Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»

Наталья Волкова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»

Тема занятия : Расширение семантического поля слова «снег» - «Снежные родственники»

Цели:

Коррекционно – образовательные задачи:

• формирование и расширение семантического поля слова «снег», развитие валентности слов;

• формирование словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи;

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова „Снег“» размещена в разделах

• уточнять и обогащать словарь по теме «Зима» в процессе формирования семантического поля слова «снег»;

• введение в речь синонимов и антонимов, слов с переносным значением;

• совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных);

• дать понятие орфограммы «чередование согласных в корне слова»;

• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложносочиненные предложения с союзом а);

расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов, сходных внешними семантическими характеристиками;

• учить выбирать родственные слова из потока слов;

Коррекционно – развивающие задачи:

• формировать динамическую организацию двигательного акта («кинезиология») : координацию, переключаемость движений;

• активизировать фонационный выдох;

совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление;

• развивать фонематическое восприятие;

• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;

Воспитательные задачи:

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;

• совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;

• воспитывать навыки культуры поведения.

Ход занятия

Организационный момент

• Общее расслабление (под мелодию «Новогодняя сказка»)

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Открывайте глазки,

Мы оказались в сказке!

Основная часть

Логопед : Здравствуйте, детишки! Вы меня узнали? (логопед в костюме Снегурочки). Я пришла к вам по поручению Деда Мороза: он просит вас не забывать о нем, быть вам веселыми в новом году и здоровыми. Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном зимнем явлении природы, отгадайте о чем пойдет речь:

Пухом землю замело –

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

ИЛИ: Белое покрывало всю землю укрыло.

- Молодцы! Это снег! Мы с вами вспомним не только о снеге, но и о всех его родственниках – словах, очень похожих на слово «снег». Этими родственными словами мы укроем от морозов вот это дерево, назовем его «родственное дерево», у корней которого мы поставим самое главное слово в этой «снежной семье»слово «снег».

• Подбор слов-признаков к слову снег.

Ребята, вы видите снег каждый день на улице. А какой он? Давайте опишем его с помощью слов-признаков (холодный, сыпучий, белый, чистый, липкий, мягкий, пушистый, колючий, скрипучий).

• Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра: «А что вчера»

Сегодня снег блестит, а вчера. тоже блестел.

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идёт, а вчера.

Игра «Закончи предложение» (изменение существительного снег по падежам)

Зимой часто идет … (снег)

А летом не бывает … (снега)

Все дети зимой рады … (снегу)

За окном мы видим … (снег)

Зима богата(снегом)

Летом мы мечтаем … снеге).

Игра «Сравни и объясни» : снег идет, человек идет, часы идут.

Игра «Что общего у предметов» : снег, сметана, сахар, мел, молоко.

Как вы думаете, а мое имя - родственное слову «снег»? Почему? Давайте поместим это имя на ветках дерева.

Логопед : А что такое снег? Из чего же он состоит, угадайте.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь – вода в руке,

Так похожа на пушинку,

А зовут ее …. (снежинка)

(слово «снежинка» ставим на дерево)

• Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

• Прием рисования двумя руками одновременно

- А теперь давайте нарисуем снежинки, падающие с неба на листе бумаги, но рисовать будем не обычно, а двумя руками одновременно.

Дети рисуют, листок закреплен на столе.

- Какие снежинки у вас получились? Какие получились снежинки, нарисованные правой рукой? Левой рукой? (Они отличаются, разные). Люди, которые изучали снежинки, утверждают, что они все разные и одинаковых нет.

Логопед : Скажите, а как ласково назвать снег? (Снежок). А еще что называют снежком? (маленькие комья, вылепленные из снега). А вы любите играть в снежки? Давайте сыграем.

• Развитие мелкой моторики.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Логопед : Чем любят заниматься дети на улице зимой? (кататься на санках, лепить снеговика)

- Из чего сделан снеговик? (из снега) (Поставить слово «снеговик»). Снеговик на слайде.

• Игра «Что забыл нарисовать художник?» (упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи)

Логопед : Какой же ты красивый снеговик.

Снеговик (звучит голос) : Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев-снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помогите, пожалуйста, художнику – дорисуйте моих братьев-снеговичков.

Логопед : Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед дарит эти картинки Снеговику.)

Снеговик : Спасибо, ребята. Теперь мои братья тоже очень симпатичные. До встречи!

Логопед : До свидания, Снеговик. А теперь давайте отдохнем.

• Физкультминутка. «Снежинки».

Снежинки пуховые,

Веселые, живые! Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном Кружиться.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

(А. Липецкий) Присесть.

Логопед : Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Это слово прикрепляет логопед.

- Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает). А давайте еще поиграем в такую игру.

• Игра «Объясни слово» (с помощью картинок)

Снегоход

Снегоуборка

Снегоочиститель

Снегопогрузчик

Снегомер

Снегоступы

• Игра «Подбери слово»

- Что еще бывает снежным?

Снежный … (ком, дом, дворец)

Снежная … (зима, баба)

Снежное … (покрывало, небо)

Снежные … (дни, вершины, дороги, узоры)

• Игра «Четвертый лишний»

На доске картинки: лебедь, утка, снегирь, журавль.

«Лишнее» слово – снегирь, потому что это зимующая птица, остальные – перелетные.

- Какое слово спряталось в названии этой птицы? (снег)

Слово СНЕГИРЬ помещаем на «дерево».

- Вспомните первый весенний цветок, который тоже родственник слову снег? (ПОДСНЕЖНИК).

- Когда он появляется? (Появляется он тогда, когда снег еще весь не растаял, под снегом начинает распускаться).

- Да, он появляется под снегом, поэтому называется ПОДСНЕЖНИК.

Выставляется слово.

- Если зимой очень много снега, то зима какая? (снежная)

Карточка со словом СНЕЖНЫЙ выставляется на «Словесное дерево».

• Наблюдение за процессом чередования согласных Г-Ж в корне слов.

- Посмотрите на все эти слова на «дереве». Какое одинаковое слово есть у всех «родственников»? (слово снег, а в некоторых словах - снеж)

- Чем отличаются слова «снег» и «снеж»? (звуками Г и Ж)

- Да, в некоторых словах звук Г превращается в звук Ж.

- Назовите слова, в которых оно звучит как «снеж». (снежинка, снежок, снежный, подснежник).

- В каких словах звучи «снег»? (снеговик, снегопад, снегурочка).

Итог занятия.

• Игра «Доскажи словечко»

Логопед : Давайте еще раз вспомним, с какими «родственниками» слова снег мы сегодня познакомились

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: «Зимние воспоминания в подарок», в старшей группе для детей с ОНРКонспект занятия по развитию связной речи на тему: «Зимние воспоминания в подарок», в старшей группе для детей с ОНР Программное содержание Коррекционно – образовательные задачи: • закрепить представления детей о зиме и ее приметах • уточнить и активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по расширению семантического поля слова «Снег»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 20:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД