Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»

Светлана Андреева
Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»

Цели и задачи: Формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыкальному искусству. Развитие осознанного восприятия музыки, способности к целостному и динамическому охвату ее явлений, к обобщению знаний о музыке, стремления самостоятельно применять их в новых ситуациях.

В процессе активного восприятия музыки стимулировать и углублять эмоциональность, проявляющуюся в интенсивности образных переживаний, в оригинальных сравнениях, сопоставлении, ассоциациях.

Приобщать ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах (импровизации). Создавать условия для реализации художественно- творческого опыта ребенка.

Оборудование: магнитофон, диски, кассеты.

Материал: портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрации к сказкам, репродукция Врубеля «Царевна Лебедь», С. М. Канашевич «Черномор и богатыри», Т. А. Маврина «Три девицы», фрагменты записи Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» и «Полет шмеля».

Ход занятия:

Муз. рук.: Ребята сегодня мы продолжим беседу о творчестве Пушкина, и как композитор, художник танцор сумели передать сказочный образ.

Сказки Пушкина любили не только дети, но и взрослые. Был такой композитор, который любил сказки Пушкина, поэтому написал по сказке целую оперу, а называется она «Сказка о царе Салтане», написал ее композитор, кто вспомнит, ребята, какой? ___ Правильно, ребята - это Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Ребята, а может кто-нибудь вспомнит, как начинается эта сказка?

Дети: Три девицы под окном….

Муз. рук.: Правильно. Так начинается эта сказка, и я вас сейчас приглашаю в страну лукоморья, в «Сказку о царе Салтане». В этой сказке много превращений, а какие, ребята?

Дети: Царевич превращается в комара, муху, шмеля, царевна превращается из лебедя в царевну.

Муз. Рук.: Одно из превращений в шмеля мы с вами слушали, правда? Как услышал композитор полет шмеля? Как изобразил своей музыкой?

Дети: Быстрый, энергичный, резкий, ритмичный.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Злой, настырный, игривый.

Муз рук: А какой инструмент передает точнее звучание, жужжание шмеля? (слушание «Полет шмеля»)

Дети: Это скрипки.

Муз рук: Правильно, это скрипки точно передают своим звучанием, трепетный полет шмеля.

В сказке, ребята, происходит много чудес. Какое было первое чудо, ответьте мне, пожалуйста, словами Пушкина.

Дети: «Ель растет перед дворцом…»

Муз рук: Правильно! Какой характер белочки?

Дети: Игровой, веселый, плясовой, задорный, быстрый, озорной

Муз рук: А какой жанр изобразил композитор?

Дети: Пляски.

Муз рук: А почему, как вы думаете?

Дети: Полюбилась композитору мелодия «Во саду ли в огороде…», взял он эту мелодию и на ее основе написал большую пьесу.

Муз рук: Послушайте еще раз отрывок 1-ого чуда и попробуйте представить, как поет и танцует белочка.

В 1 части Белочка, что делает?

Дети: Поет песенку.

Муз рук: А во 2 части?

Дети: Белочка танцует, а потом снова поет.

Муз рук: А может кто-нибудь изобразит игривую, веселую белочку? (дети изображают)

Муз рук: Ребята, а какое было 2 чудо, ответьте стихами Пушкина.

Дети: «Есть еще такое диво – море вздуется бурливо…»

Муз рук: Правильно, 33 богатыря. Каких богатырей изобразил композитор?

Дети: Смелых, могущественных, сильных.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Богатырская, таинственная, волшебная, громкая, торжественная.

Муз рук: А к какому жанру относится музыка?

Дети: К жанру марша.

Муз рук: Еще раз послушайте и представьте, как выходят могучие богатыри из моря – океана, а потом попробуйте изобразить их.

(Слушают)

Муз рук: А кто изобразит могучих богатырей?

(Дети изображают)

Муз рук: Как музыка изображает богатырей, с помощью каких инструментов?

Дети: Изображает оркестр, где много разных инструментов.

Муз рук: А кто стихами мне расскажет о третьем чуде?

Дети: «Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…»

Муз рук: Как звучит музыка царевны?

Дети: легко, трепетно, нежно, мелодично, печально.

Муз рук: А какой характер музыки?

Дети: Нежный, задумчивый, мечтательный.

Муз рук: А о чем она мечтает?

Дети: О счастье, любви, радости.

Муз рук: А какой жанр музыки использовал композитор?

Дети: жанр вальс.

Муз рук: Послушайте еще раз отрывок и представьте царевну, как она мечтает о прекрасном принце. (Слушают фрагмент)

Муз рук: А может кто-нибудь изобразит в танце царевну: добрую, ласковую, нежную (дети изображают).

Муз рук: Молодцы ребята. Вы хорошо и правильно понимаете музыку, и чувства и переживания. Ребята скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: О музыке Римского-Корсакова, которую он написал к сказке Пушкина о царе Салтане.

Муз рук: Как вы думаете, где больше отображено переживаний, в художественном слове, музыке, танце?

Где вам понравилось сказка: в движении, слове, музыке?

Какое из чудес вам больше всего понравилось?

Муз рук: Не только композиторы, но и художники любили сказку Пушкина о царе Салтане, поэтому изобразили в своих картинах. Врубель «Царевна лебедь», Конашевич «33 богатыря», Маврина «Три девицы….» (дети смотрят репродукции).

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Профессии и труд
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»
Опубликовано: 19 марта 2013 в 09:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию в смешанной технике: печать листьями и оттиск смятой...
Воспитатель: Ребята, хочу загадать вам загадку. Вот послушайте. Загадка: Словно гроздья винограда, На кустах цветы цветут, И лиловым своим цветом, Лето...
Фоторепортаж «Самая крупная кувшинка в мире».
В публикации «С Международным Днём цветка» я рассказала о цветах – символах в разных странах. Эту тему я хотела бы продолжить и рассказать о самой...
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей группы «Мамы в гости к нам пришли».
Цель : продолжать учить детей выразительному чтению стихов; учить элементам театрализованной деятельности; воспитывать уважительное отношение к взрослым,...
Проект «Звезда по имени Солнце»
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка» Интеграция образовательных областей :...
Маркеры игрового пространства.
Доброго всем время суток, дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры детей среднего...