МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Кубанская златокудрая осень»

Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Кубанская златокудрая осень»

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме :

«Кубанская злотокудрая осень».

Учитель-логопед Толстик Л. А.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных осо-бенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе). Совер-шенствование навыков слогового анализа слов. Познакомить с механизмом образования звука У. Знакомство с буквой У.

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Кубанская златокудрая осень“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, репродукции картин русских художников, изображение феи Осень, бумажные листья с предметами: утюг, улитка, утка, паук, туфли), контейнеры с фишками для анализа предложений, палочки Кьюзенера.

Предварительная работа. Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый. Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим. Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики, разучивание стихов об осени, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами. ]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Ребята, сегодня утром я спешила к вам как вдруг по пути встретила знаете кого?

Ответы детей.

Я встретила саму фею Осень. (показывает «фотографию» Осени). Она то же собиралась к вам в гости, но получила сообщение из осеннего леса, в которой лесные жители просили ее срочно вернуться к лес, но она передала мне свою волшебную корзинку с интересными заданиями для вас, и пообещала, что будет наблюдать за вами по интернету и если мы быстро и правильно ответим на все ее вопросы и правильно выполним задания, то в подарок получим какой-то осенний подарок. Хотите поиграть и показать фее Осени какие вы умные, самостоятельные и трудолюбивые дети.

Логопед достает из корзинки записку с заданием от Осени.

Задание № 1:

Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1- й ребенок. Березка.

2- й ребенок. Дубок.

3- й ребенок. Тополек.

4- й ребенок. Осинка.

Дети выполняют задание Осени и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы. Вы справились с первым заданием отлично. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами поиграем и будем выполнять задания феи Осень и, конечно же, они будут о ней, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень).Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).]

Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Задание №2

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1- й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2- й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3- й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью.

Логопед включает презентацию «Золотая осень»

Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Ольга Николаевна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?

Дети. Утром на улице был туман.

Логопед. Расскажите, каким он был.

Дети. Туман был густым, белым, плотным, сырым.

Логопед. Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

Логопед. Величава и красива в любое время года наша Кубань,

Но осенью особо хороша, так и поет русская душа!

Кубанская златокудрая осенькрасавица воодушевила поэтов на создание прекрасных стихов. Послушайте стихотворение об осени кубанских поэтов

Александр Ляпин "Осень "

Тополя пожелтели, пожелтели берёзы,

И до пят распустили ивы жёлтые косы,

Гребешок - ветерок чешет голову клёна,

Как огонь, полыхает его пышная крона.

Пахнет сеном и хлебом, пахнет дымом под

вечер

Холодком потянуло от извилистых речек.

Опустели сада, и поля почернели,

И счастливые свадьбы во всю загремели,

Зачастили туманы, стали длинными ночи,

В край любимый пришла раскрасавица осень.

3. Упражнение «Периоды осени». [Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи. ]

Логопед смахивает листья в корзинку и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

Задание №3

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой — золотая осень, на которой — поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Ленту-лов изобразил золотую осень, а картина В. Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1- й р е б е н о к. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2- й р е б е н о к. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

3- й р е б е н о к. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!

4. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]

Логопед приглашает детей пройти к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях. При выборе упражнений следует учитывать этиологию и патогенез речевых нарушений, а также рекомендации невролога, ведущего детей.

5. Подвижное упражнение «Туман».[Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи. ]

Туман повис клокамиСидят на корточках, выполняют ритмичные

в саду и во дворе. удары ребром ладони и кулачками по полу.

Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают кулаки.

решил я на заре.

Я взял его ладошкой Медленно крепко сжимать кулак

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он, как кошка. «Бегут» пальчиками по полу

Он взял. и убежал.

Висит туман над речкойВстают, поднимают руки и качают ими из

и дышит, как живой, стороны в сторону

Как белая овечкаСмыкают руки над головой

с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове. Показывают «рожки».

Но поутру остались лишь каплиВыполняют ритмичные

На траве … прыжки на носочках.

Н. Нищева

6. Упражнение «Осенний дождь».[Развитие навыка слогового анализа слов. Работа над слоговой структурой слова (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом).]

Логопед предлагает детям остаться на ковре.

Задание №4

Логопед. А теперь представьте, что пошел осенний дождь. Я буду прохлопывать ритм дождевых капель, а вы будете подбирать слова по теме «Осень» с заданным количеством слогов.

Логопед хлопает два раза, три раза, один раз. Дети подбирают слова.

Логопед. Отлично. А теперь вы прохлопайте слово ненастье.

Дети выполняют задание.

Логопед. И наконец, прохлопайте слово листопад.

Дети выполняют и это задание.

Логопед. Молодцы! А у нас тоже начался листопад.

Логопед разбрасывает разноцветные бумажные листья с написанными на них предложениями.

7. Упражнение «Листопад».[ Развитие фонематического слуха)

Дыхательные и голосовые упражнения

Логопед. Вот налетел осенний ветер (логопед вместе с детьми дует глубоко вдыхая через нос и с силой выдыхая через рот) и разбросал по земле разноцветные листочки. Поднимите, пожалуйста, по одному листочку и назовите предметы, которые изображены в них.

Дети. Паук. Ухо. Утка. Утюг. Туфли. Улитка.

Логопед. Какой звук вы слышите во всех этих словах?

Дети. У.

Логопед. Вспомните и скажите, какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные.

Логопед. Произнесите длительно на одном выдохе звукУ

Изобразите завывание осеннего ветра : у-у-у-у-у-у… громко (сильный ветер, тихо (слабый ветер).

Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Вспомните, какого цвета значок обозначающий гласные звуки (и буквы?

Характеристика звука У. Звук гласный – воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.

8. Соотношение звука с буквой

У – сучок,

В любом лесу, ты увидишь букву У.

Посмотрите на букву У, на что (кого) она похожа?

Дети. На улитку. На сучок и т. д.

Логопед. В какую сторону «смотрит» буква У?

Дети. Она смотрит в левую сторону.

Логопед. Выложите букву У из палочек. (Палочки Кьюзенера).

9. Звуковой анализ и синтез слогов :

- Выложите на звуковой линейке схемы слогов : УТ, УП, УК

- Звуковой анализ слова СУК

- Составьте предложения со словами ан звук У.

- Разделите предложение на слова.

-Выложите графическую схему предложения из палочек.

-Напечатайте У на магнитной доске волшебным маркером.

10. Окончание занятия

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие по заданиям феи Осени. Но вот, посмотрите, я получила СМС сообщение от феи: «Молодцы, Непоседы, вы выполнили все мои задания и очень меня порадовали своими ответами. Вы были самостоятельными, инициативными и активными в своей работе по выполнению моих таких сложных заданий. И сейчас тому, кто назовет одну из примет осени и слово, которое начинается на У Людмила Анатольевна от моего имени наградит вас за старания».

Дети подводят итог занятия, о чем говорили, какие задания выполняли вспоминают приметы осени и вспоминают слова на У.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: - дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; - формировать навыки.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Космос» Задачи: -Продолжать работу по обогащению словаря, активизировать лексический запас по теме «Космос». -Развивать умение составлять предложения,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Посуда» «Федорино горе» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)». Цель: формирование лексико-грамматических средств.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук [Т] и буква Т» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Т». Образовательные задачи: - Уточнить характеристику.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Что мы Родиной зовем?» Цель: составление творческого рассказа по рисункам детей Задачи: -закреплять навык составления рассуждения; - закреплять навык составления.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Кубанская златокудрая осень»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 18:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД