Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: «Русская печь»

Наталья Захарчук
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: «Русская печь»

Пояснительная записка.

Интерактивное логопедическое занятие «Русская печь» подготовлена для дошкольников старшей логопедической группы. Занятие строится на основе экспозиции школьного музея «Русская изба. Утварь» и содержит различные задания и игры, позволяющие детям узнать о традициях наших предков, алгоритме построения русской печи, о профессии печник. В ходе деятельности, опираясь на эмоциональное состояние, дошкольники с ОНР имеют возможность обогатить словарь специфическими словами.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: „Русская печь“» размещена в разделах

Форма проведения: интерактивное занятие.

Изучаемые элементы: русская печь, профессия – печник.

Место проведения: школьный музей «Русская изба. Утварь»

Материально - техническое обеспечение: макет «Печь», репродукция «Печник», настольный строительный материал, аудиозаписи «Русские народные мелодии», костюм «Емеля».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшей логопедической группы

Тема : «Русская печь»

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные : расширять словарь детей; закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы; продолжать учить детей отвечать полным предложением.

Развивающие: развивать мыслительные способности путём загадывания загадок и определение последовательности работы; развивать умение строить из конструктора модель по схеме; развитие общей моторики.

Воспитательные: чтить традиции русского народа; воспитывать бережное отношение друг к другу и труду; вспомнить правила поведения в музее.

Материал: аудиозапись русской народной мелодии, макет печи, герой в русском наряде, строительный материал настольный.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи. Заучивание загадок, пословиц и поговорок.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

Логопед :

- Ребята, мы сегодня оказались в музее, и я хочу обратить Ваше внимание на один предмет. Но сначала отгадайте загадку:

В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

Что это?

Дети: - Это печь.

2. Рассказ – знакомство с экспонатом музея: фоном звучит русская народная мелодия.

Логопед : Правильно, печь.

Проходите, давайте рассмотрим печку, которая стоит в Нашем музее.

В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.

Русская печь – удивительное изобретение. «Без печки хата – не хата» - так говорили русские люди.

Как вы, думаете для чего нужна печь?

В те далекие времена и хлеб пекли и всю еду для людей и живности готовили в печи. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно даже было спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.

Чугунок в печь

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Давайте рассмотрим макет печки повнимательнее и прислушаемся к новым словам…

Устье русской печи закрывали заслонкой.

Печка стояла, как правило, слева от входа. Угол, к которому печь была повернута устьем или топкой, назывался бабьим кутом. Здесь хозяйничали женщины, и за занавеской находился небольшой стол и стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари…

А теперь ребята вспомните слова, которые были Вам не знакомы и давайте повторим их

Дети вместе с логопедом повторяют слова : устье, заслонка, топка, бабий кут. Логопед объясняет и показывает, что это такое, если понадобится.

3. Физкультминутка.

Логопед :

Встаньте, ребята на ковер, давайте будем выполнять движения по тексту.

На горушке – избушка,

Живёт в ней старушка.

Сидит на печи, жуёт калачи.

4. Сюрпризный момент. Под русскую народную мелодию в помещении музея появляется Емеля на печи.

Логопед :

Ребята, кто это? Из какой сказки к нам пришёл этот сказочный герой? (ответы детей)

Правильно. Из сказки «По щучьему велению».

Здравствуй, Емеля! Нельзя всё время лежать на печи, нужно учиться и работать!

А нам с ребятами хотелось бы узнать, откуда у тебя печь. Расскажи нам.

Емеля:

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу.

Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой деревянный сруб. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи –ровное, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над ним сооружали из камня и глины свод печи.

Логопед :

Ребята Вы поняли из рассказа Емели, как называлась профессия человека, который мог сложить печь?

Дети:

Печник

5. Конструирование :

Логопед :

Ребята, а давайте, и мы испробуем свои силы. Будем настоящими печниками

Дети подходят к столам, на которых разложены наборы деревянного конструктора. Они строят печки из настольного строительного материала.

Логопед с детьми и Емелей обсуждают постройки, выбирают самые лучшие.

6. Итог непосредственно образовательной деятельности.

Емеля:

Ну и что же вы сегодня нового узнали?

Логопед :

Дети могут много нового рассказать о твоей любимой печи!

Емеля:

Ну что ж, хотелось бы послушать!

Логопед :

Для чего людям нужна печь в избе? (Для тепла, готовить еду)

Назовите профессию человека, который устанавливает в избе печь. (Печник)

В каких русских народных сказок печь является героем произведения? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).

Публикации по теме:

Наш мини-музей «Русская изба» в 1 младшей группеНаш мини-музей «Русская изба» в 1 младшей группе Наш музей русская изба. Вместе с родителями мы создали в 1 младшей группе мини музей РУССКАЯ ИЗБА. Русская печь была сделана из коробок,и.

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы Тема: «Русская печь»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 16:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД