Папки-передвижки

Конспект мастер-класса во второй группе раннего возраста «Кукла в народной культуре»

Ирина Гордиенко
Конспект мастер-класса во второй группе раннего возраста «Кукла в народной культуре»

Цели:

- Способствовать сохранению народных традиций, умению донести до родителей, что эти традиции надо почитать и передавать из поколения в поколение.

- Обогащать опыт родителей в изготовлении народных кукол.

- Дать практические рекомендации родителям по изготовлению куклы- «пеленашки».

Форма проведения: мастер-класс.

Публикация «Конспект мастер-класса во второй группе раннего возраста „Кукла в народной культуре“» размещена в разделах

Участники: воспитатели, родители

Оборудование: выставка «Народная и современная кукла», нитки, ткань белая и цветная, памятки для родителей, слайд-шоу «Технология изготовления куклы – «пеленашки».

Повестка собрания:

1.«О куклах в народной культуре»- выступление воспитателя группы.

2. Блин-опрос родителей по теме: «Какие народные традиции существуют в вашей семье?». Рассказ родителей о традиции своей семьи, о проведении праздников и т. д.

3. Куклы детства ваших родителей и бабушек (можно подготовить выставку игрушек)

4. Изготовление совместного с родителями куклы- «пеленашки».

5. Итоги работы.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя Гордиенко Ирины Владимировны по теме: «О куклах в народной культуре»

- Обережные куклы делались для дома и гармонизации семейных отношений, для забавы и воспитания детей, для достатка и хорошего урожая…Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь, и для того, чтобы он прекратился. Женщина мечтающая о ребенке, делала куклу и игралась с ней. Тем самым выполнялась обрядовая миссия куклы – исполнение желания и подготовка к материнству. Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода. А еще куклами лечили детей и взрослых. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогал мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она символически мотала свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначалась кукла. К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как Кубышка-травница, Костромушка, Куянчик.

Во многих обрядовых действиях славян куклы использовались как символ – сжигались в пламене костра, закапывались в землю, сплавлялись по воде или топились, будто отправлялись в другой мир. В куклу часто закладывали зерно. Это тоже наделяло ее с сакральным значением, по сколько зерно связанно с идеей вечной жизни, а потому из умершими и с еще не рожденными душами. Ведь когда зерно «хоронят», оно со временем оживает, прорастает и снова начинает вечный круговорот жизни. Вот почему традиционная кукла связана с представлениями человека о жизни и небытии, с опытом прошлых поколений и их тесной связью с последующими поколениями.

В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте и вместе с ними постепенно входили в особый женский мир. Изготовление кукол помогло девочке осуществить возрастные переходы, последовательно проходя все этапы своего развития. Поэтому куклы представляли как образы детей (Пеленашка, девушек (Красота), так и зрелые женщин (Вепсская кукла). Куклы использовались и в свадебном обряде, при переходе девушки в статус женщины. Для свадьбы их мотали очень старательно. Куклу наряжали в праздничную одежду как невесту, выплетали веночек на голову. (Отголоском этой традиции является современный обычай прикреплять кукол на капот автомобиля). Интересен факт, что во время свадьбы невесте на колени сажали куклу, чтобы у молодых родилось много ребятишек. На свадьбу дарили парню куклу Неразлучники.

Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Они простые, милые и отчего-то очень – очень родные. Смотришь на маленькую тряпичную фигурку и чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. И на душе становится светло, спокойно, радостно… Кукла, сделанная из лоскутиков, травы, соломы, веточек – бабушкой для внучки, матерью для ребенка, девочкой для младшей сестричке, содержит сокровенную родовую информацию, а также эмоциональный посыл любви, защиты, доброжелательности. Старинная кукла вобрала в себя, чего так не хватает в бурном XXI веке. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом непреходящая ценность!

В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Кукла – «пеленашка», это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней, с глаза. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть – чуть подрастал, эту куколку давали для ему играть. Сжимая плотно скатанную пеленашку в ладошке, малыш развивал хватательные движения, делал своеобразный самомассаж рук. И раз куколку давали малышу, при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговицы и т. п., только ткани, ленточку кружева. Считалось, что если куклу – «пеленашку» положить в кроватку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: «Не играй моим дитятком, а играй куколкой!». А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы на сглазить хвалили не его, а Пеленашку: «Хорош, кукленочек куколка была у малыша до крещения, а после убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

2. Блиц – опрос родителей. Тема: «Какие народные традиции существуют в вашей семье».

Примерные вопросы: 1) Есть ли в вашем доме какая – то вещь, сохранившаяся от бабушек или дедушек, которую вы любите и оберегаете?

2) Сохранились ли игрушки, сделанные для вас вашими родителями, бабушками или дедушками?

3) На какой праздник собираются все родственники?

4) Можем ли мы передавать традиции семье детям, если дети их просто не знают? (вопрос для родителей)

3. Беседа с родителями о том, какие игрушки мастерили в их детстве родители. Нравились ли им эти игрушки и чем запомнились.

4. Главное, что хочу сказать перед началом работы – при изготовлении куклы – пеленашки ничего нельзя прокалывать или сшивать иглой. И еще, делать нужно куклу только в хорошем настроении. Мы же хотим получить позитивную, добрую куколку!

В изготовлении Пеленашка просто! Делают ее из длинного лоскута белой ткани. Ткань плотно скатывают в скатку, перетягивают по середине пояском. Завязывают узел, символизирующим пуп – центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка, потом обозначают головы. Для этого перетягивают скатку нитками, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова!

5. Итог занятия: комментарии родителей, показ друг другу полученных кукол – «пелешашек».

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса для родителей по продуктивной деятельности «Творим вместе» (группа раннего возраста) ЦЕЛЬ: дать представление родителям о нетрадиционной технике рисования – ладошками, ЗАДАЧИ: Образовательные: -показать родителям возможность.

Конспект мастер-класса с педагогами ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: провести предварительный показ мероприятия педагогическому коллективу для успешного проведения его в последующем с родителями воспитанников.

Конспект НОД в группе раннего возраста. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием кукольного театра Тема: Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием кукольного театра. Цели: 1. Развивать умение характеризовать персонаж.

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в группе раннего возраста «К нам пришла кукла Катя» Занятие «К нам пришла кукла Катя» Задачи: Закрепить понятия «один - много» Упражнять в умении называть цвет предмета.

Конспект по физической культуре для детей группы раннего возраста «Путешествие в лес на поезде» Конспект интегрированного занятия Авторы конспекта: Гладышева Ольга Петровна воспитатель МБДОУ №27 г. Белово Дата проведения занятия 26.11.2015г.

Конспект занятия для детей раннего возраста «Кукла в гости к нам идет и подарки нам несет» «Кукла в гости к нам идёт и подарки нам несёт». Конспект занятия для детей раннего возраста. Подготовила: Воспитатель Квитка Н. В. Программное.

Конспект занятия в средней группе «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. знакомить детей с внутренним убранством.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре посредством игры с народной игрушкой» Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре через игру с народной игрушкой» Традиционной народной игрушке всегда.

НОД по реализации программы «Диалог культур» с народной игрушкой в группе раннего возраста «Матрешки» Цель:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки,.

Перспективное планирование по физической культуре на воздухе во второй группе раннего возраста В этом году первый раз работаю на Второй группе раннего возраста и столкнулась с такой проблемой: занятие по физической культуре на воздухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса во второй группе раннего возраста «Кукла в народной культуре»
Опубликовано: 11 января 2016 в 18:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД