Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»

Лада Павловская
Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»

Конспект логопедического занятия. Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р».

Цель:

• закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ»;

• закрепление образа буквы «Р»

Образовательные задачи:

• закрепление навыков четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ» в устной речи;

• закрепление навыков образования существительных И. п., мн. ч.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [Р], [Р’], буква „Р“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

• развитие фонематического и зрительного восприятия;

• развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;

• развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;

• развитие логического мышления.

Коррекционные задачи:

• совершенствование навыков аналитико- синтетической деятельности,

• закрепление графического изображения буквы «Р», профилактика дисграфии;

Воспитательные задачи:

• воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, контролировать поставленные звуки)

• воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: письмо от героя; картинки со звуком «Р»; зеркала; карточки для звукового анализа слов с квадратиками; изображение «театра» с окошками; буквы «А», «З», «Б», «У», «К», «А»; буква «Р»; карандаши; смайлики грустные и веселые; картинки с отгадками на звук «Р»; сюжетные картинки для составления предложений; картинки с героями (Пьеро, Буратино, Арлекин, Артемон, Мальвина).

Ход занятия:

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Кто- то бросил к нам в оконце

Вот такое письмецо

Может, это луч от солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- А вы, ребята, не знаете, от кого оно?

- Давайте его прочитаем!

- Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пьеро из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Случилось так, что злой Карабас Барабас обманом заманил нас к себе в театр. Он закрыл нас на большой замок и мы не можем оттуда выбраться. Этот замок с кодом. Пожалуйста, помогите разгадать этот код. Иначе мы никак не сможем от него убежать!

- Ребята, поможем Пьеро и его друзьям убежать от Карабаса Барабаса?

- Чтобы разгадать код замка, нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание, будет открываться одна буква. Если мы соберем все буквы, мы узнаем код замка и освободим героев сказки.

- Итак, первое задание. (Сообщение темы занятия)

- Посмотрите на картинки. Арбуз, ракета, ромашка, ведро, барабан, рыба.

- Какой звук есть во всех этих словах?

- Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания со звуком «Р».

- Давайте произнесем его!

- Что делают губы? (улыбаются)

- Где находится язык? (за верхними зубами)

- Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит)

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)

- Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду- язык)

- Звонкий или глухой? (звонкий, т. к. голос включен)

- Твердый или мягкий? (твердый)

- Каким цветом обозначаем твердые звуки? (синим)

- Молодцы, вы все рассказали о звуке «Р». Открывается первая буква «Б»

- Итак, второе задание.

- Для второго задания вам понадобятся карточки с квадратами и картинки- отгадки, которые лежат перед вами. Я буду загадывать загадки, у кого отгадка- тот выходит к доске. Нам нужно будет определить место звука «Р» в слове (в начале, в середине или в конце). Те, кто за столами, определяете место звука в слове и кладете квадрат на соответствующую карточку.

Золотые глазки, белые реснички.

Любят их люди, пчелки и птички.

Летом луга и поля украшают,

На лепестках их люди гадают.

(Ромашки) Крыльев нет, но эта птица

Полетит и приземлится. (Ракета)

Кто в речном песке живет,

Ходит задом наперед? (Рак)

Со мной в поход легко идти

Со мною весело в пути

И я крикун, и я буян

Я звонкий круглый …

(Барабан)

Красным глазом засияет

Нам идти не разрешает,

А зелёный глаз зажжёт –

Иди смело, пешеход!

(Светофор) В землю спряталась девица.

Из земли торчит косица.

Выдерну я ловко

Красную (Морковку)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей

Всем расскажет вам до срока

Белобокая … (Сорока) Он в лесу стоял

Никто его не брал

В красной шапке модной

Никуда не годный (Мухомор) Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

(Кран)

По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет.

(Ветер)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем.

(Роса)

Дети выполняют задание.

- Давайте составим схему слова «рак» : согласный твердый «Р», гласный звук «А», согласный твердый «К».

- Сколько всего звуков в слове? (три)

- Назовите первый звук, второй, третий!

- За второе задание открывается вторая буква «А».

- Третье задание

- Послушайте еще одну загадку!

- Кругла, да не мяч,

Желта, да не масло,

Сладка, да не сахар

С хвостом, да не мышь (репа)

- Какой первый звук в этом слове? (Характеристика звука)

- «РЬ»

- Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)

- Каким цветом будем обозначать его? (зеленым)

- А вот сейчас слушайте задание. Оно называется «Хлопни- топни»

- Если в слове услышите звук! «Р»- нужно хлопнуть в ладоши, если звук «Рь- топнуть ногой. Будьте внимательны! (ракета, матросы, треугольник, ребята, рыба, брюки, рана, приемник, радость, инструменты, электричка, рога)

- За третье задание открывается буква «У»

Физкультминутка

Буратино устал с друзьями сидеть на одном месте и решил размяться. Давайте и мы немного отдохнем.

-Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать!

-Четвертое задание «Твердый- мягкий»

- Перед вами карточки с картинками. Если в слове твердый звук «Р»- обводим синим карандашом, если мягкий звук «РЬ»- зеленым. А теперь обменяйтесь карточками и проверьте задание друг у друга. Если задание выполнено верно- наклейте веселого смайлика, если неверно- грустного.

- Открывается буква «З»

- Пятое задание «Один- много»

- Скажем так, чтобы предметов было много. Например, дверь- двери!

Мандарин- мандарины,

Гриб- грибы,

Снегирь- снегири,

Дерево- деревья,

Береза- березы,

Букварь- буквари,

Орех- орехи,

Репа- репы,

Рябина- рябины,

Пескарь- пескари,

Веревка- веревки

-Молодцы, открывается буква «А»!

- Шестое задание. Составление предложений.

- Арлекин так любит шутить, что перепутал все слова в предложении. Давайте скажем предложения правильно и запишем их.

Слушайте внимательно!

Рябина ест снегиря. (Снегирь ест рябину). Начинаем от точки на листе. Первое слово пишем с большой буквы. Между словами делаем пропуск- одну клетку. В конце предложения ставим точку. Сколько слов в предложении? Три. Назовите первое слово. (снегирь) Второе (ест). Третье (рябину).

Рыба ловит рыбака.

Грибы собирали ребят.

Карандаш рисует Ритой.

Телевизор включил старшую сестру.

Теплая земля пашет трактор.

- И с этим заданием мы справились. Открывается последняя буква

«К».

- Ребята, мы можем прочитать слово? Нет! Это проделки лисы Алисы и кота Базилио! Чтобы расколдовать слово, надо закрыть глаза и три раза произнести заклинание «Крекс- фекс- пекс».

- Вот и получилось кодовое слово- АЗБУКА. Мы смогли героям освободиться от злого Карабаса Барабаса. Вот они!

- Скажите, в имени каких героев есть звук «Р» (Арлекин, Буратино, Артемон, Пьеро)

- Звук «Р» мы сказали и его нет. А вот буква остается. Посмотрите, вот буква «ЭР». На карточке найдите все буквы «ЭР» и подчеркните их.

- Анализ.

-Ребята, с какими звуками мы сегодня работали («Р» и «РЬ»).

- Что понравилось вам на занятии?

- Какое задание было трудным?

- Спасибо вам, что вы помогли героям из сказки. На память они дарят вам свои портреты, которые вы можете раскрасить.

Публикации по теме:

Конспект занятия с презентацией «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф». Цель: знакомство со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф. Задачи: - способствовать формированию умения различать звуки [ф], [ф’]; - совершенствовать.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’] Буква Р» в подготовительной группе Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого.

Конспект логопедического занятия «Звуки [н]-[н’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки Н-НЬ» Цель: 1. Произношения и различение звуков Н-НЬ. 2. Знакомство с буквой Н. 3. Звуко0буквенный.

Конспект логопедического занятия «Звуки «[с]-[с’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «С-СЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков С-СЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия «Звуки [С]-[С’]. Буква «С» Конспект логопедического занятия. Тема: «Звуки [с] – [с’]. Буква С» Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с].

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль». Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно.

Конспект занятия «Полёт на Марс. Звуки [С] и [С’], буква С» ПОЛЁТ НА МАРС Тема: Звуки С и С', буква С. Цель: развитие звукового анализа и синтеза слова; определение наличия.

Конспект занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. Строчная буква б» Цель урока: формирование операций звукового анализа и синтеза; продолжать обучать детей навыкам правильного чтения, отвечать на вопросы.

Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н» Конспект занятия Звуки Н, Нь. Буква Н Цель: Закрепить навык чёткого произношения звуков "Н" "Нь". Развивать слуховое и зрительное внимание,.

План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Тема: «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д] – [Д’], буква Д». Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепить умение давать характеристику звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 20:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД