Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка. По теме: «Пасха–яйцо», в старшей гр.

Тамара Коваленко
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка. По теме: «Пасха–яйцо», в старшей гр.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 31 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект

непосредственно образовательной деятельности.

Художественное творчество. Лепка.

по теме : «Пасха – яйцо»

в старшей группе.

Подготовила:

Коваленко Тамара Збигневна,

воспитатель

МДОУ ДСКВ № 31 г. Ейска МО Ейский район

2012 г.

Пояснительная записка

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, Художественное творчество, Лепка, По теме: „Пасха–яйцо“, в старшей гр,» размещена в разделах

В настоящее время дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, одежда, жилище.

А как выглядят музыкальные инструменты, что представляют собой куклы-самоделки, какие песни звучали? Что мы знаем о буднях и праздниках казачества, о кубанской старине?

Работа в этом направлении началась с первого дня нового учебного года, важно было добиться у ребят пробуждения творческой активности, развить интерес к познанию истории своего народа.

Дети, со свойственной им любознательностью погрузились в мир давно забытых игр, обрядов, обычаев, сказок, колыбельных песен.

Методика построения игровых развлечений, бесед, экскурсий предусматривала обязательной включение практической части (изготовление соломенной куклы, плетение пояса, лепка, рисование и т. д.).

Дети с удовольствием украшали узором с кубанским орнаментом рушники, сарафан казачки, расписывали печь в казацкой хате, лепили и расписывали посуду, самостоятельно конструировали куколку-казачку, украшали орнаментом детали одежды.

Создание устойчивого интереса к предстоящей работе способствовала предшествующая работа: тематическая беседа на тему: «Пасха-праздник для всех, «Цыпленок и яйцо».

На непосредственно образовательной деятельности рассмотрели сырое куриное яйцо, разбили скорлупу, вылили яйцо в миску. Дети рассказывали, что видят: жидкий и прозрачный белок и желток - желтый шарик, плавающий в белке. Белок растекся во все стороны, а желток слегка сплюснулся в лепешку, но не расплылся, потому, что он покрыт тонкой и прозрачной оболочкой.

Какое замечательное чудо зарождается в жизни, происходит в яйце, пока курочка высиживает его. Из желтка и белка образуется живое существо – цыпленок. Так дети узнали, почему с давних времен христиане дарили и продолжают дарить друг другу на Пасху чаще всего – настоящие куриные яйца, как символ воскресения, символ будущей жизни, символ возрождения. Поэтому создание правильной мотивации для детей: «А Вы хотите украсить пасхальное яичко, позволило обеспечить стойкий интерес и положительное отношение к предстоящей работе.

Детям уже стали близки и знакомы произведения декоративно-прикладного искусства кубанских мастеров, рельефная декоративная лепка (изразцы, барельеф).

Дети знакомы с кубанскими узорами, их особенностями и элементами, с основными методами и приемами работы с глиной, пластилином. Использование всех этих, на мой взгляд, эффективных педагогических методов и приемов позволило подготовить детей к самостоятельной работе с объемной формой – яйцом.

В процессе практической деятельности я поощряла проявление самостоятельности, инициативы, творческого подхода к работе : ведь яичко можно украсить не только пластилином, но и с бусинками, бисером.

Усилия детей были вознаграждены: какие разные, удивительные и красочные получились яички. Дети выложили их на блюдо с проросшими овсом, с интересом делились своими впечатлениями, кому они хотели бы подарить их, какое настроение они вызывают?

В этот момент дети в полной мере ощутили гордость, радость за свой творческий труд, это было настоящим итогом непосредственно образовательной деятельности.

Закончилась непосредственно образовательная деятельность игрой «Собери целое яйцо". Игра способствовала развитию внимания, зрительной памяти, формированию у детей общего интереса, единой цели.

Работа в данном направлении позволяет воспитателю провести результативную, созидательную, творческую работу, содействовать формированию привычки следовать осознано традициям.

Тип непосредственно образовательной деятельности : тематическое

Обучающие задачи:

Учить детей создавать декоративную композицию на объемной форме (на яйце) пластическими средствами по мотивам народного искусства.

Познакомить детей с символами праздника «Пасха».

Развивающие задачи:

Продолжать освоение рельефной лепки на объемной форме (на яйце).

Вызывать интерес к различным действиям с пластическими материалами, бусинками, бисером.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Расширять словарный запас.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству, возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Активизация словаря: закрепить слова: растительный декор, узор.

Подготовительная работа: беседа о Пасхе; рассматривание писанок или их высокохудожественных изображений, произведений декоративно-прикладного искусства с растительным декором, рисование на объемной форме (скорлупные яйца); лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо цветок», «Солнышко покажись»; беседа о декоративно-прикладном искусстве.

Список использованной литературы:

«Российский этнографический музей – детям» Ботякова А. О., Сорокина Г. Г.

План тематической непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент (1 мин).

- чтение стихотворения «Уж верба вся душистая…».

II. 1. Беседа о Пасхе, о значении этого слова, обычаях, обрядах, об истории украшения яиц (3 мин).

2. Рассматривание красиво украшенных яиц (писанок) (5 мин).

«Из чего можно вырастить цветы».

- закрепить знание детей об узорах,

- рассмотреть и назвать символику декоративных элементов, завитков,

- уточнение, что украшать можно не только пластилиновыми узорами, но и дополнять бисером, бусинками,

- уточнение последовательности работы.

III. Практические действия детей (10 мин).

- украшение детьми яйца пластилиновым узором, использование бисера, бусинок.

IV. Обобщение полученных на непосредственно образовательной деятельности знаний (1 мин).

V. Игра “Собери целое яйцо» (3 мин).

Ход непосредственно образовательной деятельности :

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками», деревянными, фарфоровыми и другими. (приложение № 1)

II.1. Беседа о Пасхе, о значении этого слова, обычаях, обрядах, об истории украшения яиц.

Воспитатель: Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Воспитатель: Я не зря принесла Вам весенним днем эти яички и хочу спросить: «Какой духовный праздник приближается?».

Дети: «Пасха».

Воспитатель: Скажите, а что означает слово «Пасха»?

«Избавление»

Воспитатель: Правильно, в России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи : ведь такой праздник объединяет людей в едином чувстве, настроении, духовно сплачивает разобщенных людей и даже если кто-то с кем-то поссорился, в этот день они забывают про свои обиды, и мирятся, избавляются от обид. Вот и у нас русских людей скоро Пасха, а с ней и те обряды и обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю. О каком пасхальном обычае вы уже знаете?

Дети: Правильно: печь куличи, красить и украшать яички, дарить друг другу пасхальные яйца.

Воспитатель: А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу именно яйца?

Воспитатель: Верно ребята. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. (приложение № 2)

Воспитатель: Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю – верили, что урожай будет хороший. Когда рождался жеребенок, то хозяин яйцом проводил по его спине, чтобы он не болел и быстрее рос. Эти обряды и обычаи складывались веками и дошли до наших дней. Один из них – красить и украшать яйца, а затем дарить друг другу.

Каждый член семьи старался украсить свое яичко особенно красиво.

2. Рассматривание красиво украшенных писанок.

Воспитатель: Полюбуйтесь, сколько красивых украшенных расписных яиц у меня на подносе.

Воспитатель: Чем они украшены?

Дети: Узорами.

Воспитатель: А есть ли на подносе яйца, которые отличаются по оформлению от всех остальных?

Воспитатель: Верно, это яйцо, украшенное пластилиновым узором, как на изразцах.

Воспитатель: А что такое узор?

Дети: Ритмическое чередование линий, точек, цветов, завитков.

Воспитатель: Посмотрите на символику декоративных элементов. Что обозначает волнистая линия, прямая линия? (приложение № 3)

Дети: Это дорога, реки, ручьи.

Воспитатель: Что обозначает круг, точки?

Дети: Это символ солнца.

Воспитатель: Что обозначают бесконечники?

Дети: Это символ вечной жизни, возрождение природы.

Воспитатель: Что обозначает цветок, лепесток?

Дети: Весна, счастье, жизнь, родители.

Воспитатель: Ребята, праздник Пасхи мы встречаем

И яички пластилином украшаем

Вот пасхальное яйцо –

Ах, не празднично оно.

Ты яичко покатись –

К празднику принарядись.

III. Практическая часть.

Воспитатель: А украшать яичко можно не только пластилином, но и бисером, бусинками. Подумайте, кто, как хочет украсить свое яичко? У вас обязательно получится, приступайте к работе. (Далее оказываю индивидуальную помощь).

Воспитатель: Вот и окончена работа

Позабыты все заботы.

Вот яичко покатилось

К Великому празднику Пасхи принарядилось.

IV. Обобщение полученных на непосредственно образовательной деятельности знаний.

Воспитатель: Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички. (приложение №4)

Какое настроение они у вас вызывают?

Дети: Радостное, это яичко я хочу подарить маме.

Воспитатель: Как в народе говорится: «Кончил дело, гуляй смело!». Пришла пора поиграть детвора.

V. Народная игра «Собери целое яйцо» (приложение №5)

Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе даются разрезные на части украшенные узором яйцо. Составляется узор на частях, необходимо собрать целое яйцо.

Публикации по теме:

Художественное творчествоХудожественное творчество .

Моя первая публикация в журнале «Творчество в детском саду»Моя первая публикация в журнале «Творчество в детском саду» Дорогие коллеги! Спешу поделиться своей радостью. В журнале «Творчество в детском саду» №3 2012 года на странице 26 опубликовали конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка. По теме: «Пасха–яйцо», в старшей гр.
Опубликовано: 27 октября 2012 в 11:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД