МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. У нас в гостях щенок Кузя»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. У нас в гостях щенок Кузя»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звука [к].

• Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза.

• Уточнять, активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние животные».

• Продолжать учить использовать предлог «к» в составе простого предложения.

• Учить изменению числа глагола первого лица

Корекционно-развивающие:

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, стереогноз, мышление, конструктивный праксис.

• Способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук, развитию общей и пальчиковой моторики.

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Звук [К], У нас в гостях щенок Кузя“» размещена в разделах

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.

Материал:

Игрушка-собака, красочная коробка («сказочный лифт»); конверт; изображения предметов, разрезанные на 2 части; тренажёр - «пальчиковый бассейн» из фасоли; игрушки и предметные картинки, имеющие звук [к] в названии; схема-профиль артикуляции звука [к]; схема описания звуков, символы изучаемого звука (картинки с изображением капли, игрушечного пистолетика, туфельки с каблучком, кота с зонтом; флажки синего цвета по количеству детей с картинками («кот», «носок», «окно», «цветок», «кость», «индюк»); цветные зонтики из картона, камни «Марблс» (по 7-8 штук на ребёнка); мешочек из ткани; материал «схема слова» (на каждого ребёнка, графическая схема предлога «к»; карточки с буквами «К», «У», «А»; карточки с заданием «Сломанные буквы»; простые карандаши; кассы букв (по количеству детей).

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса. Постановка цели занятия.

Дети сидят за столами.

Логопед: «Ребята, посмотрите, какой красивый конвертик у меня в руках. Сейчас я достану из него для каждого из вас часть картинки. Внимательно посмотрите на неё. Кто узнал предмет по его части? (ответы детей). А вторую половинку я положу на поднос, найдите и возьмите её». Логопед подходит к детям с подносом, на котором разложены части изображений. «Попробуйте составить целую картинку. У кого что получилось?» Дети составляют картинки и называют их (коза, колобок, сок, кактус, кубик, мешок).

Логопед: «Эти картинки в конверте – подарок от нашего гостя. Хотите с ним познакомиться? Но сначала нужно определить: какой звук слышится в названии каждой картинки». Логопед произносит слова, интонационно выделяя звук [к]. После этого дети определяют общий звук во всех словах.

Логопед обращает внимание детей на яркую коробку – «сказочный лифт»: «Пришло время узнать, кто же сегодня к нам прилетел в гости из сказочной страны. Отгадайте загадку:

«Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк». Дети отгадывают загадку. Логопед достаёт из «сказочного лифта» игрушку: «Это пёс Кузя. В городе звуков на его улице все жители любят звук – [к] и всё время произносят его и слова с ним. Кузя ещё маленький, но он тоже хочет научиться хорошо его произносить и знать о звуке [к] как можно больше. Ведь даже имя его начинается с [к]. Давайте сегодня вместе с ним будем слушать, и, конечно же, правильно произносить звук «К» вместе с Кузей. Вы согласны?

II. Характеристика звука [к] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед произносит звук [к]: «Ребята, что напоминает вам этот звук?»

Дети высказывают свои мнения о сходстве звука [к] со звуками окружающего мира (капли дождя падают, каблучки стучат и др.). Логопед ставит на доску символы звуков (картинки с изображением капли, туфельки с каблучком).

Логопед: «Молодцы, ребята, а Кузя принёс вот такую картинку и сказал: «У моего друга Котофея есть зонт. Когда дождь капает на него, я всегда слышу: «К! К! К!»

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Произнесите [к] (покажите, как капают капли дождя): что делают ваши губки, зубки, язычок, когда вы произносите этот звук? Работает ли горлышко?» Дети высказывают мнения.

Логопед обобщает, показывая детям схему-профиль артикуляции звука «К»: «Когда мы произносим звук «к», язычок глубоко во рту стучит по нёбу; воздух с силой вырывается наружу. Голосовые связки не работают. Звук «К» – согласный, глухой, твёрдый». Дети выбирают символ звука – изображение синего домика.

III. Произношение звука [К] в слогах.

Логопед: «Ребята. Кузя так обрадовался, что уже знает много интересного о своём любимом звуке, что хочет его произносить как можно больше. Давайте и мы вместе с ним поговорим! Повторяйте за Кузей!

КО-КО-КУ

КА-КУ-КА

КУ-КУ-КЫ

КУ-КЫ-КО

КУ-КО-КА

КЫ-КУ-КО

IV. Выделение звука из потока согласных. Развитие ориентировки на собственном теле. Игра «Помаши Кузе флажком».

Логопед: «Ребята, а Кузя принёс нам свои игрушки. Хотите с ними поиграть? Смотрите, какие флажки! Давайте поиграем с ними и научим Кузю слушать звук [к]. Итак, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите [к], сразу же помашите нашему гостю [к] флажком. Сначала возьмём флажок в правую руку». Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, н, к, т, н, б, т, к, п, к, к, н, д, н, в». После этого упражнение выполняется левой рукой.

V. Выделение звука на фоне слова. Развитие пальчиковой моторики, слуховой памяти. Игра «Зонтики и дождик».

Логопед: «Ребята, а ещё Кузя принёс нам свои яркие зонтики! А вот и капельки дождя (логопед вынимает из коробки и раздаёт детям материал к игре). Он хочет, чтобы мы с ними поиграли. Мы будем играть и, заодно научим Кузю слышать звук [к] в словах. Итак, когда услышите слово со звуком [к], покажите, как капелька упала на зонтик». Логопед произносит слова, а дети выкладывают «капельки» на зонтики: «Кот, лес, собака, телёнок, диван, лимон, коза, корова, сова, щенок, вата». После выполнения задания подводится итог: «Сколько слов со звуком [к] вы услышали? Назовите эти слова. Кого мы называли?». Дети определяют количество слов по количеству капелек, припоминают слова, в которых встречается звук [к], обобщают (называли домашних животных и их детёнышей).

VI. Развитие фонематических представлений. Развитие пальчиковой моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук. Развитие памяти.

Логопед: «Ребята, давайте и мы дадим Кузе поиграть нашими игрушками. Но ему нужны только те игрушки, в названии которых встречается звук [к]. Давайте найдём их. Они спрятаны в бассейне с фасолью» (показ). Дети ищут в «пальчиковом бассейне» из фасоли игрушки для щенка, объясняют свой выбор: «В слове «кот», мы слышим звук [к]». Кузя «собирает» все игрушки в мешочек (кот, щенок, корова, козлик, кубик, колокольчик).

Логопед: «А кто помнит, какие игрушки у Кузи в мешочке?» Дети припоминают названия игрушек.

Примечание. «Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6 -8 см.

VII. Формирование навыков позиционного анализа.

Логопед: «Ребята, а давайте научим Кузю угадывать, где находится его любимый звук в словах: в начале, в средине или в конце. Посмотрите внимательно на Кузины флажки. На каждом флажке картинка, в названии которой есть звук [к]. Назовите свою картинку и обозначьте с помощью схемы место звука в этом слове». Дети называют картинку, составляют схему и рассказывают Кузе о том, где находится изучаемый звук в её названии: «В слове «цветок» звук [к] находится в конце».

VIII. Развитие общей моторики, зрительного внимания. Игра «Запретное движение».

Логопед: «Давайте научим Кузю играть в игру «Запретное движение» и отдохнём вместе с ним». Логопед предлагает детям повторять за ним все движения, кроме одного: нельзя ставить руки на пояс. Затем вводится ещё одно запретное движение: нельзя ставить руки на пояс и поднимать вверх.

IX. Развитие грамматического строя речи. Произношение звука "к" в предложениях.

1). Обучению изменению числа глагола первого лица. Развитие общей моторики. Игра «Я – мы».

Логопед: «А теперь Кузя хочет поиграть с нами в игру «Я – мы». Давайте встанем в круг. Сейчас Кузя будет показывать вам движения и говорить, что он делает. Но Кузя один, а вас много. Поэтому Вы ему отвечайте другими словами. Например, если Кузя скажет: «Я купаюсь в речке», то Вы ответьте: «Мы купаемся в речке» и изобразите это движением. Но будьте внимательны, потому что Кузя может вас перехитрить». Логопед изображает движения игрушкой, и, от имени героя произносит предложения с глаголом ед. числа:

Кузя: «Я качаю головой». Дети: «Мы качаем головами».

Кузя: «Я купаюсь в речке». Дети: «Мы купаемся в речке».

Кузя: «Я кушаю кашу». Дети: «Мы кушаем кашу».

Кузя: «Я машу лапкой». Дети должны заметить подвох

и ответить: Мы машем руками».

Кузя: «Я кружусь». Дети: «Мы кружимся».

Кузя: «Я качаюсь на качелях». Дети: «Мы качаемся на качелях».

Кузя: «Я копаю песок». Дети: «Мы копаем песок».

Кузя: «Я кусаюсь». Дети должны снова заметить подвох

и ответить: «Мы не кусаемся».

2). Составление предложений с предлогом «к».

Дети возвращаются за столы. Логопед: «К» - это звук. А Кузя сказал мне, что есть такое слово, которое состоит из одного звука «к». Вот такое маленькое слово. Вы ему верите?» Дети высказывают свои мнения. Кузя достаёт из коробки схему предлога «к» и картинки и показывает детям, как составлять предложение с этим маленьким словом. После этого логопед предлагает детям самостоятельно составить предложения по парам картинок с предлогом «к»: «Собака подошла к столу». «Кошка подкралась к цыплёнку». Кузя «радуется» (прыгает, когда дети правильно выполняют задание.

X. Развитие буквенного гнозиса. Игра «Сломанные буквы».

Логопед: «Ребята, а вы помните букву «К»? Мы с вами рассматривали её в прошлом году. Вот она (кладёт карточку с буквой на доску). Кузя похвастался тем, что умеет хорошо писать букву «К» и показывает детям «Кузины записи» (карточки с заданиями). Всё ли верно?». Дети рассматривают карточки и находят ошибки. После этого логопед предлагает им дорисовать буквы и снова отдать карточки Кузе.

XI. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Логопед: «Кузе стало грустно, он заскучал по дому. Послушайте, какую песенку он нам поёт: «УК» (тянет звук [у]). Кто сможет спеть эту песенку так же грустно?» Дети повторяют слог «УК».

Логопед: «Какой первый звук мы слышали в этой песенке? Какой был второй звук? Сколько всего звуков? Давайте выложим «УК» в наших кассах, прочитаем и покажем Кузе». Дети выкладывают в кассах слог «УК» по следам анализа.

Аналогично проводится работа со слогом «КА» (он произносится радостно – Кузе стало веселее, потому что ребята его порадовали). Проводится игровое упражнение «Живые звуки».

Логопед: «Ребята, а теперь давайте научим Кузю соединять звуки. Я буду называть звуки по отдельности, а вы – слитно (показ):

К, А___ КА

К, У___ КУ

К, О___ КО

XII. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Ребята, Кузя собирается домой – в сказочную страну, в город звуков. Как вы думаете, о чём он расскажет дома? Чему мы научили сегодня Кузю? В какие игры вам понравилось играть вместе с ним?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников, отмечая успехи каждого из них. Кузя «дарит» каждому ребёнку картинку-раскраску с изображением предмета со звуком [к] в названии, «просит» раскрасить её вечером и потом показать ему.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Знакомство с термином звук, гласный звук» Тема: «Знакомство с термином звук, гласный звук». Цель: познакомить детей с разными видами звуков: шумовые, звучание музыкальных инструментов,.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Йот» Тема: «Звук Йот». Цель: 1. Закрепить правильное произношение звука йот в слогах, словах, предложениях; 2. Упражнять в выделении гласного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. У нас в гостях щенок Кузя»
Опубликовано: 23 мая 2015 в 13:13
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД