Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»

Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

«Необыкновенный мир магнитов»

Цель: Развитее познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно-экспериментальную деятельность детей.

3. Закрепление знаний о применении свойств магнита человеком.

4. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Материалы: магниты разной формы; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки); немагнетические предметы (деревянные палочки, пластмассовые, резиновые, картонные модели ключей); карта-схема маршрута, компас и видеописьмо.

Организационный момент «Солнышко»

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Программное содержание

1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила, компас.

2. Продолжать формировать представления о свойствах магнита: притягивать (отталкивать, способности намагничивать железные предметы, действие магнетических сил через разные материалы.

3. Развивать умение выявлять магнетические и немагнетические материалы.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает: «Дети, Буратино прислал нам видеописьмо» (Включает телевизор).

Здравствуйте, ребята! У меня проблема.

Мне нужен ключик от потайной двери.

Дверь находится в коморке

Папы Карло под холстом

Только черепаха Тортилла знает этот секрет,

Но я не знаю дороги к ней.

Помогите, пожалуйста, ребята!

Воспитатель – Ребята поможем Буратино! Конечно, ведь вы маленькие исследователи, первооткрыватели, любознайки, экспериментаторы. Какие у нас в саду важные дела? Скажите об этом.

Ребенок – А у нас в саду дела – эксперименты снова.

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски

Изменяем вкус воды как в волшебной сказке.

Воспитатель – Итак, мы отправляемся в дорогу. В пути нам будет помогать вот эта карта-схема. В дорогу с собой мы возьмем все самое необходимое. В первую очередь дружбу, знания, дисциплину, хорошее настроение.

- А что еще надо взять с собой в дорогу, чтобы не заблудиться? (компас).

Воспитатель вешает карту-схему на доску. Берет компас и рассказывает о магнитной стрелке компаса. Воспитатель вместе с детьми двигается по группе по стрелке-указателю, сверяясь с картой.

Воспитатель – 1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».

- Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?

- Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.

Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита).

Воспитатель – Почему?

Гипотеза: монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать металлические предметы.

- Давайте проверим.

Опыт № 1. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в корзиночку.

Вывод. Магнитные силы действуют через песок.

Воспитатель – Двигаемся дальше. Следующий пункт нашего пути – «лесные приключения).

- Ребята, а лес-то какой густой, где наша тропинка? Давайте поиграем. Сделаем цепочку из вас и пойдем вон по той узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем? (магнит).

Описание игры: ребенок – магнит, остальные дети – звенья цепочки. До кого дотрагивается ребенок – магнит, того – притягивает, «намагничивает». Дети цепляются друг за друга и двигаются под музыку.

Воспитатель – А вот мы пришли к следующему пункту нашего пути – «Чудесная поляна». Здесь мы сделаем привал, позанимаемся, отдохнем, поиграем с магнитами. (Дети садятся за столы).

- Ребята, а вы можете составить цепочку из скрепок? Как можно это сделать? (Ответы детей. С помощью магнита).

Опыт № 2. Дети самостоятельно составляют цепочку из скрепок. Дети подносят магнит сначала к одной скрепке, затем к другой и т. д., составляя длинную цепочку. Затем осторожно освобождают магнит от первой скрепки и убеждаются, что они намагнитились. Проверяют движение цепочки с помощью магнита под крышкой стола «Паровозик поехал».

Воспитатель – Почему скрепки двигаются? Что действует на них (магнитные силы). Проверьте этот опыт с пластмассовыми тарелочками, с картоном. Действует ли магнит через эти материалы?

Вывод: магнитные силы действуют через дерево, пластмассу, картон.

- Ребята, а какие еще свойства имеет магнит, кроме притягивания (отталкивает друг от друга). Давайте проверим.

Опыт № 3. Дети берут два магнита и присоединяют их друг к другу, меняя полюса и убеждаются в эксперименте.

Воспитатель – Однако, дети, нам надо двигаться дальше, Буратино ждет. Конечный пункт нашего пути – «Волшебный пруд».

Дети подходят к макету пруда, садятся вокруг на ковер. И слушают песенку Тортиллы под фонограмму.

Воспитатель – Ребята, смотрите, сколько здесь ключей! Одни ключи плавают, другие лежат на самом дне. Как же нам достать ключик, не замочив рук?

(Варианты ответов – удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита).

Опыт № 4. Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают ключик. Далее пробуют достать другие ключи (медные, алюминиевые, но они не притягиваются магнитом.

Воспитатель – Почему?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель – Назовите магнетические предметы (ответы детей).

- А теперь не магнетические предметы (ответы детей).

Итог занятия. Воспитатель обобщает знания детей о свойствах магнита, уточняет, где применяют свойства магнита люди.

В каких предметах используют магнит?

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Работали дружно, давали правильные ответы и помогли Буратино найти ключик. Он будет очень рад. На следующем занятии мы будем изучать новые свойства магнита.

Сюрпризный момент.

Воспитатель заглядывает в корзинку и обнаруживает там волшебные монетки, которые превратились в шоколадные медальки.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Испытание магнита» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание».Конспект НОД «Испытание магнита» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание». Участники: дети подготовительной к школе группа №4, воспитатель, Карлсон (взрослый или игрушка). Образовательные области: познание, социализация,.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 21:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...