Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие»

Лариса Миляева
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие»

Конспект музыкального занятия в старшей группе

«Морское путешествие».

Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях с помощью музыкальных, изобразительных и ритмических средств.

Программные задачи: учить детей высказывать свое мнение о музыкальном произведении, отвечая на вопрос «О чем рассказывает музыка и как. Работать над расширением диапазона голоса, следить за чистотой интонации. Развивать творческую активность детей. Закреплять умение самостоятельно начинать движения после вступления, менять их со сменой частей и музыкальных фраз, выразительно выполнять движения с ленточками. Закреплять умение передавать в движении характерные черты образов.

Воспитывать любовь к природе желание ее защищать.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под звучание волн, в руках ленточки. Звучит «Форель, муз. Р. Шуберта – дети выполняют музыкально-ритмическую композицию с ленточками.

Музыкальный руководитель:

Посмотрим, ребята, на глобус и поищем моря и океаны. Обратите внимание, какого цвета больше, синего и голубого – водного пространства, или коричневого, желтого, зеленого – суши. Конечно, на нашей планете Земля большую ее часть занимают моря и океаны.

Это громадные водные пространства. Кто-нибудь из вас, ребята, бывал на море? (Ответы.) Скажите, какое бывает море, всегда одинаковое – спокойное, или разное? (Ответ.)

Да, море может быть разным, когда оно спокойное, тихое, ласковое, такое его состояние называют штилем. Когда на море дует легкий ветер и по воде бегут белые волны, такое его состояние называют бризом. А вот в плохую, ветреную, дождливую погоду, море становится неспокойным, огромные волны набегают одна на другую, и с сильным грохотом обрушиваются на берег. Это шторм. В это время нельзя находиться на море, это очень опасно. Во время таких штормов могут погибнуть даже большие судоходные корабли. Вот о таком опасном, трагическом моменте рассказывает нам картина Айвазовского. (Рассматривают картину.)

Знаменитый художник Иван Константинович Айвазовский родился в городе Феодосия, что находится у самого Черного моря. Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению моря в разных его состояниях: и во время шторма, и во время штиля, и во время легкого бриза. (Рассматривают репродукции картин художника.)

А сейчас мы послушаем фрагмент из сюиты «Шахерезада» русского композитора Римского-Корсакова и попробуем определить, какое состояние моря передается в этой музыке.

Звучит музыка, дети отвечают с помощью карточек – темно-синих, синих, голубых.

Музыкальный руководитель:

Прозвучал фрагмент из сюиты «Шахерезада» - «Корабль, разбивающийся о скалу». Вы совершенно верно определили настроение музыки, показав карточки темно-синего цвета. В музыке изображено столько переживаний, трагических звуков. Слушая эту музыку, представляешь себе, как из последних сил моряки пытаются спасти свой корабль от неминуемой гибели, но они беспомощны и старания их оказываются напрасными перед лицом великой водной стихией.

Дети слушают музыку повторно.

Море требует к себе большого уважения и заботы. Ведь сама жизнь на планете Земля началась в море, поэтому нужно бороться с тем, чтобы не загрязнять его воды. В морях и океанах живут огромное количество разных животных и растений. Назовите, какие из них вы знаете.

(Ответы детей.)

Открывается панно с изображением моря и парусника.

Ребята, я предлагаю отправиться на этом паруснике в морское путешествие. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, нам нужно с вами развернуть паруса, чтобы ветер смог их надуть.

Дыхательная гимнастика:

Дети делают вдох, затем продолжительный выдох (3-4раза).

Вот теперь мы с вами готовы, а помогать в пути нам будет песня «Море, море», слова Н. Соловьевой, музыка М. Парцхаладзе.

После исполнения песни звучит фонограмма звуков морских волн, крик чаек, дельфинов. (Показ слайдов.)

Я вижу за бортом дельфинов. Это замечательные, красивые и умные животные. Они на редкость дружны между собой и часто приходят на помощь друг другу. Было много случаев, что они спасли тонущих людей. Давайте поплаваем и поиграем вместе с ними.

Звучит музыка Поля Мориа «Голубая вода».

(Дети здесь и далее выполняют упражнения, предложенные С Шармановой, А. Федоровым – «Дошкольное воспитание» - 7/1997г.)

«Дельфин».

И. п. – лежа на спине, руки вверху. 1 - 2 – перекат на правый бок, прогнуться;

3 – 4 – и. п. ; 5 – 8 – то же влево.

А теперь заглянем в морские глубины. Смотрите, вот проплывают мимо нас медузы, очень странные морские создания, они совсем не похожи на рыб. Тело медузы похоже на зонтик или колокол, по краям – щупальца, если к ним прикоснуться, то можно получить серьезные ожоги и повреждения. Интересен способ ее передвижения, который называют реактивным. Сокращаясь, медуза отбрасывает воду назад, а сама при этом получает толчок вперед. Наблюдая за ней, ученые придумали и положили этот способ передвижения в основу космических полетов: ракета, отрываясь от земли, выбрасывает из хвостовой части столб пламени.

Давайте, поплаваем рядом с ними, только осторожно, не дотрагиваясь до них.

«Медуза»

И. п. – лежа на спине, ноги врозь, руки вверх – в стороны. 1 – 3 - группировка лежа, ноги согнуть к груди и обхватить их руками, голову поднять («когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно»); 4 – и. п. («когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность»).

На самом морском дне есть восхитительной красоты известковые дома – коралловые рифы. Их построили коралловые полипы – маленькие морские животные. Каждый из них живет в оболочке, которую строит, добывая известь из морской воды.

«Кораллы»

И. п. – сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплетены. 1 – наклон вперед, поднимая руки назад; 2 – 3 – держать руки; 4 – и. п.

А вот плывет осьминог. Это название ему дали потому, что у него восемь щупальцев – ног. Расположены они на голове, за что осьминога и ближайщих его родственников – кальмаров и каракатиц - называют головоногими моллюсками. Питаются осьминоги рыбами и крабами. Смотрите, сколько к нам приплыло еще осьминогов.

(Детям раздаются сделанные из ниток игрушки осьминожков.)

Песенная импровизация.

«Я веселый осьминог,

У меня так много ног,

Чтоб удобно было мне

Жить среди камней, на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь,

Приседаю, поднимаюсь,

С рыбкой в танце закружусь

И на камни опущусь».

(Н. Анучина.)

Вот и заканчивается наше морское путешествие, и в заключении я предлагаю послушать шум морских волн, крики чаек и поиграть в игру «Волны».

Дети строятся, образуя круг. В центр выходят 3- 4 ребенка – «купающиеся». Остальные дети – «волны», подбегают к ним, ласково поглаживают «пловцов» и отбегают назад. Игра повторяется несколько раз, пока все дети не поучаствуют в роли «купающихся».

Публикации по теме:

Настольная игра для детей дошкольного возраста «Морское путешествие» для всестороннего развития детей.Настольная игра для детей дошкольного возраста «Морское путешествие» для всестороннего развития детей. Настольная игра для детей дошкольного возраста "Морское путешествие". воспитателем Симкиной Е. В совместно с детьми средней группы "Пчелка".

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие»
Опубликовано: 25 октября 2013 в 17:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...