Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»

Светлана Андреева
Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»

Цели и задачи: Формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыкальному искусству. Развитие осознанного восприятия музыки, способности к целостному и динамическому охвату ее явлений, к обобщению знаний о музыке, стремления самостоятельно применять их в новых ситуациях.

В процессе активного восприятия музыки стимулировать и углублять эмоциональность, проявляющуюся в интенсивности образных переживаний, в оригинальных сравнениях, сопоставлении, ассоциациях.

Приобщать ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах (импровизации). Создавать условия для реализации художественно- творческого опыта ребенка.

Оборудование: магнитофон, диски, кассеты.

Материал: портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрации к сказкам, репродукция Врубеля «Царевна Лебедь», С. М. Канашевич «Черномор и богатыри», Т. А. Маврина «Три девицы», фрагменты записи Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» и «Полет шмеля».

Ход занятия:

Муз. рук.: Ребята сегодня мы продолжим беседу о творчестве Пушкина, и как композитор, художник танцор сумели передать сказочный образ.

Сказки Пушкина любили не только дети, но и взрослые. Был такой композитор, который любил сказки Пушкина, поэтому написал по сказке целую оперу, а называется она «Сказка о царе Салтане», написал ее композитор, кто вспомнит, ребята, какой? ___ Правильно, ребята - это Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Ребята, а может кто-нибудь вспомнит, как начинается эта сказка?

Дети: Три девицы под окном….

Муз. рук.: Правильно. Так начинается эта сказка, и я вас сейчас приглашаю в страну лукоморья, в «Сказку о царе Салтане». В этой сказке много превращений, а какие, ребята?

Дети: Царевич превращается в комара, муху, шмеля, царевна превращается из лебедя в царевну.

Муз. Рук.: Одно из превращений в шмеля мы с вами слушали, правда? Как услышал композитор полет шмеля? Как изобразил своей музыкой?

Дети: Быстрый, энергичный, резкий, ритмичный.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Злой, настырный, игривый.

Муз рук: А какой инструмент передает точнее звучание, жужжание шмеля? (слушание «Полет шмеля»)

Дети: Это скрипки.

Муз рук: Правильно, это скрипки точно передают своим звучанием, трепетный полет шмеля.

В сказке, ребята, происходит много чудес. Какое было первое чудо, ответьте мне, пожалуйста, словами Пушкина.

Дети: «Ель растет перед дворцом…»

Муз рук: Правильно! Какой характер белочки?

Дети: Игровой, веселый, плясовой, задорный, быстрый, озорной

Муз рук: А какой жанр изобразил композитор?

Дети: Пляски.

Муз рук: А почему, как вы думаете?

Дети: Полюбилась композитору мелодия «Во саду ли в огороде…», взял он эту мелодию и на ее основе написал большую пьесу.

Муз рук: Послушайте еще раз отрывок 1-ого чуда и попробуйте представить, как поет и танцует белочка.

В 1 части Белочка, что делает?

Дети: Поет песенку.

Муз рук: А во 2 части?

Дети: Белочка танцует, а потом снова поет.

Муз рук: А может кто-нибудь изобразит игривую, веселую белочку? (дети изображают)

Муз рук: Ребята, а какое было 2 чудо, ответьте стихами Пушкина.

Дети: «Есть еще такое диво – море вздуется бурливо…»

Муз рук: Правильно, 33 богатыря. Каких богатырей изобразил композитор?

Дети: Смелых, могущественных, сильных.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Богатырская, таинственная, волшебная, громкая, торжественная.

Муз рук: А к какому жанру относится музыка?

Дети: К жанру марша.

Муз рук: Еще раз послушайте и представьте, как выходят могучие богатыри из моря – океана, а потом попробуйте изобразить их.

(Слушают)

Муз рук: А кто изобразит могучих богатырей?

(Дети изображают)

Муз рук: Как музыка изображает богатырей, с помощью каких инструментов?

Дети: Изображает оркестр, где много разных инструментов.

Муз рук: А кто стихами мне расскажет о третьем чуде?

Дети: «Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…»

Муз рук: Как звучит музыка царевны?

Дети: легко, трепетно, нежно, мелодично, печально.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Нежный, задумчивый, мечтательный.

Муз рук: А о чем она мечтает?

Дети: О счастье, любви, радости.

Муз рук: А какой жанр музыки использовал композитор?

Дети: жанр вальс.

Муз рук: Послушайте еще раз отрывок и представьте царевну, как она мечтает о прекрасном принце. (Слушают фрагмент)

Муз рук: А может кто-нибудь изобразит в танце царевну: добрую, ласковую, нежную (дети изображают).

Муз рук: Молодцы ребята. Вы хорошо и правильно понимаете музыку, и чувства и переживания. Ребята скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: О музыке Римского-Корсакова, которую он написал к сказке Пушкина о царе Салтане.

Муз рук: Как вы думаете, где больше отображено переживаний, в художественном слове, музыке, танце?

Где вам понравилось сказка: в движении, слове, музыке?

Какое из чудес вам больше всего понравилось?

Муз рук: Не только композиторы, но и художники любили сказку Пушкина о царе Салтане, поэтому изобразили в своих картинах. Врубель «Царевна лебедь», Конашевич «33 богатыря», Маврина «Три девицы….» (дети смотрят репродукции).

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»
Опубликовано: 19 марта 2013 в 09:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...