тульский конструктор Белобородов придумал гармонь двухрядку. Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков. Гармони можно посмотреть в музее Николая Ивановича Белобородова (рассматривание фотографий)

Слова-признаки

- Какая я же гармонь? - Тульская, веселая, задорная, двухрядная, музыкальная, старинная, музейная, рабочая, сломанная.

7. Семейка слов. Родственные слова

(Предварительная работа по ознакомлению с родственными словами начиналась еще в средней группе, когда детям предлагалась такая история. "Однажды люди уронили в землю слово, а оно проросло и превратилось в деревце, появились новые побеги- слова. Все они были так похожи между собой, как родственники в одной семье, что люди их так и прозвали - "родственные слова". На доске размещаю "Дерево слов". Дети уронила я слово "самовар", какие же новые слова появились?

Самовар - самоварчик - самоварный - самоварщик.

Пряник - пряничек - пряничный - пряничник.

Гармонь - гармонный - гармошечка - гармонист.

Мастер - мастерская - мастерица - мастерок - мастерить.

8. Работа с пазлами

- А сейчас я приглашаю вас в "мастерскую" по изготовлению самоваров. Каждый из вас сложит сейчас из пазлов картинку и мы еще раз полюбуемся на самовары.

III. Итог занятия.

Логопед: С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились?

- Где производят самые известные самовары?

- Как можно в современной жизни использовать самовар?

- Где можно познакомится с историей самоваров, гармоней, пряников.

- Мы, туляки, что должны делать, чтобы наш город- мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться)

Публикации по теме:

Краеведение. «Исторические и памятные места Тульского края» "С чего начинается Родина?" Каждый человек по-своему отвечает на этот вопрос. Для меня Родина начинается с места, где я родилась. А родилась.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 11:04
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....