«Пир на весь мир», Гжельская роспись

Светлана Тришина
«Пир на весь мир», Гжельская роспись

Задачи:

• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»

• составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол)

• развивать чувство формы и композиции

• воспитывать интерес к народному искусству

Материал и оборудование:

• синяя и белая гуашь

• палитры

• кисточки (толстая и тонкая)

• салфетки

• банки с водой

• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд

Методы и приемы:

• рассказ

• объяснение

• показ

• вопросы детям

• помощь детям

Словарная работа:

• Активизировать в речи детей слова: гжель, мастера, роспись, фарфор, художник, полотно, ворс, посуда, подсвечник, шкатулка, фруктовница, каравай, крендели.

• Пополнять словарный запас детей словосочетаниями: белоснежная посуда, небесно- голубые узоры, гжельская роза, широкие мазки, миниатюрные розочки, гжельские мастера, грациозные цветы, фигурные караваи, пышные пироги, печатные пряники.

Предварительная работа:

Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед- пиво пил). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна- лягушка», «Аленький цветочек», и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда.). Ознакомление с керамической и декоративной посудой.

Ход непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель организовывает выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывешивает наглядный материал «гжельской росписи», и рассказывает:

- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью,- называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с небесно- голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей.

Ну, конечно же, в первую очередь- это необыкновенный цвет! Он всегда бело- синий - яркий и прямо какой- то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!». Жители деревушки Гжели называют себя- гжельцы, и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и решили они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Гжельские мастера- большие выдумщики. Простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок, а некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные.

Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми небесными узорами.

Физ. минутка.

«Киска»

То прыгнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед-

Это делает зарядку

Наш Маркиз- пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти. Шерсть и аппетит.

Воспитатель показывает еще раз детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир».

Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую панораму «Пир на весь мир».

Публикации по теме:

Конспект развлечения «Гжельские узоры», подготовительная группа. Конспект развлечения "ГЖЕЛЬКИЕ УЗОРЫ" подготовительная группа. ГАЯНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА Оформление зала:стена оформлена по мотивам сюжета.

Знакомство дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомство дошкольников с изделиями народного творчества Предметы народного творчества разнообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево. Каждое изделие несет в себе.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Цветы
Автор публикации:
«Пир на весь мир», Гжельская роспись
Опубликовано: 9 сентября 2012 в 19:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...