«Пир на весь мир», Гжельская роспись

Светлана Тришина
«Пир на весь мир», Гжельская роспись

Задачи:

• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»

• составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол)

• развивать чувство формы и композиции

• воспитывать интерес к народному искусству

Материал и оборудование:

• синяя и белая гуашь

• палитры

• кисточки (толстая и тонкая)

• салфетки

• банки с водой

• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд

Методы и приемы:

• рассказ

• объяснение

• показ

• вопросы детям

• помощь детям

Словарная работа:

• Активизировать в речи детей слова: гжель, мастера, роспись, фарфор, художник, полотно, ворс, посуда, подсвечник, шкатулка, фруктовница, каравай, крендели.

• Пополнять словарный запас детей словосочетаниями: белоснежная посуда, небесно- голубые узоры, гжельская роза, широкие мазки, миниатюрные розочки, гжельские мастера, грациозные цветы, фигурные караваи, пышные пироги, печатные пряники.

Предварительная работа:

Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед- пиво пил). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна- лягушка», «Аленький цветочек», и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда.). Ознакомление с керамической и декоративной посудой.

Ход непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель организовывает выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывешивает наглядный материал «гжельской росписи», и рассказывает:

- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью,- называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с небесно- голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей.

Ну, конечно же, в первую очередь- это необыкновенный цвет! Он всегда бело- синий - яркий и прямо какой- то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!». Жители деревушки Гжели называют себя- гжельцы, и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и решили они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Гжельские мастера- большие выдумщики. Простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок, а некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные.

Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми небесными узорами.

Физ. минутка.

«Киска»

То прыгнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед-

Это делает зарядку

Наш Маркиз- пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти. Шерсть и аппетит.

Воспитатель показывает еще раз детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир».

Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую панораму «Пир на весь мир».

Публикации по теме:

Конспект развлечения «Гжельские узоры», подготовительная группа. Конспект развлечения "ГЖЕЛЬКИЕ УЗОРЫ" подготовительная группа. ГАЯНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА Оформление зала:стена оформлена по мотивам сюжета.

Знакомство дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомство дошкольников с изделиями народного творчества Предметы народного творчества разнообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево. Каждое изделие несет в себе.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Домашние животные
  • Народные промыслы
Автор публикации:
«Пир на весь мир», Гжельская роспись
Опубликовано: 9 сентября 2012 в 19:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....