Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: «Жизнь растений в разной среде»

Ольга Барабанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: «Жизнь растений в разной среде»

ТЕМА: «Жизнь растений в разной среде».

Цель: Формирование у детей знаний о росте растений в разных условиях и почвах.

Задачи:

- Учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о

недостатке, каких либо условий, находить способ оздоровления.

- Закрепить и обогатить знания детей о росте растений;

- Организовать наблюдение за ростом растений в разных

условиях и почвах;

- Вводить в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант",

"укоренение".

- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание

наблюдать и ухаживать за ними.

Приоритетная образовательная область: Познание.

Интеграция: Музыка, коммуникация, здоровье, безопасность.

Предварительная работа:

В течении года дети под руководством педагога сажают растения в ёмкости с разным грунтовым составом:песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля, глина.

Ведут наблюдение за ростом растений и развитием растений. Педагог

рассказывает детям о профессии лаборанта.

Материалы и оборудование:

Ёмкости с растениями, семена растений,стаканы с водой, фартуки, лопаточки, фото растений, салфеточки, клеёнки, фонограмма для создания музыкального фона занятия, лупы.

Индивидуальная работа: Аня Л. –учить делать выводы на основе проведённых опытов; Вика Ф. – упражнять в подборе прилагательных.

Непосредственно образовательная деятельность детей.

Дети вместе с воспитателем, встают в круг.

Психологический настрой:

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Свою любовь и доброту я дарю вам,

А Вы подарите друг другу.

(дети здороваются друг с другом дарят воздушные поцелуи).

Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем всё о растениях. Вы согласны?

Дети: Да!»

(Звучит музыка дети проходят в группу).

Воспитатель: Ребята! В течении этого года мы с вами приступили к новым экспериментам. В чём они состояли?

Дети: Мы сажали растения в разные ёмкости с землёй, с землёй с органическими удобрениями, с песком, с опилками и глиной.

Воспитатель: Где мы с вами начали свои опыты?

Дети: В опытной лаборатории.

Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, кто руководит в лаборатории.

Дети: Профессора, лаборанты.

Воспитатель: Вы правы. Значит я сегодня, профессор, руководитель экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно будете помогать. Чем обычно занимаются лаборанты?

Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями во время опытов, записывают, зарисовывают, фотографируют свои результаты.

Воспитатель: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными растениями. Лаборанты! Приготовьтесь к работе,

наденьте фартуки, и давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.

Дети: Нельзя брать без разрешения ни какие предметы, быть внимательными, спокойно вести себя в лаборатории.

Воспитатель: А для того, что бы мы с вами рассмотрели наши растения, я предлагаю вам, что бы наши глаза отдохнули.

Зрительная гимнастика:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Воспитатель: И так, коллеги, мы с вами начинаем наши наблюдения, давайте посмотрим на наши ёмкости, в которые мы посадили растения. Что вы видите?

Дети: В горшочках растут растения. Это растения, которые мы с вами посадили.

Воспитатель: (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях растения растут по- разному. Вы не находите?

Дети: Да. В некоторых ёмкостях растения выглядят крепкими и здоровыми. А в других бледные и слабые.

Воспитатель: Необходимо проанализировать ситуацию. Растение под номером 1 мы посадили. куда?

Дети: В землю.

Воспитатель: Вот именно! В землю! Обогащенную органическими удобрениями. Эту землю, мы приобрели в магазине, это уже готовая

земля, для того, что бы в неё сажать растения. Теперь коллеги посмотрим, что стало с растениями, посаженными в обычную землю под цифрой 2. Растение тоже выглядит здоровым, но растёт медленнее, почему?

Дети: Потому, что им не хватает удобрений, которые есть в земле обогащенной органическими удобрениями.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте сравним, и скажем, чем же отличаются эти две земли, для этого у нас есть лупы, и ёмкости под номерами 1 и 2. 1 это земля обогащенная органическими удобрениями, и под номером 2 обычная земля. Давайте возьмём ёмкость под цифрой1. И внимательно рассмотрим её. Что же мы видим с вами в 1 ёмкости?

Дети: Там видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы, а так же удобрений.

Воспитатель: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества листья, трава, веточки - невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Гумус способствует созданию хорошей структуры почвы. Гумусные почвы всегда рыхлые, воздухо- и влагопроницаемые. Вот почему даже в сильную жару ни что не «сгорает» в этой земле. А сейчас давайте рассмотрим обычную землю, в ёмкости под номером 2, что мы видим?

Дети: земля в ней более твёрдая, комочками, в ней нет перегнивших листьев, веточек, когда высыхает становится твёрдая…

Воспитатель: Значит земля в 1 ёмкости лучше, чем во 2. Земля в 1 ёмкости рыхлая, мягкая в ней есть удобрения, поэтому и растение выглядит более здоровым, чем во 2 ёмкости. А теперь, рассмотрим, что стало с растениями, посаженными в песок в 3 ёмкости.

Дети: В песке растения бледные и слабые, с высохшими макушками.

Воспитатель: Ты скажи мой росток,

Отчего ты занемог?

Жизнь моя нелегка,

Я страдаю от песка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему растения, которое росло в песке, так выглядит? Что мы можем сказать про песок? Какой он?

Дети: Сухой песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.

Воспитатель: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Как помочь растению?

Дети: Пересадить его в землю.

Воспитатель: А мы возьмем растение

И в землю поместим.

Питательной средою растенье укрепим.

Воспитатель: После мы с вами пересадим растение из песка в землю, и посмотрим, что из этого получится. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на 4 ёмкость. Тут мы с вами посадили растения в опилки. Как вы думаете, что такое опилки?

Дети: Опилки - часть дерева. Опилки — мелкая стружка, получаемая при пилении древесины. Опилки являются отходами деревообрабатывающей промышленности, они нашли широкое применение. Они плохо впитывают воду, и вода застаивается в опилках, в них нет перегноя - гумуса.

Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в опилках?

Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что происходит с корнями растений, если в опилках застаивается вода?

Дети: Они загнивают.

Воспитатель: Правильно, корни загнивают, и соответственно растение плохо растёт.

Воспитатель: Проклюнулся немного зелененький глазок.

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.

Плохо мне в опилках -

Питанья не найти.

Воспитатель: А сейчас обратим внимание на растения, посаженные в

глину в 5 ёмкости. Что мы можем сказать о глине, какая она?

Дети: Глина рыжая, сухая глина твердая, как камень. Глина — пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в глине?

Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Воспитатель: Правильно, а почему же растения не растут в глине?

Дети: Потому что, глина жёсткая, и она не даёт корням развиваться, расти, и поэтому, растение замедляет свой рост. Листья выглядят бледными, мелкими.

Воспитатель: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего сажать растения?

Дети: В землю, богатую перегноем - гумусом.

Воспитатель: Молодцы, ребята правильный выбор вы сделали, а для того, чтобы нам дальше с вами работать в нашей лаборатории, нам необходимо размять наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике, возле терраски,

Растут голубые, анютины глазки.

Анютины глазки, анютины глазки,

Они распускаются, быстро, как в сказке.

Воспитатель: А мы с вами продолжаем дальше работать в нашей лаборатории. Ребята, а скажите мне какое время года, у нас сейчас с вами?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что люди делают весной на огородах, участках?

Дети: Убирают оставшуюся листву, копают, сажают растения….

Воспитатель: Вот и у нас с вами скоро предстоят посадки на огороде, но у нас одна беда, все семена перемешались, вы поможете мне их разобрать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот здесь на столах у меня в ёмкости с семена, которые перепутаны, ваша задача сейчас их разобрать. Каждый вид семян вы помещаете в свою ёмкость, обратите внимание на картинку.

Дети выполняют работу в группах: по 5 человек 4 группы.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами поговорим, ещё об одном важном для жизнедеятельности растений – это удобрения. Пройдёмте с вами по лаборатории. Для нормальной жизнедеятельности растения должны получать из земли необходимые витамины. При недостатке их этого замедляется рост растений, и они плохо зацветают; нехватка их вызывает посветление листьев. В цветочных магазинах продают готовые смеси минеральных удобрений, которые употребляют согласно прилагаемой к ним инструкции. Удобрения бывают жидкие в виде раствора, сухие – в виде порошка (показать) или гранул. Подкормку начинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в две недели; заканчивают её осенью. При поливе питательными растворами необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на растение. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное. Излишняя подкормка может погубить растение.

Физминутка:

Воспитатель имитирует посев семян:

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

Воспитатель: А сейчас, коллеги, нам необходимо рассмотреть наши результаты наблюдений на фото.

Воспитатель: Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

А сейчас, давайте вспомним ещё один наш эксперимент с луком. В чём состоял наш эксперимент?

Дети: Мы наблюдаем за ростом лука, который посажен 1 в землю и помещен в темное холодное место, а 2 поставлен на светлое, тёплое место.

Воспитатель: Совершенно верно мы с вами наблюдали за его изменениями, которые произошли с нашими опытными луковицами. Приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель: В ёмкостях выросли луковицы. Но пёрышки взошли по-разному. Вы не находите?

Дети: Да. Во 2 пёрышки выглядят крепкими и здоровыми. А в 1 редкие и слабые, бледно-зелёные.

Воспитатель: Вам необходимо проанализировать ситуацию. Эту 1 ёмкость мы ставили куда?

Дети: В тёмное, холодное место, и пёрышки появились слабые, бледно-зелёные, больные.

А 2 ёмкость стояла на светлом, тёплом месте. И пёрышки здесь проклюнулись быстрей, и выглядят хорошо, тёмно-зелёные, сочные, жирные, и корешки длинные.

Воспитатель: Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни?

Дети: Свет, тепло, вода, воздух.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас давайте вспомним, какими способами мы сажали с вами растения?

Дети: Семенами, отростками, черенками, делением корня, отпрысками.

Воспитатель: Какие растения мы сажали семенами?

Дети: Огурцы, бархатцы.

Воспитатель: А как мы сажали хлорофитум?

Дети: Делением корня, отпрысками или детками.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, что мы с вами видим?

Дети: Что растения посаженные детками, растут быстрее, чем делением корня, но они меньше.

Воспитатель: А, что бы нам продолжить дальше работать в нашей лаборатории, я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться, сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте, что вы сейчас превратитесь в красивый цветок. Давайте попробуем!

Звучит спокойная расслабляющая музыка.

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Росли - росли…и вот вы уже большой и красивый цветок! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо отдохнули, но у нас с вами ещё есть задания. Вам нужно будет посадить фасоль в землю. 1 ряд сажает сухую фасоль, 2 ряд фасоль которую, мы с вами замочили на ночь, а 3 ряд сажают пророщенную фасоль. Возьмите ёмкость под номером 1, и посадите в неё фасоль. Сажать нужно правильно, аккуратно, когда вы будете класть фасоль, то её нужно класть вверх глазком. Что нужно сделать в первую очередь?

Дети: Раскопать ямку лопаточкой, потом немного полить, затем положить фасоль присыпать её землёй, и ещё немного полить.

Воспитатель: Хорошо приступайте к выполнению задания.

Дети сажают с комментированием действий.

Воспитатель: А сейчас первые столы 1, 2, 3 ряда свои посадки накроют полиэтиленовым пакетом, и посмотрим, где же семена фасоли взойдут быстрее? Ребята скажите, зачем мы накрыли пакетом наши посадки?

Дети: Для того чтобы земля не сохла, под пакетом земля будет тёплой.

Воспитатель: А сейчас подведём итог наших опытов. Я сейчас буду вам показывать карточки, а вы должны будете назвать, где и как мы их использовали в наших опытах, на нашем сегодняшнем занятии.

Подвожу итог занятия, поощряю детей.

Список использованной литературы:

1. «Занятия по экологии в детском саду». Коломина Н. В.

2. «Методика экологического воспитания в детском саду». Николаева С. Н.

3. «Методика организации экологических наблюдений в детском саду».

Иванова А. И.

4. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Николаева С. Н.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание — региональный подход» Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края.

Дидактическая игра «Части растений»Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: "Части растений" Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: «Жизнь растений в разной среде»
Опубликовано: 11 августа 2012 в 08:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...