Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»

Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

«Необыкновенный мир магнитов»

Цель: Развитее познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно-экспериментальную деятельность детей.

3. Закрепление знаний о применении свойств магнита человеком.

4. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Материалы: магниты разной формы; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки); немагнетические предметы (деревянные палочки, пластмассовые, резиновые, картонные модели ключей); карта-схема маршрута, компас и видеописьмо.

Организационный момент «Солнышко»

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Программное содержание

1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила, компас.

2. Продолжать формировать представления о свойствах магнита: притягивать (отталкивать, способности намагничивать железные предметы, действие магнетических сил через разные материалы.

3. Развивать умение выявлять магнетические и немагнетические материалы.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает: «Дети, Буратино прислал нам видеописьмо» (Включает телевизор).

Здравствуйте, ребята! У меня проблема.

Мне нужен ключик от потайной двери.

Дверь находится в коморке

Папы Карло под холстом

Только черепаха Тортилла знает этот секрет,

Но я не знаю дороги к ней.

Помогите, пожалуйста, ребята!

Воспитатель – Ребята поможем Буратино! Конечно, ведь вы маленькие исследователи, первооткрыватели, любознайки, экспериментаторы. Какие у нас в саду важные дела? Скажите об этом.

Ребенок – А у нас в саду дела – эксперименты снова.

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски

Изменяем вкус воды как в волшебной сказке.

Воспитатель – Итак, мы отправляемся в дорогу. В пути нам будет помогать вот эта карта-схема. В дорогу с собой мы возьмем все самое необходимое. В первую очередь дружбу, знания, дисциплину, хорошее настроение.

- А что еще надо взять с собой в дорогу, чтобы не заблудиться? (компас).

Воспитатель вешает карту-схему на доску. Берет компас и рассказывает о магнитной стрелке компаса. Воспитатель вместе с детьми двигается по группе по стрелке-указателю, сверяясь с картой.

Воспитатель – 1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».

- Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?

- Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.

Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита).

Воспитатель – Почему?

Гипотеза: монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать металлические предметы.

- Давайте проверим.

Опыт № 1. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в корзиночку.

Вывод. Магнитные силы действуют через песок.

Воспитатель – Двигаемся дальше. Следующий пункт нашего пути – «лесные приключения).

- Ребята, а лес-то какой густой, где наша тропинка? Давайте поиграем. Сделаем цепочку из вас и пойдем вон по той узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем? (магнит).

Описание игры: ребенок – магнит, остальные дети – звенья цепочки. До кого дотрагивается ребенок – магнит, того – притягивает, «намагничивает». Дети цепляются друг за друга и двигаются под музыку.

Воспитатель – А вот мы пришли к следующему пункту нашего пути – «Чудесная поляна». Здесь мы сделаем привал, позанимаемся, отдохнем, поиграем с магнитами. (Дети садятся за столы).

- Ребята, а вы можете составить цепочку из скрепок? Как можно это сделать? (Ответы детей. С помощью магнита).

Опыт № 2. Дети самостоятельно составляют цепочку из скрепок. Дети подносят магнит сначала к одной скрепке, затем к другой и т. д., составляя длинную цепочку. Затем осторожно освобождают магнит от первой скрепки и убеждаются, что они намагнитились. Проверяют движение цепочки с помощью магнита под крышкой стола «Паровозик поехал».

Воспитатель – Почему скрепки двигаются? Что действует на них (магнитные силы). Проверьте этот опыт с пластмассовыми тарелочками, с картоном. Действует ли магнит через эти материалы?

Вывод: магнитные силы действуют через дерево, пластмассу, картон.

- Ребята, а какие еще свойства имеет магнит, кроме притягивания (отталкивает друг от друга). Давайте проверим.

Опыт № 3. Дети берут два магнита и присоединяют их друг к другу, меняя полюса и убеждаются в эксперименте.

Воспитатель – Однако, дети, нам надо двигаться дальше, Буратино ждет. Конечный пункт нашего пути – «Волшебный пруд».

Дети подходят к макету пруда, садятся вокруг на ковер. И слушают песенку Тортиллы под фонограмму.

Воспитатель – Ребята, смотрите, сколько здесь ключей! Одни ключи плавают, другие лежат на самом дне. Как же нам достать ключик, не замочив рук?

(Варианты ответов – удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита).

Опыт № 4. Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают ключик. Далее пробуют достать другие ключи (медные, алюминиевые, но они не притягиваются магнитом.

Воспитатель – Почему?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель – Назовите магнетические предметы (ответы детей).

- А теперь не магнетические предметы (ответы детей).

Итог занятия. Воспитатель обобщает знания детей о свойствах магнита, уточняет, где применяют свойства магнита люди.

В каких предметах используют магнит?

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Работали дружно, давали правильные ответы и помогли Буратино найти ключик. Он будет очень рад. На следующем занятии мы будем изучать новые свойства магнита.

Сюрпризный момент.

Воспитатель заглядывает в корзинку и обнаруживает там волшебные монетки, которые превратились в шоколадные медальки.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Испытание магнита» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание».Конспект НОД «Испытание магнита» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание». Участники: дети подготовительной к школе группа №4, воспитатель, Карлсон (взрослый или игрушка). Образовательные области: познание, социализация,.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дом, предметы быта
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 21:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...