Развлечение по реализации национально-регионального компонента «Путешествие по Ямалу»

Юлия Шандыба
Развлечение по реализации национально-регионального компонента «Путешествие по Ямалу»

Образовательная область «Музыка», «Познание».

Интеграция ОО: «Социализация», «Коммуникация».

Вид деятельности: развлечение.

Тема: «Путешествие по ЯМАЛУ».

Цель: Формирование основ досуговой культуры, создание условий для проявления культурно–познавательных потребностей, интересов детей старшего возраста.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о традициях и культуре коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы, коми).

2. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: экран, проектор, поезд, материал для творчества (клей, нитки, пластилин, бумага).

Музыкальный ряд: песня Э. Успенский «Голубой вагон»; песня «Тэтэль – Вэтэль», сл. С. Наруя, музыка народная; музыка оленеводческих народов Севера «Лети, мой олень!».

Звучит песня на стихи Э. Успенского «Голубой вагон».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по полуострову Ямал в нашем голубом вагоне. Вагон работает без кондуктора, а вести его буду я – проводник (называет себя).

Позади суматоха перрона,

Сдайте грусть и печаль в наш музей.

Экипаж голубого вагона

Рад приветствовать новых друзей.

Нет на свете поездки чудесней,

Чем знакомство с родной стороной,

Мы приветствуем вас новой песней

Пойте все про вагон голубой.

Звучит музыка «Голубой вагон». Ведущий и ребята поют вместе песню.

Ведущий: Прежде, чем отправиться в путь, прошу вас ответить на несколько вопросов:

1. Когда был образован Ямал–Ненецкий автономный округ? (10 декабря 1930 г.).

2. На какие районы разделён округ? (Красноселькупский, Приуральский, Надымский, Тазовский, Ямальский, Пуровский, Шурышкарский)

3. Какое море омывает полуостров Ямал? (Карское).

4. Перечислите города округа? (Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Лабытнанги, Тарко-Сале, (на экране появляются слайды с фотографиями городов) .

5. На каких месторождениях были найдены богатейшие природные богатства Ямала? (Бованенковское, Медвежье, Харасавэйское, Крузенштернское, Южно-Тамбейское и др., (на экране появляются слайды с фотографиями месторождений).

Ведущий: Да, богата земля Ямальская, здесь суровые вершины древнего Урала, зеркальные разливы озёр, большие и маленькие реки, несметные сокровища недр. И всё это великолепие окружено зелёным океаном тундры и тайги.

6. А кто из вас, ребята, назовёт деревья, растущие на Ямале? (кедр, сосна, берёза, лиственница и др., (на экране появляются изображения деревьев).

7. Каких северных животных вы знаете? (Песец, лиса, медведь, соболь, заяц, лось, олень, (на экране появляются изображения животных).

8. Чем питается северный олень? (Ягель, (показ слайда с изображением ягеля).

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, что северные олени – современники мамонтов? Когда археологи раскапывают стоянки древних людей, часто находят расколотые кости мамонтов, черепа огромных волосатых носорогов.

Все мы знаем этих давно вымерших гигантов. Но любопытно то, что вместе с костями этих зверей в одних ямах находятся кости северных оленей, самых обыкновенных, которые живут в тундре. Почему же мамонты вымерли, а олени нет? До сих пор не найдено убедительного ответа. Северный олень – это загадка природы.

В нашей тундре много оленей. Взрослое животное называют – олень, детёныши оленя – оленята, а вот маму оленят называют не только олениха, но и важенка. И сейчас мы поиграем в игру «Важенка и оленята».

Правила игры. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно.

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Ведущий: Важенки у нас были очень заботливые, а оленята внимательные и послушные. Наше путешествие продолжается. Нас ждут другие вопросы и задания. Ребята, а ещё наша тундра славится грибами да ягодами, цветами да лечебными травами. Давайте погуляем по тундре, да заодно и грибы пособираем. Посмотрим, кто из вас наберёт больше разновидностей грибов. Но осторожнее, могут попасться и несъедобные. Помните, грибы нужно собирать не повреждая грибницу, выдёргивать грибы нельзя. Будьте внимательны.

Ведущий читает загадки о грибах, дети отгадывают.

После отгадки на экране появляются изображения грибов.

Он на толстой ножке белой

В яркой шапке загорелой,

Кто в лесу его найдёт,

Тот от радости поёт. (Белый гриб)

Меж осиновых ветвей

В красной шапочке своей,

Словно ягодка горит

Будто: «Вот я!» - говорит

И хоть яркий вид имеет

Срежь – и сразу посинеет. (Подосиновик).

Разноцветные береты –

Лета яркие предметы.

Разбрелись в лесу, как стая

Чудо – радуга грибная. (Сыроежки)

Ловко спрятаться умеет

Там где лес с березняком.

При засушке он чернеет,

Хоть и бел его излом. (Подберёзовик)

Этот белый кабальеро

Носит белое сомбреро,

Под листвой и хвоей

Скрыт от взора с головой.

Но когда в азарт войдёшь

Целый выводок найдёшь. (Груздь)

Красная шапочка с белым горошком

В фартуке белом, высокая ножка,

Внешне весьма привлекательный вид

Помните все! – этот гриб ядовит! (Мухомор)

Ведущий: Что ж, со сбором грибов вы справились хорошо. А какая рыба водится в реках? (осётр, нельма, ряпушка, (показ слайда с изображением рыб). Ребята, все вы знаете, что мы живём в краю озёр, лесов и болот. Давайте поиграем в игру «Ручейки и озёра».

Правила игры. Игроки стоят в нескольких колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Ведущий: А какие лекарственные растения мы будем собирать? (брусника, клюква, берёзовые почки, чага, ромашка, багульник, (показ слайдов с изображением ягод, трав). Молодцы! А теперь наш вагон приближается к Полярному кругу. Здесь у нас будет остановка. Давайте посмотрим на карту полушарий, проследим за пунктиром северного полярного круга. Лишь однажды этот пунктир пересекает населённый пункт – «Салехард», - с гордостью скажет вам любой его житель. С ненецкого языка это название переводится «город на мысу». (показ слайда с изображением карты ЯНАО).

Ведущий: В конце 16–го столетия на правом берегу реки Полуй был заложен Обдорский острог, в последствие стал называться город Обдорск, а в 1933г. переименован в город Салехард (показ слайдов с изображением г. Салехарда). Это административный центр Ямало–Ненецкого автономного округа. Здесь есть Окружной Дом Культуры Народов Севера.

Ведущий: Ребята, сегодня такой замечательный праздник, я бы хотела послушать какие вы стихотворения знаете о нашем крае.

Стихи.

“Жители Ямала” Л. Убушеева (Лабытнанги)

На Ямале мы живём, дружно песенки поём

Будем жить мы здесь всегда, не страшны нам холода.

Пусть свирепствуют метели, а мы шубки все надели!

Все обулись потеплей. На мороз! Там Веселей!

«Рождение Ямала» Леонид Лапцуй.

Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём,

Как в дремучих веках ты явился на свет,

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою,

Чтобы стать великаном с великой судьбой,

И чтоб алые звёзды взошли над тобой.

Ведущий: Молодцы! Хорошие стихи вы рассказали. А сейчас я предлагаю исполнить весёлую песенку «Тэтэль – Вэтэль».

Дети поют песню «Тэтэль – Вэтэль», сл. С. Наруя, музыка народная.

Ведущий: Какая замечательная песенка, молодцы ребята!

Ведущий: Катится наш голубой вагон, а вокруг столько прекрасного. Огромна земля Ямала. На его площади уместятся такие солидные европейские государства, как Швеция, Дания.

Какие народности населяют наш край? (ненцы, ханты, селькупы, коми)

Ведущий: Интересны и необычны сказки, пословицы и поговорки народов Севера. Ко всему, что их окружает, северяне относятся с уважением и любовью. Отгадайте ненецкие загадки.

Ненецкие загадки.

1. Двое хозяев за своими оленями гоняются – никак в одно стадо собрать не могут (солнце, луна, звёзды).

2. По тундре на 4 ножках бежит, а в чуме кочкой лежит. (Собака)

3. Лежит шкура дикого оленя вся в дырках. (Звёздное небо)

Ведущий: А теперь, ребята, вы подумайте и найдите русскую пословицу или поговорку, которая бы по смыслу совпадала с пословицей народов Севера.

- Не спеши языком, торопись делом. (Больше дела, меньше слов)

- Всякая сосна своему бору шумит. (Ненецкая). (Каждый кулик своё болото хвалит)

Ведущий: Я вижу красный свет светофора, значит, наш голубой вагон должен остановиться. Давайте выйдем и погуляем по лесу. Наберём шишек, мха, хвою, листья. В память о нашем путешествии давайте сделаем сувенир из природного материала.

Детям выдаются поделочные материалы: клей, нитки, пластилин, бумага, они рассаживаются за столы и приступают к работе. В конце развлечения каждому ребенку вручается эмблема «Ямал – мой дом родной».

Публикации по теме:

План развлечений на летний период в подготовительной к школе группе План развлечений на летний оздоровительный период на 2012- 2013 учебный год в подготовительной к школе группе. Цель:.

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Автор публикации:
Развлечение по реализации национально-регионального компонента «Путешествие по Ямалу»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 11:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....