МААМ-картинки

Конспект мастер-класса по аппликации «Родовой знак-тамга» для родителей ДОУ

Анжела Хапцева
Конспект мастер-класса по аппликации «Родовой знак-тамга» для родителей ДОУ

Родовой знак-тамга

«Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

Ученым можешь ты не стать, но гражданином быть обязан! Так можно озвучить проблему нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Конспект мастер-класса по аппликации „Родовой знак-тамга“ для родителей ДОУ» размещена в разделах

И сегодня проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольника стоит особенно остро, так как в последнее время обучение ребенка, его интеллектуальное развитие ставится во главу, отодвигая на задний план, а зачастую и просто игнорируя воспитание.

Мы считаем необходимо пересмотреть позицию общества и уравновесить две основы развития человека: воспитание и обучение. Причем воспитание должно идти параллельно обучению, даже несколько опережая его.

Одной из задач нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви к Родине, к семье, к истории.

Невозможно говоря о нравственности изолировать семью ребенка. Семья – самая малая, но основная социальная ячейка общества. Она не только дает обществу новых членов, но и, воспитывая, делает их пригодными для жизни в социуме. Именно в семье создаются условия для эффективного усвоения ребенком опыта близких ему людей, там он получает свой первый собственный нравственный опыт. Ведь именно опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. Но к сожалению, мало кто из детей знает историю создания своей семьи, ее родословную. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Создание родового знака- тамга».

Цель: повышение значения семейного воспитания, через приобщение к истории семьи и возрождение семейных традиций;

ознакомить родителей с методикой создания тамги в технике

аппликации из цветной бумаги и золотого и серебристого

песка.

Задачи:

1. Повысить активную позицию родителей в деле нравственно-патриотического воспитания

2. Обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу

технологии аппликации : изготовления тамги из цветной

бумаги с песком для декорирования.

Показать этапы и приемы выполнения аппликации. Обогатить и

закрепить знания родителей о тамгах, как о родовых знаках.

3. Развивать познавательный интерес к методам и приёмам работы с

декорированием цветной бумаги с помощью песка.

4. Активизировать познавательную деятельность родителей, повысить

уровень их компетенции в вопросах

художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

5. Формировать навыки создания семейного герба как символа поддержания исторических фамильных ценностей.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: образец, электронная презентация

Родовой знак – тамга”.

раздаточный материал: цветная бумага (28 шт., кисточки и

баночки для клея (28 шт., клей ПВА, декоративный песок золотистого

и серебристого цветов (28 шт., простой карандаш (28 шт., шаблон

тамги (28 шт.).

музыкальное оформление: “Адыгэ мэкъамэ” Мурата Кабардокова.

Словарная работа: тамга, род, знак, орнамент, узор.

Индивидуальная работа (по необходимости).

Интеграция образовательных областей: художественно -

эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас принять

участие в мастер-классе по аппликации “ Родовой знак – тамга”,

ориентированном на старший дошкольный возраст. Занятие

включает в себя элементы аппликации из цветной бумаги,

нанесение контуров тамги и заполнение его песком золотого или

серебристого цвета.

2. Показ электронной презентации “Родовой знак – тамга”.

Сначала, приглашаю Вас к просмотру презентации. Внимание на

экран.

Титульный лист.

Слайд 1

Слайд 2

Тамга — родовой фамильный знак, печать, который ставился на

родовое имущество, в том числе и скот. Как правило, потомок

определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней

дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее

распространена тамга у туркмен, адыгов, абазин, абхазов, карачаевцев, балкарцев, ногайцев,

татар, чувашей, башкир, узбеков, уйгуров, монголов, казахов, киргизо

в, кумыков, тувинцев, турок, осетин, ингушей, чеченцев и других

народов.

По форме тамга состояла из простейших геометрических фигур (круг,

квадрат, тругольник и др., могла включать в себя сакральные

пиктограммы, схематические изображения птиц и животных,

бытовые предметы, орудия труда, оружие и иногда — буквы разных

алфавитов.

Слайд 3

Изображение тамги символично. Это не просто родовой знак, это

прежде всего сигнал: “Я свой”. На ее основе позже создавались

орнаменты с квадратом или ромбом в центре, от которого в

противоположные стороны отходили по два рогообразных завитка.

На рис. изображены тамги на фрагменте пряжки женского пояса,

сумочке, детали конского убора, и тамги некоторых адыгских

народов.

Слайд 4

Тамги помещались на различных предметах: вышивались на

свадебных флагах, кисетах и других предметах из ткани. Родовые

тамги появлялись на перстеневых печатях. Сохранилось много

изображений знаков на каменных предметах: межевых

камнях, каменных коновязях и надмогильных стелах.

Слайд 5-6

Перечень адыгских и балкарских фамилий из раздела «Знаки

фамильной собственности» представлены в книге Мусукаева А. И.

«Века родословий» (1997г.). Созвучие фамилии еще не означает, что

тамга Ваша и ее можно использовать. Однофамильцы и даже разные

ветви одного рода могли иметь разные тамги. Хорошо если в

источнике указан населенный пункт владельца тамги, совпадающий с

Вашим родовым аулом и в нем нет однофамильцев. Можно найти в

архивных документах упоминание одного из предков и изображение

его тамги.

Слайд 7

Сегодня в Кабардино- Балкарской Республике возрождается интерес к национальной

культуре и истории. Семьи бережно из поколения в

поколение хранят информацию об истории своего рода, ее традициях.

В этом ключе очень важно сохранение родового знака– тамга. Очень

часто можно встретить на людях одежду с традиционной вышивкой с

тамгами. Тамги обладают исключительной способностью

доставлять эстетическое удовольствие, оказывать сильное

воздействие на человека, подчас пробуждая в нем неосознанные

чувства, связанные с генетической памятью.

На слайдах: тамги фамилий

Слайд 8-9

Золотая вышивка “Тамга”

Слайд 10

Благодарю за просмотр.

3. Демонстрация способа аппликации.

А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего мастер-

класса. Приглашаю желающих занять места за

рабочими столами. Обращаю ваше внимание на предоставленный

материал: альбомные лист, шаблон тамги, кисточка, простой

карандаш, баночка с клеем, золотой и серебристый песок для

декорирования.

Поэтапно выполняем работу:

1. Взять шаблон тамги и нанести ее контуры карандашом.

2. С помощью кисточки заполнить полые места клеем.

3. Нанести на поверхность бумаги, обработанную клеем, золотой

или серебристый песок.

4. Остатки песка аккуратно удалить.

4. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.

5. Пальчиковая гимнастика.

“Будем пальчики считать”

Раз, два, три, четыре, пять (Дети загибают пальчики на левой руке)

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные, (Сжимают и разгибают кулачки)

Все такие нужные.

На другой руке опять (Дети загибают пальчики на левой руке)

Будем пальчики считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики быстрые, (Сжимают и разгибают кулачки)

Хотя не очень читсые.

6. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу.

Сегодня мастер-класс позволил расширить кругозор, относительно

происхождения, назначения, некоторых особенностей родового

признака тамги. В практической части с помощью шаблонов были

созданы тамги разных родов и фамилий.

Что вызвало наибольший интерес к этой теме?

Были ли у вас сложности в техническом плане? В чем именно?

Как вы думаете, что можно еще создать в подобной технике?

Какие мотивы и темы вы бы хотели воплотить в такой технике в

следующий раз?

В заключение хотелось бы сказать несколько слов по поводу

применения техники выполнения данной аппликации. Поскольку

мастер-класс имеет краеведческий уклон, его темой было выбрано

создание тамги из цветной бумаги с золотым или

серебристым песком. Эту технику можно использовать и при других

направлениях, будь то национальный орнамент, например русский.

Также можно использовать эту технику при создании аппликаций на

разные сюжеты, для этого достаточно изготовить различные шаблоны

(цветов, животных, сказочных персонажей и проч.).

Я благодарю вас за внимание.

7. Выставка работ.

Публикации по теме:

«В ожидании Пасхи!» Фотоотчёт мастер-класса для родителей«В ожидании Пасхи!» Фотоотчёт мастер-класса для родителей Предпасхальная неделя началась! И все активно готовятся к празднованию Светлой Пасхи! Детки вместе с воспитателями готовят пасхальные поделки,.

Фотоотчет мастер-класса для родителей по вырезанию снежинокФотоотчет мастер-класса для родителей по вырезанию снежинок Фотоотчет мастер-класса для родителей по вырезанию снежинок. Разработан новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для родителей по изготовлению аппликации из бумажных полосок «Ромашки» с детьми 3–4 летФотоотчёт о проведении мастер-класса для родителей по изготовлению аппликации из бумажных полосок «Ромашки» с детьми 3–4 лет Накануне праздника Дня семьи, любви и верности в нашей группе прошёл мастер-класс для родителей по изготовлению цветка ромашки. Родителям.

Конспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленностиКонспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности Конспект мастер-класса для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности «Пирожки из соленого теста» Цель: создать условия.

Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка»Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка» Конспект мастер-класса для родителей и детей по лепке из природного материала. Тема: «Божья коровка». Цель: обобщить представления детей.

Конспект занятия по аппликации «Дорожный знак «Автобусная остановка» для среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Дорожный знак «Автобусная остановка» для среднего дошкольного возраста Тема ОД: Дорожный знак «Автобусная остановка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса по аппликации «Родовой знак-тамга» для родителей ДОУ
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 16:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД