Конспект мастер-класса «Русская изба»

Ольга Громова
Конспект мастер-класса «Русская изба»

Конспект мастер - класса по теме: «Русская изба».

Цель: Изготовление крестьянской избы (из бумажных бревнышек).

Задачи:

- Научить приемам скручивания бумаги.

- Совершенствовать умение работать по плану.

- Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Воспитывать бережное отношение к старине.

- Воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты:

закрепить навыки работы с картоном и бумагой.

Материалы и оборудование:

- газеты;

- ножницы;

- клей ПВА;

- акриловые краски;

- кисточки.

Методические материалы:

Изображение Домового, образец избы, изготовленной из бумажных бревен.

Ход мастер - класса:

1. Организационная часть.

Проверка рабочих мест. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

2. Сообщение темы, показ образцов.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с жилищем крестьян – избой, а также попробуем изготовить избу из бумажных бревен.

3. Сообщение учебного материала.

Первоначально изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление, над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь.

4. Практическая часть.

Педагог: Я вам предлагаю самим попробовать сделать крестьянскую избу. Для этого нам понадобятся наши материалы, которые подготовлены у вас на рабочих столах.

Приступим! Для начала разрезаем газетные листы на полосы шириной примерно 10-15 см. Далее, начиная с уголка, скручиваем эти полосы в "трубочки" и фиксируем свободный уголок клеем. Для донной детали необходимо сделать более жёсткие трубочки. Трубочек нам понадобиться немного, их количество будет зависеть от размера нашего дома.

Педагог: Далее начинаем собирать наш дом. Бумажные бревнышки укладываем друг на друга, каждый не забываем мазать сверху клеем. Для крыши бревнышки обрезаем до нужного размера и складываем сверху по образцу. Дом готов, а трубы-то не хватает, сделайте сами.

- А чего еще не хватает домику? (Правильно, окошка).

- Возьмите цветную бумагу и приклейте окно. Не забудьте и трубу на крышу поставить.

- Вот и готова наша основа. Осталось только задекорировать, это задание вы выполните самостоятельно после небольшого отдыха.

Физкультминутка (2 мин).

Время для проведения физкультминутки педагог определяет по работоспособности участников.

Все привыкли мы к порядку;

Устали - сделаем зарядку:

Раз наклон и два наклон -

А потом вперед поклон.

Мы немного отдохнем

И работать все начнем.

Самостоятельная работа участников мастер - класса. Индивидуальная помощь педагога.

5. Заключительная часть. Вопросы на повторение.

1. Беседа.

- Какую технику вы использовали при изготовлении аппликации?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

2. Выставка работ.

Литература для педагога:

1. Князева О. Л. «Как жили люди на Руси». – СПб, «Детство - пресс», 1998.

2. Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.

3. Куприна Л. С., Бударина Т. А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». - СПб, «Детство - Пресс», 2004.

Материалы к конспекту мастер - класса мастерской «Затея» по теме: «Изба».

Дополнительный материал для педагога.

Самым распространенным видом жилища были избы. Изба – это жилой дом из бревен. Самый простой тип жилища - отапливаемое жилище - истопка. Истопка - потому что отапливалась, в ней можно было истопить печь. Истопка - истобка - изобка - истба - изба. Теперь понятно, почему русское крестьянское жилище называется избой - потому что отапливается.

Строилась изба из крупных круглых бревен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырехугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На бревна накладывались широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. А вот каким оно было мы сейчас с вами и узнаем.

Справа у входа находилась печь – неотъемлемый атрибут русской избы.

Она занимала места в жилом помещении. Обычно печь ставилась в правом углу от входа. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка – спальное место для детей и стариков. Труб такие печи не имели и топились «по-черному», то есть дым из них шел в избу, а из нее через двор или оконцев выходил на улицу. Примерно 400 лет назад у печи появилась труба.

Выложить хорошую печь всегда считалось делом непростым. Вначале делали опечье – основание печи, но уже с подпечьем, в котором хранились кочерга, ухваты, цапальник для сковородок. Затем из кирпича выкладывали подошву печи - под. Под - выложенная диким камнем-плитняком или кирпичом обширная площадка в глубине печи над опечком, практически по всей площади печи, исключая, конечно, толстые боковые и заднюю стенки. Над подом сооружали свод, а перед ним – шесток с загнеткой. Шесток - небольшая площадка перед устьем печи, продолжение пода. Сбоку здесь устраивалась небольшая ниша или выемка - загнетка. Горшок с пищей ставили на шесток, поддевали его ухватом и отправляли в печь. На шестке стояла посуда с готовой пищей, а если требовалось сохранить ее теплой долго, например, до вечера (чтобы подогреть пишу, не будешь же заново растапливать печь, ее ставили на под уже слегка остывшей печи, задвигая заслонкой. На шестке хозяйка и готовила, как на кухонном столе. Чтобы «горячий дух» не выходил из печи, ее устье прикрывали гнеткой.

Зачем же нужна была печь?

1. Она обогревала жилище.

2. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали.

3. В ней мылись. И делалось это так: из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали водой своды печи, отчего в ней резко увеличивалась температура и повышалась влажность. Ну, а дальше брали березовый веник и хлестались им так, чтобы косточки трещали.

Но осиновым назначение печи было приготовление пищи. Посуда в крестьянской избе была немногочисленна. Это были глиняные горшки или чугуны разного размера для приготовления пищи, латки — глиняные сковороды с высокими вертикальными бортами, ночвы или ночевки — широкие липовые лотки с низенькими бортиками и двумя ручками по концам (на них месили тесто, сюда выкладывали испеченные в печи хлебы и пироги, деревянный совок для муки, деревянные ложки, высокогорлые кринки или горлачи (кубаны) для молока или кваса, глиняные и деревянные чашки и миски, жбаны разного размера, с ручкой и крышкой, для пива и браги, ковши разных типов и размеров, от маленьких наливок до ведерных скопкарей с двумя ручками, для наливания жидкостей и питья, ендова, большая округлая деревянная или медная луженая чаша с носиком, или такая же братина, не имевшая носика, которые выставлялись на праздничный стол для пива и браги. Могли быть здесь и небольшие стопки для вина, медные или стеклянные, из толстого зеленого стекла. В избах побогаче, а затем и повсеместно могли быть для вина и лафитники — большие рюмки на ножках, а также дешевые, ярко расписанные чайные чашки и блюдца, изделия многочисленных мелких крестьянских гжельских заводов или завода А. Попова, продукция которого была рассчитана на простой народ. Большой медный самовар тульской или уральской работы был предметом роскоши и обычно имелся только у зажиточных семейств; недаром при описи имущества за неуплату податей в первую очередь описывали самовар как предмет абсолютно ненужный. Разумеется, в избе стояли одна-две глиняных корчаги, ведра на 2-3, для расходного запаса воды, под квас, брагу или пиво, а также ведра бондарной работы, собранные из клепки на деревянных обручах, лохань для помоев. В углу у входа мог висеть урыльник или рукомой — горшок для умывания, с двумя ушками и двумя носиками, и под ним лохань. Под лавкой стояла бондарной работы квашня с крышкой, в которой замешивали тесто. Здесь же была корноватка или корневатка, округлая небольшая корзина, плотно плетенная из тонких сосновых корней, для формовки хлебов. В избе были также сито из конского волоса и решето из мочала, оба с лубяными обечайками; их использовали для просеивания муки. Могло здесь находиться и деревянное, долбленое корыто, а также долбленая из обрубка крепкого дерева (лучше всего из дуба) ступа с четырьмя ручками, с тяжелым крепким деревянным пестом в ней.

Угол, находившийся напротив печи, назывался красным. Красный — потому что почетный, торжественный; святой же — оттого, что здесь расположена божница с образами и перед ними горит лампадка и вист-голубок, искусно собранный из тончайших резных лучинок и символизирующий Духа Святого. Главным украшением в доме были иконы с изображением Христа, Богоматери и святых. Одни иконы представляли картины из священной истории, другие изображали святых во весь рост и назывались стоячими, а другие только по грудь – назывались оплечными иконами. Перед иконой зажигали лампаду – небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом.

Под образами стоит обеденный стол, а по двум стенам в угол сходятся лавки. В красный угол сажали почетнейших гостей, на свадьбе здесь сидели князь с княгиней — молодые, по будням здесь восседал большак. Войдя в избу, гость оказывался лицом к лицу с образами и на них крестился и кланялся, а уже затем здоровался с хозяевами. На обеденном столе, никогда не убираясь, стояла объемистая солонка на полтора-два фунта соли, резная, в виде уточки или креслица.

Другой угол, напротив красного, расположенный напротив печного чела — печной или бабий угол или кут (в России угол назывался - кут). Здесь проходили женские работы: здесь женщины готовили пищу и пойло скоту, здесь пряли, ткали, шили, вышивали, вязали, здесь нянчили младенцев. Вдоль стены, напротив печи, шла широкая стряпушная лавка, а под ней был залавок — невысокий напольный яшик - шкаф, с откидной крышкой или с дверцами, для кухонной посуды и продовольствия. В печном углу стояла также корчага с расходной питьевой водой, лохань для помоев, а на лавке, в самом углу, отчего он иногда назывался жерновым, стояли ручные жернова для размола небольших партий муки для непосредственного употребления. Впрочем, нередко жернова стояли на лавке в сенях, а не в избе. По смежной стене мог стоять судник — ряд полок, иногда с дверцами, также для посуды, в том числе и чистой, гостевой. Если изба была с прирубом, то в ней прорубалась дверь в горницу, и тогда судник мог быть двухсторонний: со стороны горницы стояла только чайная посуда для гостей. В углу подле печи стояли ухваты, кочерга, лопата для хлебов и пирогов, чистый голик для заметания шестка и пода печи. Бабий кут отгораживался от остального пространства избы занавеской. Мужчины воздерживались от того, чтобы заходить в бабий кут, а появление здесь постороннего мужчины рассматривалось как оскорбление всей семье. Во время мужских пиров женщины сидели за занавеской, а при обряде сватовства здесь пряталась невеста во всем уборе, выходя к жениху в определенный момент.

Третий угол, обычно возле входной двери — мужской угол, называвшийся еще коником. В старину здесь ставился большой рундук, наглухо вделанный в пол и стены сундук с плоской крышкой. В нем хранилось ценное имущество, над ним возле входа развешивалась верхняя расхожая одежда, хомуты, конские оголовья, вожжи, — то, что представляло известную Ценность, но использовалось только на улице, так что не нужно было расхаживать по всей избе, чтобы взять нужное. На рундуке спал хозяин, охраняя избу и имущество, здесь он сидел, выполняя мелкие мужские работы: шорничал, сапожничал, плел лапти, корзины и так далее. Этот рундук собственно и назывался коником, потому что изголовье этого мужского ложа представляло массивное бревно с вырезанной на нем конской головой: как мы уже знаем, конь считался оберегом, символом солнца, охранявшем людей и избу от нечисти. Позже эти рундуки стали исчезать, заменяясь лавками, но название "коник" сохранилось, перейдя и на лавку, и на сам мужской угол.

Угол за печью назывался закут или запечье. В закуте зимой содержали мелкий скот и птицу: хлева обычно были построены кое-как и кое-из-чего и новорожденные телята, ягнята, козлята могли там просто замерзнуть, так что первые дни или даже недели их содержали в закуте на толстом слое соломы, постеленном на пол. Здесь же, в закуте, на кучке заметенного сора, стоял голик, которым мели пол. Сор из избы выносить запрещалось, это было очень опасно. Ведь на пол падали выпавшие или вычесанные волосы, обрезки ногтей при их стрижке, а это для колдунов самое лучшее средство для наведения порчи. Поэтому сор при очередной топке сжигали в печи, а до этого его хранили в избе под голиком.

Главный предмет мебели — широкие лавки, наглухо вделанные в стены, по меньшей мере, в переднюю и боковую, и сходящиеся в красном углу. Лавки эти были довольно широкими, так что на них можно было не только сидеть, но и лежать. Они опирались на резные ножки-стамики, иногда украшались резным подзором, а в богатых домах накрывать домотканными из тряпья половиками или даже цветным сукном. Над лавками шли также вделанные в стены широкие полки-половочники, располагавшиеся над окнами. На них стояла дорогая и крупная посуда, какие-нибудь шкатулки, на них клали прялки и другие вещи, способные для украшения избы.

Поскольку мест на лавках вдоль обеденного стола в больших семьях, а особенно при приеме гостей не хватало, использовались переметные скамьи с одной парой ножек: другим концом скамья ложилась на лавку, располагаясь вдоль стола. При двух переметных скамьях один угол стола оказывался свободным и к нему могла, не мешая сидящим, подходить женщина, чтобы подавать на стол.

По вечерам, после работы в поле, после того, как убрали скотину, обычно женщины занимались прядением, для чего использовались прялки. Из спряденных ниток вязали одежду или ткали. К лопаске привязывали подготовленную для прядения куделю, а саму прялку ставили на лавку и пряха садилась на донце, прижимая его своей тяжестью. Более поздние прялки были сборные, прялки - точенки: донце у них было отдельное, а ножка была фигурная, выточенная на токарном станке. Были простые прялки, но в основном их богато украшали резьбой или росписью иногда раскрашенной, а кое-где сочетали резьбу и роспись. Было принято, чтобы жених дарил невесте богато украшенную прялку. Такие прялки хранили, передавая от матерей к дочерям. После работы их клали на подлавочники или вешали на стену, и они служили украшением избы. Для прядения кое-где использовались и широкие частые кленовые гребни на длинных ножках, вставлявшиеся в резные или расписные донца.

Помимо прялок в более позднее время стали использоваться ткацкие станки.

Современные хозяйки знают, как трудно гладить утюгом льняные вещи. К тому же при усиленной глажке лен, особенно на швах, начинает неприятно лосниться и нисколько не оправдывает излюбленного журналистами и искусствоведами названия "русское серебро". И правильно. Лен нельзя гладить. Его нужно выкатывать рубелем. Хозяйка наматывала льняное полотенце на скалку и, нажимая на нее рубелем, с силой прокатывала по столу. От этого полотно все туже наматывалось на скалку, в то же время размягчаясь и разглаживаясь. При выкатывании присохшие мельчайшие ворсинки, характерные для льняной ткани, распрямлялись, "вставали дыбом" и выкатанное изделие действительно серебрилось. Правда, выкатать белье рубелем — это вам не современным утюжком гладить, тут пота немало сойдет.

Коль скоро заговорили о тканях, нужно сказать и о "стиральной машине" — вальке. Это деревянное изделие, правда, скорее всего, было не в избе, а в сенях. Валек представлял собой увесистый короткий, обычно немного выгнутый деревянный брусок с ручкой. Хозяйка брала его на речку и, намылив в несколько раз сложенную ткань, с силой била по ней вальком, "выбивая" вместе с мыльной водой и грязь. Мокрую, предварительно прокипяченную в печи, в корчаге со шелоком "постирушку" хозяйка несла на речку в корзинах, цепляя их на коромысло. Коромыслом носили и воду из колодца. Это был Длинный, в размах рук, плоский брусок, дугообразно изогнутой, удобно лежавший на плечах; за вырезы в его концах цепляли дужки ведер или ручки корзин. Конечно, коромысло висело или стояло в углу в сенях.

Алгоритм работы (запись на доске).

Выполнение домика.

1. Подготовить основание для работы, используя цветной картон.

2. Выполнить разметку деталей.

3. Вырезать бревнышки.

4. Разложить детали на основании. Приклеить.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука»Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука» В нашем центре, в рамках недели по патриотическому воспитанию посвященной народной игрушке мной был дан мастер-класс для родителей который.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Русская изба»
Опубликовано: 2 мая 2013 в 19:41
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....