Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений патриотической тематики»

Наталья Морозова
Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений патриотической тематики»

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы

- тексты.

- Плакат «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций»

Время проведения: февраль

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.

Задачи:

- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений на патриотическую тематику;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей

Ход мероприятия:

Педагог:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений патриотической тематики»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по заучиванию стихотворений на патриотическую тему.

А какие методы вы используете в работе с детьми при заучивании ими стихов. А как традиционная методика нацеливает педагога на заучивание с детьми стихотворений? (Работа с аудиторией)

Актуальность

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.

А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. А стихотворения на патриотическую тематику, как правило, сложны в понимании детьми дошкольного возраста, а соответственно и сложны в запоминании.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

Уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детей дошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.

Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

(опора на электронную презентацию)

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

- группировка;

- классификация;

-ассоциации;

- поиск опорного пункта;

- схематизация;

- достраивание материала;

- структурирование материала.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Этапы работы над стихотворением (Приложение 4):

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Практическая часть

Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.

Для примера педагог показывает варианты мнемотаблиц из практики работы с детьми. (Приложение рис. 1, 2)

А затем предлагает заучить стихотворение В. Степанова «Наша армия» (Приложение рис. 3)

Вывод.

Педагог:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае на патриотическую тематику более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Публикации по теме:

Проект для детей ясельной группы «Как мы лук сажали» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учётом интеграции образовательных областей: "Познание", "Коммуникация",.

Разучиваем стихотворение по опорным картинкам с детьми 4–5 лет. Разучиваем стихотворение с помощью мнемотехники. Презентация "Весёлый снеговик".Как быстро и весело разучить с детьми стихотворение? Можно.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений патриотической тематики»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 20:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Божья коровка»
Мастер-класс "Божья коровка" из цветной бумаги. Вот и пришла долгожданная весна и вместе с ней пробудилась ото сна вся природа. Появились первые...
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Проект мини-музея «Книги Красноярья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Мастер-класс «Желтый одуванчик — солнышко на ножке»
Мастер-класс «Желтый одуванчик - солнышко на ножке» Словно солнышко на ножке Появилось у дорожки, Пахнет мёдом и травой, Завлекает красотой. (...
«Жители леса» (итоговая творческая работа по тематической неделе «Дикие животные» )
Еще одна тематическая неделя позади. На этот раз мы с ребятами взялись за изучение диких животных, а именно- жителей леса. Узнали, как их зовут; что они...