Конспект музей-народные куклы

Людмила Аксенова
Конспект музей-народные куклы

Конспект музей-народные куклы

Программное содержание.

Создать условие для мотивации интереса детей к музейной культуре. Познакомить с разными видами кукол. Учить самостоятельно делать куклу – оберег «День и Ночь», развивать мелкую моторику рук, воображение, художественный вкус. Закрепить знание детей о русском народном костюме: его элементах, символики. Обогащать речь детей «старинными слова», обрядными выражениями. Воспитывать бережное и осознанное отношение к культурному наследию народов России.

Словарная работа.

Музей, экскурсовод, сударь, сударыня, оберег, понева, порты, кушак, косоворотка, кокошник.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстрации, кукол в русских народных костюмах, чтение сказок, загадок, игры в уголке ряжения, изготовление бумажных кукол и раскрашивание их.

Ход занятия.

-Ребята посмотрите, к нашим куклам, Марьюшки и Ванечки, пришел необычный конверт. Они же не умеют читать и просят нас помочь им прочитать. Давайте им поможем? (воспитатель открывает конверт)

- Посмотрите, какие-то необычные, странные куклы. Откуда же вы к нам пришли?

А пришли они к нам из прошлого, из Древней Руси. Когда-то наша страна, ребята, называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия.

- Ребята, как вы думаете, что необходимо нашим куклам? (Одежда)

- Давайте посмотрим, что еще есть в конверте? (одежда)

А хотите поиграть в игру, которая называется «Одень, отгадав загадку». Я буду загадывать загадку, о какой – ни будь одежде, а кто отгадает, берет эту одежду и одевает кукол.

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Она зовется…. (сарафан)

Украшает голову, на горшок похож,

А зовут такой убор…. (кокошник).

Что же за одежда:

С четырьмя отверстиями.

Разложи ее получше –

Букву «Т» тогда получишь. (Рубаха)

Целый день хожу я в обруче. (Пояс)

Сижу верхом, не ведаю на ком

Знакомца встречу – соскочу и привечу (Кепка)

Сшили их из черной кожи

В них теперь ходить мы можем

И на слякотной дороге

Не промокнут наши ноги (сапоги)

Днем опоясывает тело

А по ночам лежит без дела (Пояс)

Утром я встал – на две дороги попал (штаны)

Дуйся, не дуйся, через голову суйся

Попляши, день – деньской

И пойдешь на покой (Рубаха)

Молодцы. Правильно отгадали. Вот мы кукол и одели.

- А в какой же костюм мы их одели? (в русский народный костюм)

Молодцы.

- У нас у каждого есть имя, какие русские имена вы знаете? (дети перечисляют: Дуся, Ваня, Матвей, Василина, Варенька, Фрося, Марфа, Лукерья, Вячеслав)

- Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчинам обращались: «сударь». А давайте спросим кукол как их зовут?

- Нужно спросить вежливо:«Как же звать вас сударыня»(«сударь»).

-Ну, вот помогли мы нашим куклам разобраться с конвертом. Спасибо вам всем.

- А сейчас, я вас всех хочу пригласить в музей?

-А что такое музей может кто-то мне скажет?

(это здание, где хранятся коллекции старинных вещей, картин, машин, оружий, часов)

-Был ли кто в музеи?

-И у нас есть музей» Русской Народной куклы». А экскурсоводом сегодня будет Ульяна и Алеша.

- А кто такой экскурсовод? (Это тот человек, который рассказывает об экспонатах. А экспонаты у нас будут, русские народные куклы).

- Как нужно вести себя в музей? (тихо, слушать, громко не кричать). Итак, идем в музей.

(приглашает воспитатель всех гостей)

Вот наш мини – музей русской народной куклы. Тут все куклы одеты в русский народный костюм.

Одежда в старину была простой, удобной и красивой. Она могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда она родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается. По одежде судили о трудолюбии и искусности девушки, о том, какая она будет хозяйка. Посмотрите сколько кукол есть в нашем музеи.

-Сейчас Ульяна расскажет о женском русском народном костюме.

- Основной частью русского женского костюма были рубаха, нарядный сарафан красного, синего, зеленого цвета, кокошники, платки.

По синему сарафану расположены тонкие серебристые веточки. Красный сарафан украшен растительным орнаментам с добавлением геометрических фигур.

А этот костюм состоит из рубахи, и поневы (юбки) и передника (фартук). Женская рубаха была длиннее мужской, до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом. Пояс считался обязательной частью одежды. Поверх рубахи носили поневы – самые древние юбки разных расцветок.

Воспитатель. Давайте вспомним, что олицетворял

красный цвет - тепло, радость, настроение.

Синий – символ неба.

Коричневый – землю – кормилицу.

Желтый – солнце, богатство.

-Посмотрите на прически этих кукол, что можно сказать, о их прическах? (если до замужества- девушки ходили с распущенными волосами, а когда выходили замуж- волос заплетали в косы и одевали платок)

-А еще хочу сказать, что вышивка на одежде не только ее украшала, но и оберегала от злых сил. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане – легкие и сердце.

-А сейчас Алеша расскажет о мужском народном костюме:

Основными частями мужской одежды являются косовороты (рубахи) и порты (штаны, кушак или пояс – очень важный атрибут женской и мужской одежды, сапоги и головной убор.

Любимым цветом на Руси был красный. Шились рубахи красного цвета. Этот цвет считался праздничным и выходным.

Воспитатель: давайте повторим, как называли раньше штаны -порты, пояс – кушак, рубаху – косоворотка.

Чем отличается рубаха от косоворотки.

(дети подходят к оберегам)

Воспитатель: Кукла не сразу стала игрушкой, долгое время она оберегала людей, спасала от болезней, приносила удачу. Ее берегли, передавали из поколения в поколение.

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя обрядовая кукла или кукла обережка.

Существуют куклы 3-х видов: обереговая, обрядовая и игровая.

Обереговая кукла оберегала людей от болезни, от несчастья. Люди верили, что он приносит удачу.

Обрядовая кукла – для каждого события для свадьбы, рождение ребенка.

А игровая кукла – для детей.

Рассказ воспитателя о куклах оберегах:

«Кувадка»

Кувадка была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.

«Свадебные куклы»

Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны — женское мужское начало соединялись в неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».

Рассматривание обереговой куклы «День и ночь».

(рассказ воспитателя об обереговой куклы «День и ночь».)

Кукла «День и ночь»

Кукла «День-ночь» (есть разные куклы с таким названием) играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег — это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани.

-Как вы думаете, почему куклы разного цвета?

Воспитатель предлагает детям изготовить самим обереговую куклу «День и ночь».

Публикации по теме:

«Музей кукол»«Музей кукол» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Видела на сайте, что многие создают в группах музеи. Мы в нашей группе тоже решили создать музей-кукол. Существует.

Наш музей куколНаш музей кукол Недавно видела на сайте информацию о коллекции фарфоровых кукол "Дамы эпохи", а МЫ В ДЕТСКОМ САДУ ТОЖЕ СОБИРАЕМ КОЛЛЕКЦИЮ, НО ТОЛЬКО КУКОЛ.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект музей-народные куклы
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 18:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Бабочки» в старшей группе
Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка...
Перспективный план занятий по ФЭМП в средней группе
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички. Хочу поделиться своими наработками в планировании занятий по математике. Мы работаем по программе...
Мастер-класс «Корзина с фруктами из цветной бумаги»
Добрый день! Сегодня вам я хочу предложить поделку из бумаги "Корзина с фруктами". Для работы нам необходимо: - цветной картон ( розового цвета) ; -...
Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Пираты» в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра «Пираты» в средней группе Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры «Пираты» в средней группе. Задачи: 1. Развитие сюжета. °...
Староновогодняя история. Часть VI. Окончание
* Выпив какао, фея Блаженств вновь рассказала грустную историю, еле сдерживаясь, чтобы снова не разреветься, а фея ночного ветерка её всё время...