Конспект логопедической викторины в подготовительной речевой группе «Золотая осень»

Альфира Файзуллина
Конспект логопедической викторины в подготовительной речевой группе «Золотая осень»

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Логопедическая викторина для детей

подготовительной речевой группы

Цель. Обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи. Коррекционно-образовательные: активизировать и закрепить словарь на материале лексической темы «Осень»; продолжать учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать их в роде и падеже; развивать навыки звукового анализа и синтеза; учить внимательно слушать загадки и отгадывать их, продолжать развивать коммуникативные навыки, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику; творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, любознательность; формировать отзывчивость, желание прийти на помощь, умение работать в команде, уважение к партнёрам и соперникам по викторине.

Предварительная работа:

-экскурсия в осенний парк, наблюдение за сезонными изменениями в природе;

-беседы об осени;

-подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику:

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся», Г. Скребицкий «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадни-чек», В. Корабельников «Стаи птиц», «Семена-путешественники», Н. Сладков «Синичий запас», стихов А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Блока.

-отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;

-дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;

-работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;

-выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Участники мероприятия:

-дети подготовительной группы – 2 команды по 8 человек;

-учитель-логопед – ведущий;

-жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;

-родители, дети – зрители.

Материалы и оборудование:

Эмблемы команд «Капельки» и «Светлячки», 2 фланелеграфа, задания для каждой команды «С какого дерева лист», «Угости соседа», овощи и фрукты для игры «Угадай на вкус», дидактическая игра «Собери овощи и фрукты в корзинку», осенний букет, 3 стола, стулья по количеству детей.

Ход викторины

Логопед: - Здравствуйте, уважаемые гости, родители, члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.

- Встречаем наших участников: команда «Капельки», команда «Светлячки».

Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга.

Логопед: ***

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим –

Кто художник этот? …. (осень)

-Дорогие ребята! На занятиях вы узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. «Золотая осень» - тема нашей викторины. Игра будет увлекательной: мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

Команда «Капельки» - девиз команды:

Наша команда всегда впереди,

Лучше команды нигде не найти.

Команда «Светлячки» - девиз команды:

Девиз наш:

Дружба и успех!

Мы победим

Сегодня всех!

Логопед: -Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри, давайте все дружно поприветствуем их.

А теперь я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

Правила викторины:

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

Логопед: - Мы приступаем к нашей викторине.

1. Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды:

Осенью идут дожди? (да)

Осенью растут грибы? (да)

Жаркий ветер прилетает? (нет)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

Листья с клёнов облетают? (да)

Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды:

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто – часто льют дожди? (да)

Достаём мы сапоги? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну а что же надо делать –

Шорты-шляпки надевать? (нет)

Или лучше в тёплой куртке

Погулять по переулку? (да)

Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

Да?

Да!

(по материалам статьи «Викторины для дошкольников с нарушением речи», авторы Гордеева С. Е., Тумакова Н. А., Макаренко Л. Н., журнал «Логопед» №8, 2012 г.)

2. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?»

Листья жёлтые летят,

Словно зонтики кружат.

Ветер дунул: раз, два, три,

Оторвались от земли.

Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с деревом.

Дети с каждой команды подходят по очереди к логопеду, берут из корзинки лист (ветку, плод, называют и закрепляют магнитиком на соответствующем дереве.

3. Конкурс «Осенние стихи»

Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень»

Команда «Светлячки»

Альфир

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь?

Алсу

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый дуб,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Виолетта

День осенний так хорош!

Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет

Нам от осени привет!

Саша С.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик жёлтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Команда «Капельки»

Камилла

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла?

Ещё просит сердце света и тепла.

Айгуль

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Ильнар

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят….

Саша Л.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой,

Ты куда, листок? Постой.

Радмир

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки,

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

4. Конкурс пальчиковых разминок.

Задание: продемонстрировать физминутки на развитие мелкой моторики

Команда «Капельки»

***

Осень, осень,

Приходи!

Осень, осень,

Погляди!

Листья жёлтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует всё сильнее.

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

***

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать:

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины.

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

***

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ!

Команда «Светлячки»

***

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый – резной,

Вот с берёзки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

***

1,2,3,4,5 – в лес идём мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

***

Этот пальчик апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик груша,

Просит, ну-ка скушай!

Этот пальчик абрикос

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик слива

Вкусная, красивая.

Этот пальчик ананас

Фрукт для Вас и для нас.

5. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты».

Собирают осенью урожай плодов,

Много людям радости после всех трудов!

Задание: выбрать среди фруктов те, которые начинаются на звук А, а среди овощей те, что начинаются на звук К и положить в корзинку.

6. Конкурс «Скажи наоборот».

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.

Команда «Светлячки»

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучки ходят высоко, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью….

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….

Летом ветер тёплый, а осенью ….

Летом травка зеленеет, а осенью….

Команда «Капельки»

Сосна высокая, а рябина ….

У сосны иголки длинные, а у ели…

У клёна листья большие, а у берёзы….

У дуба ствол толстый, а у берёзы….

У берёзы ствол светлый, а у клёна…

Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….

У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

7. Конкурс «Угости соседа».

Задание: согласовывать существительное с относительным прилагательным.

Детям раздаются плоскостные стаканчики и кастрюльки с изображением овощей и фруктов. Нужно «угостить» соседа соком или супом, правильно употребляя относительные прилагательные, например, «Я угощаю Алсу яблочным соком».

8. Конкурс «Угадай на вкус».

Задание: дети должны угадать на вкус и назвать овощи и фрукты (морковь, капусту, лук, чеснок, яблоко, апельсин, грушу).

9. Конкурс осенних чистоговорок, загадок.

Задание: правильно повторить чистоговорки.: уметь слушать и отгадывать загадки.

Команда «Капельки» (Руслан)

Ра-ра-ра – осень- грустная пора.

Ра-ра-ра – овощам созреть пора.

Ру-ру-ру – в парк пойду я поутру.

Ры-ры-ры – в парке много детворы.

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

В золотой клубочек

спрятался дубочек.

Кто же это всё же? (желудь)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (тыква)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я. (Капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

Команда «Светлячки» (Гульназ)

Ша-ша-ша – осенью погода очень хороша.

Шу-шу-шу – на прогулку в парк спешу.

Ши-ши-ши – собрали шишки малыши.

Ош-ош-ош – как осенний парк хорош.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это —. (Дождь)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Семьдесят одежек

и все без застежек. (капуста)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву. (Груша)

10. Конкурс на лучший осенний костюм.

Задание: продемонстрировать гостям осенний костюм

(домашнее задание, изготовленный с использованием природных материалов – шишек, ягод рябины, листьев.

Подведение итогов конкурса. Вручение призов.

Публикации по теме:

Итоговая викторина с использованием электронно-образовательных техник «Мы очень любим город свой…»Итоговая викторина с использованием электронно-образовательных техник «Мы очень любим город свой…» Викторина - это итоговое мероприятие, служит для завершения лексической темы "Наш город" для детей подготовительной группы. С помощью викторины.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект логопедической викторины в подготовительной речевой группе «Золотая осень»
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 15:06
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...