Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»

Наталья Волкова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»

Тема занятия: Расширение семантического поля слова «снег» - «Снежные родственники»

Цели:

Коррекционно – образовательные задачи:

• формирование и расширение семантического поля слова «снег», развитие валентности слов;

• формирование словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи;

• уточнять и обогащать словарь по теме «Зима» в процессе формирования семантического поля слова «снег»;

• введение в речь синонимов и антонимов, слов с переносным значением;

• совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных);

• дать понятие орфограммы «чередование согласных в корне слова»;

• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложносочиненные предложения с союзом а);

расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов, сходных внешними семантическими характеристиками;

• учить выбирать родственные слова из потока слов;

Коррекционно – развивающие задачи:

• формировать динамическую организацию двигательного акта («кинезиология»): координацию, переключаемость движений;

• активизировать фонационный выдох;

• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление;

• развивать фонематическое восприятие;

• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;

Воспитательные задачи:

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;

• совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;

• воспитывать навыки культуры поведения.

Ход занятия

Организационный момент

• Общее расслабление (под мелодию «Новогодняя сказка»)

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Открывайте глазки,

Мы оказались в сказке!

Основная часть

Логопед: Здравствуйте, детишки! Вы меня узнали? (логопед в костюме Снегурочки). Я пришла к вам по поручению Деда Мороза: он просит вас не забывать о нем, быть вам веселыми в новом году и здоровыми. Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном зимнем явлении природы, отгадайте о чем пойдет речь:

Пухом землю замело –

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

ИЛИ: Белое покрывало всю землю укрыло.

- Молодцы! Это снег! Мы с вами вспомним не только о снеге, но и о всех его родственниках – словах, очень похожих на слово «снег». Этими родственными словами мы укроем от морозов вот это дерево, назовем его «родственное дерево», у корней которого мы поставим самое главное слово в этой «снежной семье»слово «снег».

• Подбор слов-признаков к слову снег.

Ребята, вы видите снег каждый день на улице. А какой он? Давайте опишем его с помощью слов-признаков (холодный, сыпучий, белый, чистый, липкий, мягкий, пушистый, колючий, скрипучий).

• Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра: «А что вчера»

Сегодня снег блестит, а вчера. тоже блестел.

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идёт, а вчера.

Игра «Закончи предложение» (изменение существительного снег по падежам)

Зимой часто идет … (снег)

А летом не бывает … (снега)

Все дети зимой рады … (снегу)

За окном мы видим … (снег)

Зима богата … (снегом)

Летом мы мечтаем … снеге).

Игра «Сравни и объясни»: снег идет, человек идет, часы идут.

Игра «Что общего у предметов»: снег, сметана, сахар, мел, молоко.

Как вы думаете, а мое имя - родственное слову «снег»? Почему? Давайте поместим это имя на ветках дерева.

Логопед: А что такое снег? Из чего же он состоит, угадайте.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь – вода в руке,

Так похожа на пушинку,

А зовут ее …. (снежинка)

(слово «снежинка» ставим на дерево)

• Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

• Прием рисования двумя руками одновременно

- А теперь давайте нарисуем снежинки, падающие с неба на листе бумаги, но рисовать будем не обычно, а двумя руками одновременно.

Дети рисуют, листок закреплен на столе.

- Какие снежинки у вас получились? Какие получились снежинки, нарисованные правой рукой? Левой рукой? (Они отличаются, разные). Люди, которые изучали снежинки, утверждают, что они все разные и одинаковых нет.

Логопед: Скажите, а как ласково назвать снег? (Снежок). А еще что называют снежком? (маленькие комья, вылепленные из снега). А вы любите играть в снежки? Давайте сыграем.

• Развитие мелкой моторики.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Логопед: Чем любят заниматься дети на улице зимой? (кататься на санках, лепить снеговика)

- Из чего сделан снеговик? (из снега) (Поставить слово «снеговик»). Снеговик на слайде.

• Игра «Что забыл нарисовать художник?» (упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи)

Логопед: Какой же ты красивый снеговик.

Снеговик (звучит голос): Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев-снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помогите, пожалуйста, художнику – дорисуйте моих братьев-снеговичков.

Логопед: Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед дарит эти картинки Снеговику.)

Снеговик: Спасибо, ребята. Теперь мои братья тоже очень симпатичные. До встречи!

Логопед: До свидания, Снеговик. А теперь давайте отдохнем.

• Физкультминутка. «Снежинки».

Снежинки пуховые,

Веселые, живые! Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном Кружиться.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

(А. Липецкий) Присесть.

Логопед: Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Это слово прикрепляет логопед.

- Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает). А давайте еще поиграем в такую игру.

• Игра «Объясни слово» (с помощью картинок)

Снегоход

Снегоуборка

Снегоочиститель

Снегопогрузчик

Снегомер

Снегоступы

• Игра «Подбери слово»

- Что еще бывает снежным?

Снежный … (ком, дом, дворец)

Снежная … (зима, баба)

Снежное … (покрывало, небо)

Снежные … (дни, вершины, дороги, узоры)

• Игра «Четвертый лишний»

На доске картинки: лебедь, утка, снегирь, журавль.

«Лишнее» слово – снегирь, потому что это зимующая птица, остальные – перелетные.

- Какое слово спряталось в названии этой птицы? (снег)

Слово СНЕГИРЬ помещаем на «дерево».

- Вспомните первый весенний цветок, который тоже родственник слову снег? (ПОДСНЕЖНИК).

- Когда он появляется? (Появляется он тогда, когда снег еще весь не растаял, под снегом начинает распускаться).

- Да, он появляется под снегом, поэтому называется ПОДСНЕЖНИК.

Выставляется слово.

- Если зимой очень много снега, то зима какая? (снежная)

Карточка со словом СНЕЖНЫЙ выставляется на «Словесное дерево».

• Наблюдение за процессом чередования согласных Г-Ж в корне слов.

- Посмотрите на все эти слова на «дереве». Какое одинаковое слово есть у всех «родственников»? (слово снег, а в некоторых словах - снеж)

- Чем отличаются слова «снег» и «снеж»? (звуками Г и Ж)

- Да, в некоторых словах звук Г превращается в звук Ж.

- Назовите слова, в которых оно звучит как «снеж». (снежинка, снежок, снежный, подснежник).

- В каких словах звучи «снег»? (снеговик, снегопад, снегурочка).

Итог занятия.

• Игра «Доскажи словечко»

Логопед: Давайте еще раз вспомним, с какими «родственниками» слова снег мы сегодня познакомились

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: «Зимние воспоминания в подарок», в старшей группе для детей с ОНРКонспект занятия по развитию связной речи на тему: «Зимние воспоминания в подарок», в старшей группе для детей с ОНР Программное содержание Коррекционно – образовательные задачи: • закрепить представления детей о зиме и ее приметах • уточнить и активизировать.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Русские народные сказки
  • Найди отличия
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 20:07
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...